В Вашингтоне (США) после двухлетней реконструкции открылся единственный в мире Национальный музей женского искусства. В обновленных залах по-прежнему выставлены картины, скульптуры и инсталляции, созданные исключительно женщинами. Только в этот раз самые креативные работы выступают продолжением стен, свисают с потолка и красуются в центре фойе.
Этого возвращения ценители искусства ждали почти два года. Столько продолжалась реконструкция единственного в мире Национального музея женского искусства. Шестиэтажное здание, выполненное по проекту архитектурной фирмы Wood, Donn & Deming в стиле классического возрождения в 1908 году, прежде было масонским храмом Великой Ложи Вашингтона. Примечательно, что вход в него женщинам был категорически запрещен, поскольку масоном мог стать только «свободный человек добрых нравов», а женщин в те времена таковыми не считали. До тех пор, пока их не наделили избирательным правом (в Швейцарии, например, его окончательно предоставили женщинам только в 1991 году). Но по иронии судьбы в 1987 году именно здесь семейная пара Уоллес и Вильгельмина Холладей открыли выставку произведений искусства: картин, скульптур и украшений, созданных исключительно женщинами.
Интересно, что формировать коллекцию будущего музея супруги начали еще в 60-х годах прошлого столетия. Тогда американские и европейские ученые обратили внимание на явное игнорирование творчества женщин при формировании музейных коллекций и крупных художественных выставок. Посетителям демонстрировали картины, скульптуры и образцы декоративно-прикладного творчества, авторами которых, как правило, были мужчины. Холладей такое отношение посчитали несправедливым и стали собирать изящные экспонаты по всему миру. И спустя 20 лет, в 1981 году, открыли музей, но кочевой. Постоянного выставочного помещения у энтузиастов не было, и коллекцию перевозили с места на место. И только в 1987 году работы впервые выставили в галерее бывшего старинного храма массонской ложи. Тогда же он стал местом постоянной прописки Национального музея женского искусства, благодаря чему коллекция стала расти. Сегодня в ней насчитывается более 6000 экспонатов, самые старые из которых датируются 16 веком. В авторах – больше 1500 мастериц со всего мира, в том числе легендарные Мэри Кассатт, Фрида Кало, Алма Томас, Ли Краснер, Луиза Буржуа, Чакайя Букер и Нан Голдин. Есть и специальные коллекции, например серебряная посуда XVIII века, ботанические отпечатки и книги художников.
Коллекция росла и требовала расширения пространства. Поэтому здание музея, значащееся в Национальном регистре исторических мест США, решили реконструировать. И если исторический фасад постарались максимально сохранить и отреставрировать все имеющиеся архитектурные элементы и украшения (например, масонские символы – квадрат и циркуль), то внутренние залы и помещения максимально реконструировали. Многочисленные перегородки и колонны снесли, благодаря чему получили около 4500 квадратных футов (примерно 418 кв. метров) нового выставочного и программного пространства. В общей сложности модернизация здания обошлась в 67,5 миллионов долларов. При этом часть средств пошла на цифровое оснащение выставочных залов.
Появились здесь и совершенно новые локации: на четвертом этаже оборудовали Learning Commons –пространство для обучения, включающее в себя современную библиотеку и исследовательский центр, а также студию для семинаров, мастер-классов и других программ. Концертный зал на 182 места отремонтировали и оснастили самым современным звуковым и световым оборудованием. Кстати, сенсорные экраны и другие беспроводные технологии (например, аудиогиды) разместили в каждой галерее для большего удобства гостей.
Позаботились и о посетителях с ограниченными возможностями здоровья: установили пассажирские лифты с повышенной вместимостью, лестницы оборудовали пандусами и обеспечили возможность беспрепятственного передвижения по всем залам и этажам.
Что касается экспозиций, центральной (правда, всего до 25 февраля 2024 года) станет выставка «Небо без границ». Это собрание современных скульптур и иммерсивных, т. е. создающих эффект присутствия, инсталляций. Так что некоторые элементы здесь свисают с потолка, спускаются вниз по стенам и выходят далеко за пределы своего места на полу галереи. Авторы – 13 художниц из США, Англии, Бразилии и Португалии.
Посетители увидят никогда прежде не выставлявшиеся работы Сони Кларк (США), Беатрис Милхазес (Бразилия), Корнелии Паркер (Англия), Мэрайи Робертсон (США), Шиник Смит (США) и Джоаны Васконселос (Португалия). А также новые работы современных американских художниц Петах Койн, Элисон Саар, Давина Семо, Урсула фон Ридингсвард и скульптора Юрико Ямагути (Япония).
Искусствоведы отмечают, что именно женщины стали пионерами в создании скульптур, подвешенных к потолку или выступающих из стен выставочного центра. Именно женщины всегда работают с неожиданными материалами, проявляют креатив и находят интересные решения. Так что миссия музея в продвижении художниц актуальна и по сей день. Это же подтвердило исследование компании Burns Halperin Report. В декабре 2022 они опросили представителей трех десятков американских музеев и выяснили, что из всех экспонатов, пополнивших коллекции хранилищ за последнее десятилетие, только 11 % оказались выполнены женщинами.
Анна Кокорина
В иллюстрации использовано изображение автора aniel Natoli Rojo (CCBY3.0) и изображение автора Sebastian Krieter (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фрагменты живописи Нины Миндадзе.
Уникальное собрание греко-римских древностей, принадлежащее известной итальянской семье Торлония, впервые будет представлено в Северной Америке.
Китайская пилотажная группа «1 августа» приняла участие в авиашоу по случаю 88-й годовщины Королевских ВВС Таиланда.
Компания Tether, эмитент крупнейшего стейблкоина USDT, заблокировала доступ к кошелькам криптобиржи. Вернут ли клиентам замороженные средства? Новости мира криптовалют.
Компания AstroForge запустила первую миссию, в рамках которой планируется добывать полезные ископаемые на астероидах.
Почему российский актер Юра Борисов остался ни с чем и кто правил бал в Лос-Анджелесе.