Есть несколько более одиноких картин, чем «Крик» (1893), где главный герой вопит под огненно-оранжевым небом, и «Меланхолия» (1891), изображающая мужчину, печально сидящего на берегу. Однако предстоящая выставка в Национальной портретной галерее в Лондоне продемонстрирует совершенно другую сторону творчества норвежского экспрессиониста, выведя на первый план его живую связь с семьей, друзьями и покровителями, которых он изображал на протяжении всей своей жизни.
«Портреты Эдварда Мунка» — первая в
Великобритании выставка, посвященная портретной живописи
Мунка, которая, по словам куратора
Элисон Смит, представляет собой работы, списанные
«с конкретного человека в определенный момент». Экспозиция исследует семейную жизнь художника и время, проведенное в богемных кругах
Кристиании (современный Осло),
Парижа и
Берлина, а также его дальнейшее пребывание в
Германии и поздние годы после возвращения в
Норвегию.
Семейные портреты
Эдварда Мунка отражают трудный период в его жизни, когда он потерял мать и старшую сестру, умерших от туберкулеза, ещё до того, как он начал всерьёз заниматься живописью. Однако это также было время его активного художественного развития. В этих портретах представлены мрачные, натуралистичные изображения, например, его тёти
Карен, одетой в черное, с опущенными глазами. В картине «
Вечер» (1888) изображена другая сестра,
Лаура, которая смотрит на поле. Можно увидеть, как художник начинает интересоваться эстетическими аспектами, которые впоследствии станут важными в его творчестве.
«Видно, что он изучал французских художников, и можно заметить влияние японского искусства — он смещает Лауру в сторону. Её пустой взгляд, в свою очередь, предвосхищает «Меланхолию», — говорит
Смит.
«ЗА МАСКОЙ»
Ключевой темой выставки станет способность
Мунка, как он сам выражался, видеть «за маской каждого человека». Например, похотливый, снисходительный вид, который он придал художнику
Карлу Йенсену-
Хьеллю на его портрете 1885 года, вызвал в то время возмущение. Мунковское видение могущественного промышленника
Вальтера Ратенау 1907 года — драматическое вертикальное полотно, на котором доминирует внушительная фигура с сигарой в руке и в блестящих ботинках — удивило даже самого
Ратенау.
«Ужасный персонаж, не правда ли?» — якобы сказал
Ратенау. —
«Вот что бывает, когда заказываешь портрет у великого художника — ты становишься более похожим на себя, чем на самом деле».
К началу 20-го века Эдвард Мунк стал одним из самых популярных художников Европы и «умелым бизнесменом», отмечает Алисон Смит. Но он любил свои картины, часто создавал их другие версии, фотографировался с ними и всячески экспериментировал.
«Я думаю, что его увлекала тема сверхъестественного и идея о том, что у каждого человека есть скрытая сторона», — говорит
Смит. —
«Но это также связано с тем, что он воспринимал свои картины как собственных детей, поэтому ему было очень трудно с ними расставаться».
На выставке
Эдварда Мунка представлена коллекция автопортретов, в которых художник исследует глубины собственного характера. А одна из жемчужин экспозиции — портрет юриста
Тора Люткена 1892 года, на рукаве которого скрыт пейзаж с изображением двух обнимающихся фигур.
От богемного
Ханса Йегера до психиатра
Даниэля Якобсона — на выставке представлены портреты людей, которые не только финансировали
Мунка, но и вдохновляли его, помогали и дружили с ним.
Смит считает, что экспозиция прославляет их не меньше, чем самого художника.
Выставка в конечном итоге стремится показать
Мунка как человека, который вовсе не был одинок, а, напротив, поддерживал связь с окружающим миром на протяжении всей своей жизни.
«Он был частью этой удивительной европейской сети. Он был космополитом», — отмечает куратор
Алисон Смит.
Выставка
«Портреты Эдварда Мунка» будет работать в
Национальной портретной галерее,
Лондон, с 13 марта по 15 июня.
The Art Newspaper
Перевод Татьяны Мурусидзе