В начале августа примерно в 70 милях к северо-западу от Сан-Франциско корабль сбросил в океан необычный груз: трех оранжевых роботов, каждый более 20 футов в длину и по форме напоминающих торпеду. В течение всего дня водные беспилотники автономно бороздили воды, сканируя почти 50 квадратных миль океанского дна. На глубине около 3500 футов (примерно 1 км) на мощном гидролокаторе роботов появилось видение: внизу, в темноте, дроны увидели призрак.
Это были обломки «
Тихоокеанского корабля-призрака» — единственного эсминца ВМС США, захваченного японскими войсками во время
Второй мировой войны. Ранее известный как
USS «
Стюарт», или
DD-224, корабль покоился на территории, которая сейчас является
Национальным морским заповедником Корделл-
Бэнк.
Три дня спустя другая группа подводных роботов
сделала снимки затонувшего корабля. Несмотря на то что 96-метровый эсминец
покрыт морскими отложениями и стал домом для губок и крабов, он сохранился почти полностью.
«Этот корабль в отличном состоянии, что редкость для судна такого возраста. Он может стать одним из самых хорошо сохранившихся примеров четырёхтрубного эсминца ВМС США из существующих», — говорится в заявлении Марии Браун, управляющей национальными морскими заповедниками Корделл-Бэнк и Грейтер-Фараллонс.
После того как DD-224 был потоплен и брошен в водах у берегов Явы в 1942 году, он был поднят японскими войсками, которые после использовали судно для сопровождения своих военно-морских конвоев. О том, что глубоко в тылу врага находилось нечто, похожее на один из американских кораблей, сообщили пилоты союзников.
Уже после войны вернувшемуся в родную гавань кораблю
устроили символическое прощание: его вновь спустили на воду, отбуксировали в
Калифорнию, а затем 24 мая 1946 года
похоронили в море, сделав его мишенью для учебных стрельб. Выдержав двухчасовой огонь, упрямое судно
сдалось и затонуло.
«Вся история этого корабля была очень хорошо задокументирована, — сказал
Расс Мэтьюз, президент некоммерческой организации
Air/Sea Heritage Foundation и член команды исследователей. —
Единственный пробел, который в ней был, — где в настоящее время находится корабль».
Мэтьюз потратил годы, пытаясь определить последние
известные координаты корабля. Важную зацепку нашла его коллега
Лонни Шорера, она обнаружила
коммюнике ВМС США 1946 года, которое сузило круг поисков до заповедника
Корделл-Бэнк. Но ни одно судно, проходившее через заповедник, ни разу не наткнулось на эсминец, а
Мэтьюз и его коллеги
не могли найти финансирование, чтобы отправиться туда самостоятельно.
Удача улыбнулась исследователям в апреле этого года, когда Мэтьюз познакомился с Энди Шерреллом, директором по морским операциям Ocean Infinity. Компания как раз собиралась протестировать несколько своих самых больших автономных дронов. Почему бы не попытаться найти DD-224? Исследователям повезло: им удалось найти координаты буксира, который отвозил эсминец к месту его захоронения. Туда и отправилась команда.
Вообще,
подводное картографирование области площадью 37 квадратных морских миль (почти 70 кв. км) — района поиска DD-224 — обычно
занимает недели. Дроны
Ocean Infinity обнаружили корабль-призрак в течение нескольких часов.
После того как американская команда доставила
DD-224 домой, его переименовали в
RAMP-224, от аббревиатуры
Recovered Allied Military Personnel (возвратившиеся в строй военнослужащие союзных стран. — Прим. ред.), термина, который использовали для обозначения
освобожденных военнопленных.
По материалам The New York Times
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения diyah farida и U.S. Navy