Пожалуй, самое потрясающее документальное свидетельство из жизни Оно «до Леннона» — это девятиминутное видео (снятое знаменитыми американскими документалистами Альбертом и Дэвидом Мэйселсами) ее нью-йоркского исполнения перформанса Cut Piece, которое также можно увидеть на выставке в Тейт. Эта концептуалистская работа поднимает крайне актуальные вопросы, связанные с феминизмом и властью, причем в то время они, судя по всему, считывались не так однозначно. «В контексте выставки Марины Абрамович [недавно состоявшейся в Королевской академии художеств в Лондоне] интересно проследить, как эти очень разные художницы исследовали представления о теле и разрушали границы, — говорит Бингам. — Cut Piece в той же степени об исполнительнице, что и о публике».
Куратор отмечает, что Йоко Оно по-прежнему сохраняет энергичность и актуальность, и приводит в пример песню и перформанс 2013 года Bad Dancer. «Она предстает в таком провокационном образе. Изумительно, что на ней ультракороткие шорты, а ей при этом 80. Она танцует со знаменитостями и комиками, это смешно и иронично».
«Интересно наблюдать за тем, как люди воспринимают творчество Йоко и как за это время изменилось его значение. Оно меняется с каждым десятилетием, потому что мы постоянно привносим новый контекст», — добавляет Джулиет Бингам.
Йоко Оно: избранное
Выставка в Тейт Модерн включает в себя более 200 произведений, среди которых текстовые инструкции, видео и аудио, фотографии и инсталляции. Мы выбрали несколько важных для творчества Оно жанров, тем и образов.
«Инструкции для картин»
В 1961 году в Нью-Йорке впервые прошла персональная выставка Йоко Оно. Она была открыта в галерее AG, принадлежавшей архитектору и дизайнеру Джорджу Мачюнасу, позже основавшему движение Fluxus, и включала чуть больше десятка картин, которые были созданы при участии зрителей или других художников. К некоторым произведениям прилагались письменные инструкции по их выполнению, но в основном Оно давала их устно. Когда через год состоялась выставка в Центре искусств согэцу в Токио, там уже были показаны только инструкции, без полотен. Это ознаменовало решающий концептуальный сдвиг в практике художницы.
В 1964 году в собственном издательстве Wunternaum Press Йоко Оно опубликовала книгу «Грейпфрут». Книга состояла из более чем 200 инструкций (партитур), разделенных на пять разделов: музыка, живопись, событие, поэзия и предмет. Смысл названия книги Оно объясняла так: «Грейпфрут — это гибрид апельсина и лимона, и для меня он олицетворяет Восток и Запад, две культуры в моей жизни».
На протяжении всей своей творческой практики Оно продолжает составлять инструкции, выполнять их публично и предлагает это делать зрителям.
Эти два важнейшие для художницы фильма, 24-минутный «Муха» (1970) и минутный «Свобода» (1971), посвящены исследованию уязвимости, насилия и положения женщин.
Фильм «Муха» основан на партитуре (по аналогии с «инструкциями для картин») Оно, которая гласит: «Пусть муха пройдется по телу женщины с ног до головы и вылетит в окно». В фильме участвуют актриса Вирджиния Ласт и мухи, «привезенные из Нью-Йорка»; все сопровождается многослойным саундтреком, в котором голос Йоко Оно сочетается с гитарными инструментальными партиями Леннона. Художница описывает и тело женщины, и муху как изображения самой себя; муха ассоциируется с грязью и разложением, а также олицетворяет концепцию свободного духа. Ультракороткометражка «Свобода» изображает Оно, стремящуюся вырваться из бюстгальтера.
«Небо»
Образ неба всегда был одним из главных для художницы. В детстве родители отослали ее вместе с братом из Токио в деревню, чтобы спасти от бомбардировок. Дети, часто голодные, находили утешение в том, что, лежа в траве, смотрели в небо. «Даже когда все вокруг меня рушилось, небо всегда было рядом со мной… — вспоминает Йоко Оно. — Я никогда не смогу отказаться от жизни, пока есть небо».
В 1983 году Оно напечатала в газете The New York Times рекламное объявление в форме статьи под названием «Капитуляция перед миром», где призывала критически относиться к насилию. О том же говорит работа «Дыра». На стекле, простреленном пулей, написано: «Перейди на другую сторону стекла и загляни в дыру».
В России Йоко выставлялась дважды: в 2007 году в ЦУМе на 2-й Московской биеннале современного искусства со спецпроектом «Одиссея таракана» и в 2019-м в Московском музее современного искусства с выставкой «Небо всегда ясное». Ярче всего тема пацифизма прозвучала в знаменитом «постельном» перформансе 1969 года с Джоном Ленноном под девизом «Занимайтесь любовью, а не войной».
«Добавь цвет»
Свою первую работу в серии «Добавь цвет» художница сделала в 1961 году, разбрызгивая чернила для рисования «суми» на длинную ленту ткани. Она развила эту идею в 1966-м в галерее Indica в Лондоне, предложив зрителям рисовать на небольших чистых холстах (именно там Оно познакомилась с Джоном Ленноном). Инсталляция «Добавить цвет» («Лодка беженцев», 2024), которую сейчас показывают в Тейт Модерн, начиналась с белой лодки в белой комнате.
Инструкция для этой коллективной работы гласит: «Синий как океан». Она написана, чтобы привлечь внимание к судьбам беженцев, отправляющихся в Европу по морю. Йоко Оно предлагает также задуматься о том, какую силу могут иметь коллективные действия. Надписи продолжают появляться каждый день.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
Фестиваль в «Иностранке» знакомит россиян с культурным наследием стран арабского мира.
Традиционная биеннале в Дакаре, которая раньше была ориентирована на элиту и состоятельных коллекционеров, в этом году впервые привлекла молодежь.
В информационно-культурном медиацентре БРИКС+ прошел вечер, посвященный персидской поэзии.
Стоимость биткоина впервые за 15 лет превысила 100 тысяч долларов. Новости из мира криптовалют.