Пока в холодной России обсуждали, достаточно ли для тусовочного наряда одного носка, в жаркой Бразилии готовились к самой массовой «почти голой вечеринке». 9 февраля бо́льшая часть жителей Рио-де-Жанейро не просто оденется в купальники, золото и перья, но и пройдет в таком виде по центральном улицам города. Сопровождаться все это красочное действо будет песнями и плясками. Именно так — ярко, громко, зажигательно и эротично — проходит традиционный карнавал в Рио. Умопомрачительный танцевальный марафон продолжится вплоть до 14 февраля. За симпатии жюри и зрителей будут бороться лучшие школы самбы: каждая из них на специальной платформе за 80 минут покажет представление, которое сложно загнать в рамки одного жанра. Это и спектакль, и мюзикл, и танцы, сдобренные непередаваемым латиноамериканским и африканским колоритом. Слабонервным пуританам вход воспрещен. По крайней мере, без валокордина.
Ноги у знаменитого праздника такие же длинные, как у бразильских карнавальных танцовщиц, в том смысле, что растут они еще из давних традиций. Историки считают, что корни карнавала уходят то ли в древнегреческий весенний праздник в честь бога вина Диониса, то ли в древнеримские праздники Сатурналий и Вакха. Разные эпохи и народы роднили одни традиции: в эти дни всякая работа останавливалась, рабы на время становились свободными и даже получали право есть за господским столом, а для пущего веселья могли посреди белого дня обменяться одеждой. Всю малину испортил, как это часто бывало, приход христианства — все языческие традиции были пущены под нож.
Позже Римско-католическая церковь превратила Сатурналий в праздник, предшествующий началу Великого поста. Но в какую счастливую вакханалию превратятся эти дни в Латинской Америке, церковь, конечно, и не представляла.
К 19 веку концепция изменилась. Во время праздников стали проводить уже организованные парады, правда, преимущественно для элиты: аристократы в шикарных нарядах и масках устраивали шествия, и, порой, колонну даже возглавлял император страны. Никаких зажигательных танцев — только вальсы, только хардкор. Спустя десятилетие в карнавалах стали участвовать военные оркестры, которые двигались на «прабабушках» современных платформ — повозках, запряженных лошадьми.
Демократизировался же праздник только к концу века — к параду присоединился и рабочий класс. Рядовые горожане, независимо от статуса и положения, также надевали костюмы и шествовали рядом с музыкантами, играющими на струнных инструментах и флейтах. Что интересно: в годы военной цензуры карнавал был способом выражения политического недовольства.
Африканская магия
В то яркое и зажигательное действо, каким сейчас является карнавал в Рио, его превратили африканцы. После отмены рабства в 1888 году бедные чернокожие переселенцы заполонили кварталы Рио. Вместе с собой афробразильцы привезли не только надежду на светлое будущее, но и эклектичную смесь музыкальных, песенных и танцевальных стилей, известных всему миру как самба. Вирус самбы благодаря своей зажигательности оказался столь заразительным, что вскоре распространился по всему городу — от самых бедных трущоб до богатых гасиенд. Даже сегодня самбу поют и танцуют и в хижинах гетто, и в роскошных особняках; она действительно объединяет бразильский народ.
Неудивительно, что в 1917 году самба стала неотъемлемой частью Карнавала в Рио. Правда, выступавшие на ней коллективы не принадлежали к какой-то официальной организации, чаще всего это были просто уличные оркестры, которые впоследствии объединялись в группы и клубы по интересам.
Первая школа самбы, Мангейра, появилась в 1928 году, после чего выступления вышли на новый уровень: концепцию представления тщательно продумывали, шили костюмы, выбирали песни и изготавливали платформы. Конкуренция ужесточалась, поэтому другие команды из разных общин в окрестностях Рио последовали по стопам Мангейры и сформировали свои школы самбы для участия в карнавале. Профессиональный уровень команд рос с каждым годом, представления становились ярче и интереснее, в итоге парад самбы стал таким популярным в Рио, что в 1971 году организаторам пришлось установить лимит времени для каждой команды.
