«Бедным-несчастным» достались богатство и счастье

«Бедным-несчастным» достались богатство и счастье

Как только не называли в этом году юбилейный 80-й Венецианский кинофестиваль! И покупным с подкупным жюри, и самым скандальным из-за фейков с участием звёзд первой величины. В погоне за сенсациями акулы пера печатали такие кликабельные и яркие заголовки, что нашей жёлтой прессе и не снилось. Однако уж за что не смогли поругать фестиваль даже самые острые на язык корреспонденты, так это за отсутствие на красных ковровых дорожках ярких звёзд. Таковыми в этом году стали не артисты (по понятно какой причине), а режиссёры и продюсеры: от Агнешки Холланд до Майкла Манна, от скандальных Полански, Бессона и Аллена до режиссёров, не имеющих подобных скверных бэкграундов, вроде Финчера, Андерсона, Линклейтера и Байона. Но самым большим шоком стало вручение «Золотых венецианских львов», потому что никто, абсолютно никто не сомневался в том, что главный приз достанется «Бедным-несчастным» Йоргоса Лантимоса.


Много кто из представителей массмедиа писал и говорил, что «Бедные-несчастные» сшит по мотивам «Франкенштейна» Мэри Шелли. Это, конечно, слишком очевидно, и это, конечно, глупости (вы бы ещё фильм ужасов «Виктор Франкенштейн» с Дэниэлом Рэдклиффом вспомнили). Если уж и брать пример для подражания, то здесь, в первую очередь, приходит на ум относительно недавняя «Нимфоманка» Триера (в плане текстуальном) или, с визуальной точки зрения, «Человек-слон» Линча.

 

Но Йоргос Лантимос – слишком большое явление в современном кинематографе, чтобы сравнивать его изысканные изделия штучной работы с другими фильмами. Это не значит, что он новый гений (хотя так и есть), но шутка ли: к своим пятидесяти годам снять как минимум четыре картины, годных на то, чтобы встать на пьедестал наравне с другой классикой кинематографа! Аласдер Грей написал свой роман Poor Things будто специально для греческого режиссёра. Это едкая остроумная сатира на бульварную литературу начала XX века. И её чудесно перевели на русский язык, оставив на страницах издания якобы гравюры, якобы письма и якобы научные изыскания из оригинальной книги.

 

Главный герой романа и фильма доктор Годвин (тоже с приставкой «якобы», потому что в процессе сюжета всё перемешается) находит беременную утопленницу Беллу и, вместо того чтобы вызвать полицию, забирает её тело для своего главного эксперимента. Он меняет ей её же мозг на мозг её же неродившегося ребёнка. Если сначала мы не можем оторвать взгляд от испещрённого ножевыми ранами лица Уиллема Дефо, сыгравшего доктора, которого величают сокращённо Год (God - авторы сюжета явно не страдают от стеснительности), то потом мы изумлённо наблюдаем за Беллой. Воплотившая эту роль Эмма Стоун проходит путь взросления от маленькой девочки (почти эмбриона) до женщины, от социализации до исследователя секса.

 

Лантимос в своей экранизации ещё сильнее гиперболизировал сюжет, добавив огромное количество деталей, стилистически напоминающих стимпанковую романтику: трамваи барражируют по воздуху, кабинет врача наполнен пробирками, чудными приборами и дымом, по улицам бегают жертвы доброго врача-экспериментатора Годвина: гуси с головами то ли собак, то ли свиней и козы с птичьими головами. Снимает всё это Робби Райан, то и дело меняющий не только фильтры под старину, но и цветовые гаммы, прибегая то к монохрому, то к яркой дивной картинке (если вы видели предыдущий фильм тандема Лантимоса-Райана - «Фаворитку», - то можете себе представить результат).

