Европейский ответ Starlink

Три европейских аэрокосмических гиганта намерены объединить три своих спутниковых подразделения. Речь идёт о Leonardo (Италия), Thales (Франция) и Airbus (Франция, Германия, Испания и Великобритания). Компании планируют создать совместное предприятие стоимостью 10 млрд евро со штаб-квартирой в Тулузе. По данным источников, имевших отношение к переговорам, стороны планируют заключить первоначальное соглашение уже в ближайшие недели.

Проект под названием «Бромо» (Project Bromo) предусматривает создание компании по производству спутников, которая сможет конкурировать с соперниками из Китая и США, включая Starlink Илона Маска.

11-1509 copy.webp

Как сообщают три источника, переговоры возобновились после сложного летнего раунда, когда стороны не могли договориться о том, как именно будут управляться и оцениваться активы. По словам ещё одного источника, летом сделка была и вовсе на грани срыва.

Хотя правительства стран в целом поддерживают идею, им ещё предстоит договориться о ключевых деталях: кто и чем будет владеть и как будет управляться новый альянс. Ожидается, что доли в совместном предприятии будут разделены примерно поровну, а для защиты особо чувствительных национальных интересов каждого государства будут созданы специальные организации.

Впрочем, источники предупреждают, что успех не гарантирован и сделка всё ещё может сорваться.

В Leonardo от комментариев отказались. В Airbus сослались на слова гендиректора Гийома Фори, который ранее заявлял, что компании движутся к сделке и ведут диалог с европейскими правительствами. «Мы на верном пути», – сказал он журналистам в Вашингтоне. «Мы поддерживаем диалог со всеми заинтересованными сторонами и готовимся получить антимонопольное одобрение, так что процесс идёт», – добавил Фори.

В Thales заявили: «На данном этапе соглашение не достигнуто. Мы продолжаем работу. Любые дальнейшие комментарии были бы преждевременными».

Прошлые попытки создать единую организацию в спутниковой отрасли проваливались из-за споров между странами и антимонопольных ограничений. Но сегодня ситуация изменилась. Стремительный взлёт Starlink и переход рынка на более дешёвые низкоорбитальные спутники заставляют европейских гигантов объединяться, чтобы не остаться за бортом.

Создание альянса – это не просто решение бизнеса, а часть большой стратегии Европы по укреплению своего суверенитета в космосе. А поскольку правительства Франции, Германии и Италии являются акционерами этих компаний, аналитики уверены, что такая важная сделка не состоится без их прямого одобрения.

По словам одного из источников, штаб-квартира альянса, скорее всего, разместится во французской Тулузе, где базируется Airbus, хотя окончательное решение ещё не принято. Вопрос о том, где будут находиться центры управления, всегда был болезненным для аэрокосмической отрасли Европы, известной своей раздробленностью.

Потенциальная сделка может создать крупного мирового игрока по образцу ракетостроительной компании MBDA, которой владеют Airbus, Leonardo и британская BAE Systems. MBDA была основана в 2001 году в результате слияния нескольких англо-французских и итало-британских компаний. Как и в случае с MBDA, в новом альянсе будут как общие международные проекты, так и отдельные национальные организации.


Reuters
Перевод Ивана Шапкина
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
16.09.2025
Важное

Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.

07.11.2025 17:00:00

Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.

07.11.2025 14:00:00
Другие События

Биткоин впервые за 7 лет падает в октябре, а Майкл Бэрри вернулся с предупреждением. Обзор главных событий на крипторынке.

American Bitcoin Corp укрепляет инфраструктуру США, а тепло от майнинга спасает финнов от холода. Обзор новостей крипторынка.

Медиапроект издания «За рубежом» представляет обзор ключевых событий Китайской Народной Республики.

Криптобиржа Swyftx впервые стала титульным спонсором Super Rugby.