Улицы Рио долгое время оставались главной сценой карнавала, но в 1984 году власти решили, что всемирно известный фестиваль песни и пляски достоин своего места под жарким бразильским солнцем. Тогда и был построен знаменитый Самбадром — ныне основная площадка для проведения карнавала, вмещающая 80 тысяч зрителей. Раньше это была просто улица длиной в километр в городском районе Эстасио, которую впоследствии огородили и оснастили удобными трибунами, так что все действо можно увидеть с любой точки.
Сам же карнавал проходит в несколько этапов. На первом — участники показывают все, на что они способны, представляя свою школу. Победители переходят во второй этап и участвуют в Параде чемпионов. Каждая школа самостоятельно выбирает себе тему костюмов, оформление платформы, танцы и песни, а выступать разрешено командами до 4 тысяч человек. Это самая масштабная ярмарка талантов в Бразилии.
И самая дорогая: каждая школа самбы тратит на наряды и декорации до 40 тонн прессованной бумаги, 80 тысяч метров ткани, 6 тысяч литров краски, тонны клея, гвоздей, полипропилена и противопожарного окислителя. Затраты иной раз составляют больше 1 миллиона долларов, но частично окупаются за счет местных жителей и туристов, которые хотят присоединиться к шествию.
Конечно, туристов привлекает не только красота традиции, но и его максимальная эротичность. Бразильский карнавал – одно из самых откровенных шоу планеты. В 1976 году на радость всех зрителей-мужчин танцовщицы впервые выступали топлесс, но раздеть полностью артисток так и не смогли: комиссия по делам несовершеннолетних выступила категорически против. Поэтому сейчас на бразильском карнавале интимные части тела должны быть обязательно скрыты, краска и декоративные украшения – не в счет.
Что касается нарядов, для каждого участника шьют индивидуальный костюм, тратя на него десятки тысяч долларов, а после праздника костюм…выбрасывают. Это нерушимая часть традиции, ведь карнавал в переводе означает «прощание с плотским»: прошлое остается в прошлом, начинается подготовка к будущему.
Лучших исполнителей выбирает масштабная судейская комиссия. 40 членов жюри в ключевых точках стадиона, наблюдая за каждым движением, оценивают нити и блестки костюмов, значение песни, целостность самбы. В Пепельную среду, последний день празднования перед Великим постом по католическому календарю, объявляют победителя. Школа самбы, ставшая лучшей, получает внушительный денежный приз.
Но танцуют не только на главной площадке: карнавал выплескивается и на улицы Рио-де-Жанейро. Специальные группы, блокос, организуют танцевальные вечеринки. Начинаются они с того, что небольшая группа танцоров собирается в заранее определенном месте. Затем толпа марширует по улицам, собирая по пути все больше и больше людей. Самые популярные вечеринки организует блокос Simpatia é Quase, они рассчитаны на участников всех возрастов, так что можно взять с собой даже детей.
Ключевые точки, где собираются блокос, найти несложно: это центр города, районы Копакабана (Copacabana), Ипанема (Ipanema), Леблон (Leblon), Ботанический сад (Jardim Botanico) и Лагуна (Lagoa).
Toyota сообщила о завершении первой стадии проекта Woven City — создания первого умного города в Японии.
Эфиопия спустя полвека возрождает биржу ценных бумаг, чтобы либерализовать экономику.
Кандидат на должность руководителя NASA Джаред Айзекман планирует сократить финансирование лунной программы.
К моменту инаугурации Трампа многие участники криптосообщества поспешат зафиксировать прибыль и продадут BTC, что повлияет на его стоимость. Новости из мира криптовалют.
Площадь земель на планете, непригодных для сельского хозяйства, становится сопоставимой с размерами России.
Европейские автомобильные компании намерены сократить около 50 тысяч рабочих мест.