Австралия, кино которой мы знаем по всему и всем, что и кого только можно представить (от блестящих актёров до «Безумного Макса»), вдруг внезапно ворвалась на рынок недорогих хорроров (такого в австралийском кино мы ещё, кажется, не видели) с фильмом «Два, три, демон, приди!» братьев Филиппу. На самом деле он называется «Поговори со мной / Talk to Me», но это не тот случай, когда нужно по-стариковски ворчать: «Вот, опять наши прокатчики локализованным названием всё испортили». Это тот самый вариант, когда наша версия - едва ли не лучше оригинала, ведь основой сюжета стала детская считалочка, которая вместе со страшным ритуалом может превратиться в смертельную опасность.
Ритуал такой: человека связывают, зажигают свечу, ставят перед ним главный макгаффин фильма – фарфоровою руку, якобы принадлежащую какому-то сатанисту. Остается только дружески пожать её - и дьявол вселяется в человека. Правило одно: нельзя дать этому процессу продолжаться более полутора минут, если этот лимит времени будет превышен хоть на сотую долю секунды, демон останется в тебе до самой смерти и будет убивать денно и нощно.
Начало фильма (как и блистательная концовка, но про неё мы вам не расскажем, это главный твист картины) не то чтобы пугает, но заставляет подпрыгнуть от неожиданности. Во время вечеринки молодой человек выходит из комнаты и безо всяких на то оснований всаживает нож по самую рукоятку в своего брата и тут же вбивает лезвие себе в глаз. Объяснения два: или парень находится под действием наркотиков, или он стал жертвой шутки, которая, по сюжету, недавно стала мемом в студенческой среде. По сюжету ролика на YouTube в связанных подростков вселяется демон, а само видео становится поводом для спора: это фейк, пранк или всё происходит на самом деле?
Подруги Миа и Джейд и ее брат-подросток Райли приходят на вечеринку, где, говорят, будет опробован тот самый ритуал, а так как Миа совсем загрустила в годовщину смерти матери, то это способ развеять грусть-тоску. Всё идёт не совсем по плану, и вот Миа загорается идеей вытащить свою мать из загробного мира. На очередной вписке разрешают малолетнему Райли тоже попробовать «пожать руку», только «чуть-чуть, на 50 секунд». Все увлекаются, веселью нет предела, но всё заходит очень далеко. Райли, которому ещё и 15 нет, расколачивает себе череп: бьется головой обо всё, что есть в комнате.
«Два, три…», конечно, не о чертовщине и не о демонах, да и не очень-то страшный (впрочем, кинокритик, организатор хоррор-феста и один из главных специалистов по фильмам ужасов Егор Москвитин рассказал нам, что моменты с мальчиком заставляли его содрогаться). Как и почти в каждом хорроре, снятом с момента изобретения кинематографа, в основе лежит метафора и глубокое высказывание. В данном случае - о разных родах аддикции, распространённых среди современной молодёжи. Наркотики или алкоголь – неважно. Важно, что проблема есть, и мы это знаем. «Это была самая потрясающая галлюцинация, в которой я будто бы сияла», - раскрывает эффект героиня фильма Миа. Очень похоже на «Коматозников» (не на тех, конечно, что были сняты в 2017 году, а на оригинал 1990 года с молодыми Джулией Робертс и Кифером Сазерлендом), но «…Демон, приди!» очень хорошо укладывается в нишу так называемых «современных интеллектуальных хорроров».
Основной сюжет фильма начинается с того, что герои едут по дороге, и на пути появляется сбитый мёртвый кенгуру. Во-первых, это говорит о том, что ничего хорошего героев впереди не ждёт. Во-вторых, это явная аллюзия на «Прочь» Джордана Пила, ставшего со времени режиссёрского дебюта флагманом этих самых «интеллектуальных ужастиков»: когда вроде всем всё понятно, но есть и второе дно, и третье, и так далее. А то, что в США австралийскую картину прокатывает студия A24, которая уже собаку съела на «новых ужастиках» («Солнцестояние», «Маяк», «Реинкарнация» - вот это вот всё, что мы любим), подтверждает нашу теорию.
Для братьев-близнецов, режиссёров и сценаристов Дэнни и Майкла Филиппу «…Демон, приди!» тоже является дебютом в большом кино. При этом - весьма достойным. Дьявол, как говорится, в деталях: вот Миа в начале фильма аккуратно наносит на ногти жёлтый лак, а вот в финальных сценах он у неё стёрт и содран. И жёлтый – это тоже неспроста, ведь как известно, это цвет смерти. Джейд появляется в одежде пастельных тонов, но в процессе ленты вещи приобретают кричащие оттенки. В ролях – специально подобранные неизвестные актёры, чтобы не отвлекать зрителя (есть только одна звезда - Миранда Отто, более известная по роли Эоин во «Властелине колец»).
Помните, как в главном офисе ИД «Коммерсантъ» на дверях были бронзовые ручки в форме протянутой ладони? Так вот, после этого фильма вам вряд ли захочется браться за что-то подобное (да и теорию шести рукопожатий лучше всего забыть). Не-не, демон, не приди, лучше катись отсюда и руку свою забирай.
Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.
Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.
Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.
Картина индийского режиссёра Нихила Махаджана «Годавари – священная река» признана лучшим фильм фестиваля
Философское наследие Фёдора Достоевского обсудят на Международном кинофестивале RapidLion.
10 февраля 2023 года состоялся релиз компьютерной игры «Hogwarts Legacy» («Хогвартс. Наследие») для консолей текущего поколения и ПК.