Ноам Хомский - один из самых цитируемых философов в истории человечества. По этому показателю он стоит в одном ряду с Аристотелем и Марксом. «За рубежом» продолжает публикацию актуальных размышлений мыслителя.
Цитируется по TomDispatch от 4 октября 2022.
- Актуальная повестка часто описывается как «беспрецедентное» — пандемия, климатическая катастрофа, ядерное уничтожение. Трое из четырех всадников апокалипсиса.
- Я могу добавить четвертого: надвигающееся разрушение американской демократии и превращение Соединенных Штатов в глубоко авторитарное, к тому же, протофашистское государство. Это, к сожалению, плохие новости не только для США, но и для всего мира, учитывая мощь нашей страны.
- Международный институт демократии и содействия выборам опубликовал Доклад о глобальном состоянии демократии за 2021 год. В нем говорится, что Соединенные Штаты – это страна, где демократия «отступает».
- Серьезное и верное заключение. Республиканская партия открыто стремится — это даже не скрывается — подорвать то, что осталось от американской демократии. Они очень усердно работают над этим. Со времен Ричарда Никсона республиканцы определились и, по сути, являются партией сверхбогатого меньшинства. Отвлекая внимание общественности от реальных проблем, обсуждая исключительно так называемые культурные проблемы.
Все началось со стратегии Никсона в отношении юга. Он понял, что поддержка Демократической партией законодательства о гражданских правах, какой бы ограниченной она ни была, лишит их южных демократов, которые были открытыми крайними расистами. Администрация Никсона воспользовалась этим в своей южной стратегии, не очень тонко намекнув, что республиканцы станут партией превосходства белой расы.
Но даже будучи партией меньшинства, они эффективно контролируют избирательный аппарат и результаты выборов. Если Дональд Трамп или его клон займет президентское кресло в 2024 году, то тогда маловероятно, что Соединенные Штаты, не говоря уже о мире, смогут избежать катастрофы.
- Мы все видели, что произошло в Вашингтоне 6 января 2021 года.Видите ли вы возможность распространения гражданских беспорядков? Представитель штата Аризона Пол Госар и представитель штата Колорадо Лорен Боберт среди прочих выступили с угрожающими заявлениями, подстрекающими к насилию и ненависти. Интернет изобилует теориями заговора. Что мы должны делать в этой ситуации?
- На самом деле, может быть, только около трети республиканцев считают, что необходимо применить силу, чтобы «спасти нашу страну», как они выразились. «Спасти нашу страну» имеет ясный смысл. Если кто-то этого не понял, Трамп обратился с призывом к народу мобилизоваться, чтобы помешать демократам наводнить страну преступниками, выпущенными из тюрем в других странах, чтобы они не «заменили» белых американцев и не осуществили разрушение Америки. Теория «великой замены» — вот что означает «отнять у нас страну», и она эффективно используется протофашистскими элементами, причем Трамп является самым экстремистским и наиболее последовательным сторонником этой идеологии.
Что мы можем с этим поделать? Единственные доступные инструменты, нравится нам это или нет, - это образование и просвещение. Другого пути нет. Это означает попытку возродить подлинное рабочее движение того типа, которое в прошлом было в авангарде продвижения к социальной справедливости. Это также означает организацию других общественных институтов, проведение просветительских мероприятий. Нам просто надо продолжать работать в этом направлении. Другого пути нет.
- В чем причина растущего социального неравенства в США?
- Причина одна – обогащение меньшинства за счет большинства. А этот интерес помогают реализовывать такие институты, как ALEC (Американский законодательный биржевой совет) и Internal Revenue Service - Налоговое управление США.
- Урсула Кёрбер Ле Гуин (известная американская писательница. – Прим. ред.) как-то сказала: «Мы живем при капитализме, его власть кажется неизбежной». А затем добавила: «Как и божественное право королей».
- Как и рабство. Как и принцип, согласно которому женщины являются собственностью, который просуществовал в Соединенных Штатах до 1970-х годов. Так же, как и законы против смешанного происхождения - настолько экстремальные, что даже нацисты не приняли бы их - которые действовали в Соединенных Штатах до 1960-х годов.
Существовали всевозможные ужасы. Со временем их власть ослабла, но никогда не была полностью устранена. Рабство было отменено, но его пережитки сохраняются в новых и порочных формах. Идея о том, что женщины не являются личностями, была не только формально преодолена, но и в значительной степени реализована на практике. Тем не менее, предстоит многое сделать. Конституционная система была шагом вперед в восемнадцатом веке. Даже фраза «Мы – народ» приводила в ужас автократических правителей Европы, глубоко обеспокоенных тем, что зло демократии (то, что тогда называлось республиканизмом) может распространиться и подорвать цивилизованную жизнь. Что ж, он распространился — и цивилизованная жизнь продолжалась, даже улучшалась.
Итак, да, бывают периоды регресса и прогресса, но классовая война никогда не заканчивается, хозяева никогда не смягчаются. Они всегда ищут любую возможность, и, если они будут единственными участниками классовой борьбы, у нас действительно будет регресс. Но им необязательно быть такими, как в прошлом.
