Музыкальный мир Великобритании не так давно потрясло невероятное известие: на сцену возвращается легенда рок-н-ролла Элвис Пресли! Нет, не надо вызывать экзорциста, перед зрителями артист предстанет не во плоти, а в виде голограммы. Перенестись в прошлое предлагает масштабный проект «Эволюция Элвиса»: с помощью искусственного интеллекта воссоздадут не только образ артиста, но и его голос — сегодня нейросети способны и не на такое. Попробуем разобраться, как ИИ вторгается в мир человеческой музыки.
Британским музыкантам не впервой баловаться с искусственным интеллектом. Его, например, использовали, чтобы спустя 40 лет собрать на одной сцене легендарную шведскую группу ABBA. С помощью технологии захвата движения были созданы аватары артистов, ну или АББАтары, как шутят сами организаторы шоу. Концертная программа с высокодетализированными образами музыкантов была записана заранее. А во время концерта запись спроецировали на сцену в виде голограммы. Так Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон вновь заняли место за инструментами, а вечно молодые Агнета Фельтског и Анни-Фрид Лингстад исполнили всеми любимые хиты I Still Have Faith in You, Don’t Shut Me Down и другие.
Конечно, применение ИИ при создании голографических проекций – не такая уж инновация. Яркий тому пример – диджей Эрик Придз. На своих концертах электронной танцевальной музыки последние лет 15 он использует голографические проекции, управляемые искусственным интеллектом. Но здесь современные технологии служат скорее декорациями.
А вот «Эволюция Элвиса» предлагает зрителю нечто более эпичное. Во-первых, в отличие от «АББЫ», аватар кумира будет создан не с помощью технологии захвата движения, а исключительно нейросетями. Они детально проанализируют тысячи фотографий и видео, позволяющих воссоздать истинный дух артиста. Это не просто путешествие по воспоминаниям – это прыжок в новую эру, где технологии устраняют разрыв между прошлым и настоящим, позволяя фанатам заново пережить концерты, которые когда-то были лишь мимолетным моментом времени.
Во-вторых (и это не менее поразительная вещь), аватар Элвиса сможет общаться со зрителями в режиме реального времени в отличие от все той же «АББЫ», чей концерт был записан заранее. В-третьих, нейросеть покажет короля рок-н-ролла в разные периоды его жизни, публика будто бы сможет побывать сразу на нескольких его концертах одновременно.
И в-четвертых, голографические декорации и мультимедийные элементы воссоздадут другую эпоху – чем не настоящая машина времени?
Голограммное шоу Элвиса – впечатляющая демонстрация способности искусственного интеллекта воскрешать культовых артистов все более и более реалистично. Похоже, сбываются самые смелые мечты писателей-фантастов: нейросети в сочетании с голографией могут создать почти осязаемое изображение известных личностей, которых уже давно нет.
Может быть, мы пока это еще не осознали, но искусственный интеллект изменит мир музыки.
ИИ меняет мир
Нейросети уже пишут музыку, причем слушателю неискушенному порой отличить произведение бездушной машины от плодов труда человеческого довольно сложно. ИИ анализирует огромные объемы музыкальных данных, изучая закономерности и стили, что позволяет ему создавать композиции в любом жанре. То, на что люди тратят годы в музыкальных вузах, искусственный интеллект делает за часы.
ИИ может сочинять музыку, создавать уникальные звуки и даже предвидеть музыкальные тенденции, что делает нейросеть этаким доктором Борменталем – уникальным помощником и соратником в деле музыкальных экспериментов. Заняться этим может вообще любой человек. ИИ уравнял и демократизировал процесс написания музыки. То, что когда-то требовало дорогостоящего студийного времени и обширных технических знаний, теперь можно создать с помощью ноутбука и подходящего ПО, причем и попивая сок у себя в квартале, и даже не вставая с домашнего кресла.
При этом никто не говорит, что искусственному интеллекту нужно отдать на откуп весь процесс создания мелодий, он просто может сделать за человека рутинную работу, значительно ускорив при этом творческий процесс.
Искусственный интеллект способен изменить живые выступления так, как мы себе даже не представляем. Или, наоборот, представляем. Нарисуйте в своем воображении концерт, где музыка в режиме реального времени адаптируется под настроение аудитории или где захватывающие звуковые ландшафты меняются в зависимости от взаимодействия с публикой. Зрители заскучали? Взбодрим их ударным треком. Захотели лирики? Значит, следующая песня будет про любовь. Искусственный интеллект сможет анализировать общее настроение и подстраивать концертную программу под него. Персонализация живых выступлений — звучит как фантастика, но просто напомним, что несколько лет назад никто и подумать не мог, что можно будет побывать на концерте электронной копии Элвиса. Технологии развиваются с пугающей скоростью, и многие представления авторов фантастических романов становятся реальностью уже сегодня.
