Бразильский город стал новой площадкой для проведения Школы ГИТИСа – впервые педагоги и студенты знаменитого Российского института театрального искусства прибыли в Сан-Паулу, чтобы поделиться своим опытом и знаниями со студентами крупнейшей бразильской театральной школы Teatro Escola Macunaíma. Одна из главных ее особенностей: преподавание здесь ведется по системе К. С. Станиславского.
В течение недели преподаватели
ГИТИСа проводили серию тренингов и мастер-классов для местных студентов.
Старший преподаватель кафедры сценической речи
ГИТИСа Татьяна Васильева показала бразильским студентам, как правильно работать с опорным дыханием и снимать напряжение.
На ее занятиях по речи студенты освоили технику внутриглоточной артикуляции, научились выводить звук и управлять внешней артикуляцией, а также познакомились с упражнениями дыхательной гимнастики
Александры Стрельниковой, известной оперной певицы и педагога.
Занимались студенты Teatro Escola Macunaima и сценической пластикой: они оттачивали своё мастерство в парных и индивидуальных тренингах, экспериментировали с тростями и теннисными мячами, постигая искусство сценического боя без оружия.
«Задача любого тренинга – это владение своим телом. Для того чтобы владеть телом, надо его хорошо знать. Необходимо понять, какие возможности есть на сегодняшний день, и их развивать», – рассказал заведующий кафедрой сценической пластики
ГИТИСа Айдар Закиров.
Анна Трифонова, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра
ГИТИСа, в рамках открытого урока создала этюды по мотивам пьесы
«Вишнёвый сад», чтобы помочь студентам освоить работу с событийной структурой произведения. Это ключевой элемент метода действенного анализа, который был первоначально предложен
Константином Станиславским, а позже развит
Марией Кнебель. Такой подход позволяет актёрам глубже проникнуть в суть пьесы, понять её внутреннюю динамику и выстроить свои роли на основе последовательных действий персонажей.
«Образ сада – это исток рода, счастья людей, живущих в имении. Можно ли продать Родину? Образ вишнёвого сада о том, что не всё продаётся», – сказала студентам
Teatro Escola Macunaíma Анна Трифонова.
В завершение открытого урока каждая группа студентов представила свой отрывок из пьесы «
Вишнёвый сад». Первая группа разыграла сцену «
Приезд», вторая –
«Последние минуты счастья», а третья – «
Отъезд». В финале сцены отъезда был создан речевой этюд, в котором бразильские студенты с помощью звуков и музыки показали, как они представляют себе вишнёвый сад.
«Студенты начинали звуковое существование, выстраивались в красивое звуковое дерево. Забытый Фирс с помощью звука врастал в это дерево и вместе с другими персонажами замирал в этом положении», – рассказала
Татьяна Васильева.
А завершилось занятие «
Дракой». В этом этюде студенты
ГИТИСа Нестор Фещенко и
Максим Карушев продемонстрировали свои навыки сценического боя.
Первая школа ГИТИСа в Бразилии организована в рамках программы стратегического лидерства «Приоритет 2030».
В
Teatro Escola Macunaima также работала уникальная выставка
«Станиславский – актёр», организованная совместно с
Музеем МХАТ. Этот проект посвящён знаменательным датам: столетию основания
Музея МХАТ и 160-летию со дня рождения великого реформатора сцены
Константина Станиславского. Экспозиция рассказывает о другой, актерской стороне великого мастера. Она прослеживает его творческий путь: от первых шагов в любительском театре до ярких ролей в Обществе искусства и литературы, а также образов, созданных им на сцене Московского художественного театра и на зарубежных сценах.
Иллюстрация: использованы изображения Freepik, Aidan Formigoni