 

В общем, примерно понятно, за что «Бедным-несчастным» дали главную награду Венецианского кинофестиваля, «Золотого льва», но отсутствие у Эммы Стоун кубка Вольпи кажется вселенской несправедливостью. Награду за лучшую женскую роль у Стоун увела Кэйли Спэни, ранее звёзд с неба не хватавшая. Ее она получила за фильм «Присцилла» о жене короля рок-н-ролла. Точнее, о том, как жить и выживать рядом с одним из самых знаменитых людей на планете. Да, это фильм Софии Копполы, но сделан он без единого подмигивания «для тех, кто в теме», свойственном экстравагантному режиссёру, строго по книге Присциллы Пресли «Элвис и я». Мужскую награду взял Питер Сарсгаард за фильм «Память», в котором он играет психически неуравновешенного человека, случайно встречающего героиню Джессики Честейн. Последняя приобрела своих тараканов в голове после изнасилования ещё в школе. Герои узнают друг друга, они - бывшие одноклассники и пытаются выстраивать отношения, но бывших одноклассников не бывает.

 

Гран-при жюри получил фильм «Зла не существует» Рюсукэ Хамагути, известного многим по «Садись за руль моей машины». Это картина на острую экологическую тему и с почти русским посылом: жила-была деревня, славящаяся своей чистейшей водой из родника. Но пришли алчные капиталисты, собирающейся построить даже не вместо тихого села, а на почтительном расстоянии от него глэмпинг (как можно догадаться, это кэпминг, только гламурный). Проблема одна: канализация будет проведена аккурат рядом с ручьём. «Зла не существует» - это какой-то новый «Левиафан» с японским колоритом.

 

«Я капитан» Маттео Гарроне взял два приза: за лучшую режиссуру и лучшего молодого актёра. Это многих не устроило (а на любом фестивале всегда есть свои «униженные и оскорблённые»): несогласным показалось, что Гарроне воспользовался спекулятивной проблемой и снял кино про двух беженцев из Сенегала. Ещё большей спекуляцией показался пункт назначения, куда отправились ребята, а именно – в Италию. «Ну конечно, куда же ещё! В страну, где и проходит фестиваль», - бурчали недовольные критики.

 

Бурчали не только критики, но и поклонники кино. Ведь в программе мелькали такие режиссёры, как Дэвид Финчер (за его «Киллера» болел каждый второй зритель), Люк Бессон, Майкл Манн и Брэдли Купер (и это только в конкурсной программе, а если вы посмотрите на имена во внеконкурсной секции…), однако ни одному любимчику или любимице публики не досталось даже крохотного «львёнка». Но, как мы уже говорили, иногда подобные прецеденты становятся лучшей рекламой для фестиваля. Вот и 80-й юбилейный фестиваль на острове Лидо запомнят надолго, а председатель жюри Дэмьен Шазелл станет притчей во языцех. И, боимся, что навсегда.


Родион Чемонин
В иллюстрации использовано изображение автора Bernar Novalyi (CCBY3.0) и изображение автора tezar tantular (CCBY3.0 с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
14.09.2023
Важное

22 часа ожидания: как мы общаемся с зондами сквозь пространство и время?

13.04.2024 13:00:00

Заголовок: «Развалины в пустыне».

Номер и дата выпуска: 7 (452), 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

 

12.04.2024 19:00:00

Ученые предполагают, что жители Сибири переселялись в Северную Америку в эпоху оледенения.

12.04.2024 17:00:00
Другие События

Картина индийского режиссёра Нихила Махаджана «Годавари – священная река» признана лучшим фильм фестиваля

Философское наследие Фёдора Достоевского обсудят на Международном кинофестивале RapidLion.

25 февраля 2023 в Кейптауне (ЮАР) пройдёт чемпионат мира «Формула E» – первая в мире серия уличных гонок с участием электромобилей с открытыми колесами.

10 февраля 2023 года состоялся релиз компьютерной игры «Hogwarts Legacy» («Хогвартс. Наследие») для консолей текущего поколения и ПК.