Наконец, искусственный интеллект меняет взаимодействие аудитории с музыкой. Уже сейчас можно «сходить» на концерт в виртуальную реальность с помощью технологии VR. Надеваешь очки и словно оказываешься на сцене рядом с любимым артистом. А можно крутить картинку на 360 градусов с помощью курсора мыши на компьютере или просто перемещая свой смартфон. Подобные ролики с виртуальными концертами сегодня есть даже на «Ютубе».
Нейросеть уже сейчас может составить плейлист не просто под наши предпочтения, но даже под настроение. На известном музыкальном приложении Spotify, пока еще в тестовом режиме, в поисковик встроили ChatGPT. Формируя запрос, можно не писать имя исполнителя или композиции, а сформулировать свои пожелания следующим образом: «подбери музыку, чтобы сосредоточиться на работе с инструментальной электроникой», «заполни тишину фоновой музыкой в кафе» или «создай настроение веселыми, оптимистичными и позитивными песнями». Искусственный интеллект добавит в плейлист все, что подходит под заданные параметры.
Получается, что будущее музыки — это не просто прослушивание, а переживание. Мы движемся к миру, в котором музыку не просто слышат, но чувствуют и проживают, выходя за рамки традиционных границ.
Моральный аспект
Есть во всей этой чудесной картине технологичного музыкального будущего несколько скользких моментов – морально-этический и правовой.
Использование искусственного интеллекта для «воскрешения» артистов вызывает бурные дебаты. Главный вопрос: насколько этично создавать образ певцов для концертов, ведь на подобное они никогда не давали согласия?
С одной стороны, эти технологические чудеса позволяют фанатам вновь пообщаться с легендой и получить эмоции от концертов, на которых большинство не смогли побывать в силу своего юного возраста. Но, с другой стороны, хотели ли бы этого сами артисты? Может, им было бы приятнее остаться в памяти людей самим собой, а не электронной копией? А может, и наоборот — возможность сохранить себя в веках, пусть и виде аватара, порадовала бы легендарных исполнителей.
И тут тоже есть несколько важных моментов. Во-первых, юридический. Раз уже сам артист уже не может выразить свое мнение, дать согласие и высказать свои пожелания должна семья, либо тот, кто сейчас распоряжается его наследием. Во-вторых, нужно не просто воссоздать образ художника, но и передать суть его творчества, оставаться верным его стилю и духу. Никак не возможно, чтобы Виктор Цой вернулся в виде виртуального аватара с попсовыми песнями – такого фанаты не простят никогда.
В-третьих, большую роль играет подлинность. Искусственный интеллект и голографические технологии могут создавать визуальные и звуковые точные изображения, но передать характер и поведение, которые и определяли личность многих великих исполнителей и делали их концерты уникальными, – задача посложнее. Если солист любил разбивать гитару на концерте реальном, то он должен это делать и на концерте виртуальном, но сделать это только с учетом нужного момента и настроения публики.
Тут предстоит балансировать между инновациями и уважением, чтобы воссозданные аватары не искажали и не упрощали вклад артиста. Очень осторожно нужно исследовать и то, как артисты могли бы развиваться, с кем из современных исполнителей сотрудничать, но опять же — делать это тщательно и внимательно, чтобы концерт с аватаром не превратился в ярмарочное кривляние и голографические пляски святого Витта. Конечно, когда подобные выступления станут привычной нормой, все эти нюансы упростятся: ныне живущие артисты сами смогут решать — оставлять ли после себя электронное наследие, давать ли согласие на создание аватара и проведение концертов и на каких условиях.
Поскольку мир стоит на перекрестке технологий и творчества, возможности сегодня так же безграничны, как и наше воображение. Голограммное шоу Элвиса — это только начало концертов будущего, где дирижёром выступит искусственный интеллект. В этом новом мире ИИ не просто инструмент — это холст, сцена и новый голос в хоре музыкальных инноваций.
Мария Седнева
Фото: скриншоты с сайта https://youtu.be/iEikjzZO2N8?si=dlMbg0hjESY766tB , https://youtu.be/ixbcvKCl4Jc?si=JduWVzbZKp-ClidH
Изображения: нейросеть Kandinsky 3:0 В иллюстрации использовано изображение автора lakonicon (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
Власти Квебека повысили плату за обучение для англоязычных студентов в некоторых монреальских вузах, чтобы сохранить культурную идентичность провинции.