- В вашей книге «Повелители человечества» есть эссе «Может ли цивилизация пережить реально существующий капитализм?», где Вы пишете: «Реально существующая капиталистическая демократия — сокращенно RECD ( от «разрушение») – «радикально» несовместима с демократией». И добавляете, что «мне кажется маловероятным, что цивилизация сможет пережить реально существующий капитализм и сопутствующую ему резко ослабленную демократию. Может ли функционирующая демократия что-то изменить? Рассмотрение несуществующих систем может быть только умозрительным, но я думаю, что есть некоторые основания на это надеяться». Назовите эти основания.
- Прежде всего, мы живем в этом (!) мире, а не в каком-то мире, который нам хотелось бы представить. Надо смотреть на мир открыто и правдиво. Это нас спасет. Люди должны прийти к пониманию того, что происходит в мире. Это требует средств для распространения информации и анализа новых открывающихся возможностей для обсуждения, которые вы не найдете по большей части в мейнстриме. К сожалению, очень многое и не обсуждается вообще или лишь незначительно – в основных средствах массовой информации. Поэтому эти разговоры должны быть доведены до общественности по новым каналам. Другого пути нет.
И этот путь - образовательные и культурные программы. А для этого нужна организация нового типа. Сделать это одному изолированному человеку чрезвычайно сложно.
- Вы постоянно апеллируете к Антонио Грамши (итальянский философ, журналист, основатель Коммунистической партии Италии. – Прим. ред.), в частности к его тезису о том, что «кризис заключается именно в том, что старое умирает, а новое не может родиться; в это междуцарствие проявляется множество болезненных симптомов». Однако прямо сейчас я хотел бы, чтобы Вы прокомментировали другое его высказывание: «Пессимизм интеллекта, оптимизм воли». Это высказывание актуально и сегодня?
- Грамши был ведущим левым профсоюзным активистом в начале 1920-х годов. Он был очень активен в организации левых рабочих коллективов. В Италии фашистское правительство пришло к власти в начале 1920-х годов. Одним из первых его действий было заключение Грамши в тюрьму. Во время суда над ним прокурор заявил: «Мы должны заставить замолчать этот голос». Итак, его отправили в тюрьму.
Находясь там, он писал свои тюремные тетради. Его не заставили замолчать, хотя публика и не могла его прочесть. Он продолжил начатую им работу, и в этом письме были приведенные вами цитаты.
В начале 1930-х годов он писал, что старый мир рушится, в то время как новый мир еще не поднялся, и что тем временем они сталкиваются с болезненными симптомами. Муссолини был одним, Гитлер - другим. Нацистская Германия почти завоевала большую часть мира. Мир был очень близок к этому. Русские победили Гитлера. В противном случае, если бы не было той победы, то, возможно, что нацистская Германия и сегодня управляла бы половиной мира.
Ставшее известным изречение, которое вы процитировали: «Пессимизм интеллекта, оптимизм воли», относится к периоду, когда Грамши еще мог публиковаться. В его парадигме мы должны смотреть на мир разумно, без иллюзий, понимать мир, решать, как действовать, и признавать, что существуют мрачные предзнаменования. Происходят очень опасные вещи. Это пессимизм интеллекта. В то же время нам нужно признать, что есть пути выхода, реальные возможности. Итак, у нас есть оптимизм воли, что означает, что мы посвящаем себя использованию всех доступных возможностей — а они действительно существуют, — работая над преодолением болезненных симптомов и продвижением к более справедливому и достойному миру.
- В эти темные времена многим трудно чувствовать, что впереди светлое будущее. Вас всегда спрашивают: «Что дает вам надежду?». И я должен задать вам тот же вопрос.
- Единственное, что вселяет в меня надежду, — это то, что люди во всем мире упорно борются в очень суровых обстоятельствах, гораздо более суровых, чем мы можем себе представить, за достижение прав и справедливости. Они не теряют надежды, поэтому и мы, конечно, не можем себе позволить опускать руки.
Другая причина в том, что выбора просто нет. Альтернатива сказать: «Хорошо, я помогу случиться худшему» — это один из вариантов. Другой - сказать, что я постараюсь сделать все, что в моих силах. То, что делают фермеры в Индии, что делают бедные крестьяне в Гондурасе и многие другие, подобные им, по всему миру. Я сделаю это, как смогу. И, возможно, мы сможем достичь достойного мира, в котором люди смогут почувствовать, что они могут жить без стыда. Сможем создать Лучший мир.
Перевод с английского Сергея Деменского
В иллюстрации использовано изображение автора varvarvarvarra (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
В пещере Кова Донес неподалёку от Валенсии (Испания) найден крупный памятник наскальной живописи. Возраст рисунков – около 24 тысяч лет.
В одном из парков Пекина дизайнеры оборудовали модную чайную. Чайные церемонии здесь проходят в лучших традициях Дао.
Интервью с научным сотрудником Института США и Канады РАН Александрой Филиппенко
Интервью с членом-корреспондентом РАН, директором Института всеобщей истории Михаилом Липкиным.
Интервью с доктором экономических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук Ольгой Буториной.
Интервью с доктором политических наук, руководителем центра политологии и политической социологии ИВ РАН Александром Железняковым.