Свободный жанр «короткого метра»

Свободный жанр «короткого метра»

Несмотря на то, что на 45 ММКФ приз за лучший короткометражный фильм получила очень симпатичная китайская лента «Всё», нам не меньше понравилась ещё одна короткометражка из Поднебесной «Остров мёда» о непростых взаимоотношениях отца и дочери, развивающихся во время пандемии. Мы поговорили с режиссёром и сценаристкой «Острова мёда» Чжоу Янь о специфике нынешнего китайского кинопроизводства, почему она считает проведение ММКФ подвигом и трудно ли снимать в своём фильме собственную дочь. 


- Насколько мне известно, вы начинали как сценарист…

- Да, я окончила литературное отделение института кинематографии, но сразу после выпуска я начала снимать документальные фильмы. Потом я работала ассистентом известных китайских режиссёров, например, у Цзя Чжанкэ на фильмах «Город 24» и «Любовь на Реке». С тех пор я работаю в этой сфере и считаю, что мне повезло, потому что я стала кинематографистом после практики у настоящих профессионалов, а не теории. Так, 10 лет назад я начала снимать собственные короткометражки. Но последние 3 года у нас была пандемия, и это стало большим ударом для китайской киноиндустрии.

- Сколько киношкол сейчас в Китае?

- В последнее время их стало очень много, практически в каждом крупном городе есть киношколы, но самая известная – Пекинская.

- Принимает ли государство участие в обучении кинематографистов?

- Да, особенно за последние пять лет китайское правительство сделало большие инвестиции в развитие кинообразования, и сейчас почти во всех творческих вузах Китая есть факультеты по обучению любым профессиям в кино. И государство принимает участие во вложении средств в создание фильмов, но это касается коммерческих картин. К сожалению, авторское независимое кино редко финансируется государством. Стоит добавить, что после пандемии практически в каждой провинции появились определённые фонды, которые участвуют в финансировании кино, но для того, чтобы получить эти деньги, режиссёру нужно найти очень влиятельного продюсера со связями.

Несмотря на то что у нас в Китае очень много молодёжных организаций, занимающихся кинематографом, я лично очень пессимистично смотрю на будущее артхаусного кино. Но я верю в силу искусства, в то, что его огонь никогда не погаснет, для этого нам нужно приложить усилия, чтобы не забывать о нём и поддерживать его. Я имею в виду именно авторское кино, а не коммерческое. У популярных фильмов своя логика развития.

- Вы снимаете фильмы специально для фестивалей? В России у короткометражек только один путь – это засветиться на узкоспециальных смотрах, вроде ММКФ.

- Я первый раз участвую в Московском кинофестивале, но раньше я участвовала в нескольких смотрах, например, в Берлине. И мне кажется, что для вас это большой подвиг – организовать такое мероприятие во время трудных внешних взаимоотношениях вашей страны со многими другими государствами.

- Смотрите ли вы работы других режиссёров и своих конкурентов по конкурсу короткометражного фильма Московского кинофестиваля?

- К сожалению, я успела посмотреть только те работы, которые были представлены в одном блоке со мной: российскую и французскую картины. Короткий метр – это очень интересный жанр, который позволяет за небольшое время раскрыть глубину персонажей и авторскую идею. И он специфичный с точки зрения национальности, он отражает национальную культуру его создателей. Таким образом, у нас в нашем блоке получился такой кроссовер из китайских, французских и российских культурных особенностей, и это прекрасно.

Вот, например, мне кажется, что европейскому зрителю будет нелегко считать то, что я хотела сказать этой лентой. Мой фильм одновременно очень простой и очень «китайский». То есть я имею в виду то, что эмоции и чувства переданы довольно необычно, по сравнению с фильмами моих европейских коллег.

- Как долго вы работали над ним?

- Когда я снимала «Остров мёда», у нас в Китае только-только сняли ограничения после пандемии, поэтому мы работали в непростых условиях. У меня дома гостил мой друг, и мы придумали с ним этот фильм. Я долго думала об этой картине, долго к нему готовилась, вдохновением для меня послужило творчество Вирджинии Вульф. Хотя идея этого фильма простая, но я работала над ней 10 лет, вложила в него те изменения и созревания меня как творческого человека во время подготовки к нему.

- То есть вы занимались «Островом мёда» 10 лет?

- Нет-нет. Конкретно этот фильм, мы снимали быстро. Я имею в виду то, что я думала над тем, чтобы снять кино, вдохновлённое творчеством Вирджинии Вульф, около десяти лет, но сам сюжет появился довольно быстро.

- Мне импонирует стиль вашего фильма: неспешный, камерный… Я поэтому и переспросил, неужели такое маленькое 20-тиминутное кино можно обдумывать десятилетие?

- Мне очень нравятся слова режиссёра Криса Маркера, который сказал, что короткий метр – это не компьютерное приложение для создания полного метра. Так не работает. Из маленького фильма не получится большой, и наоборот. Я думаю, что короткий метр – это очень свободный жанр. Мне хотелось бы, чтобы короткометражки снимало как можно больше молодых режиссёров. И даже не обязательно профессионалы, потому что у «самоучек» развязаны руки и они готовы больше экспериментировать.

- У вас играет девочка-подросток, как вы проводили кастинг?

- Мне было и просто, и сложно одновременно, потому что это моя дочь. Так как она во время съёмок у неё как раз был переходный возраст, то она отторгала многие мои решения и предложения. А актёр, который сыграл её отца, Чжи Ван Юй, - это мой хороший друг и известный в Китае артист. Я старалась так выстроить съёмочный процесс, чтобы они проводили больше времени вместе не только потому, что им надо было играть родственников, но и потому, что Ван Юй – очень опытный актёр, он умеет вовлекать окружающих в процесс и незаметно научить чему-то непрофессионала. Он может заслужить доверие со стороны ребёнка.

Например, в эпизоде, где отец ругает свою дочь, артист думал, как это убедительно сыграть и в то же время не испортить отношения с девочкой. И у нас всё получилось из-за мастерства артиста: он уважает чувства партнёра по площадке и проводит чёткую грань между актёрской игрой и реальностью. Я думаю, что даже когда ты снимаешь такую простую и одновременно сложную работу, необходимо, чтобы на площадке работали профессионалы высокого уровня, это очень важно для результата и на площадке, и уже потом на экране. 


На фото кадр из фильма «Остров мёда»

В иллюстрации использовано изображение автора Yaroslav Samoylov (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/

04.05.2023
Важное

Марсоход Perseverance обнаружил внутри марсианской породы зелёные пятна.

01.11.2024 17:00:00

Бразилия отказалась участвовать в глобальном проекте Китая «Пояс и путь».

01.11.2024 13:00:00

В Соединенных Штатах нашли  партитуру прежде неизвестного вальса Фредерика Шопена.

01.11.2024 09:00:00
Другие Интервью

Интервью со специалистом по бизнес-коммуникациям между Россией и Африкой Луисом Гоуендом.

Интервью с  преподавателем  Гулистанского государственного университета (Узбекистан), литературоведом Рафаэлем Ахмедовым.

Интервью с филологом, критиком и куратором Алексеем Масаловым.

Интервью с нигерийским художником Беном Ибебе.