Венецианская биеннале: незнакомцам вход разрешен

Венецианская биеннале: незнакомцам вход разрешен
Каково это – оказаться в месте, где ты ни слова не понимаешь из того, что говорят окружающие? А если и понимаешь, то не ощущаешь себя частью общества: изредка ловишь холодные взгляды, местные традиции тебе чужды, и порой начинает казаться, что ты совсем один в этом мире. Пронзительно острая тема «Иностранцы повсюду» станет главной для юбилейной, 60-й по счету, Венецианской биеннале, которая пройдет с 20 апреля по 24 ноября 2024 года в Джардини, Арсенале и на других площадках Венеции.


Олимпийские игры в мире искусства


Венецианская биеннале – это Олимпийские игры в мире искусства, на которые со всех континентов стекаются художники, скульпторы, эксперты в области искусства, кураторы галерей, директора музеев и коллекционеры. Это не просто внушительная по своим масштабам и значимости международная экспозиция, это еще и самая престижная арт-тусовка, на которую съезжаются самые влиятельные люди из мира искусств. Здесь аккумулируются огромные деньги и реализуются громадные амбиции. Выставка отражает то, что происходит на переднем крае мировой арт-индустрии. Для творцов это шанс продемонстрировать свои произведения профессионалам и ценителям искусства. Для галеристов и коллекционеров – включить в свои собрания новые шедевры. Для посетителей – узнать, что больше всего волнует общество в настоящее время, увидеть новые трактовки самых острых проблем социума и получить порцию «эстетического дофамина».

Территория выставки – это сам город, его павильоны и доки, парки и сады и каналы. Венецианская биеннале — это экспозиция авангарда современного искусства в классических исторических декорациях прекраснейшего города. Основная часть выставки располагается на двух площадках – сады Джардини ди Кастелло и Арсенал. Но некоторые ее экспонаты можно увидеть в бесчисленных галереях и даже в магазинах.

Первую скрипку на биеннале обычно играет куратор. Его выбирают за 2 года из числа самых именитых и уважаемых профессионалов арт-индустрии, от него зависит то, как будет выглядеть выставка, именно он решает, на какую тему будут высказываться художники и кто из них окажется достоин представлять свою страну в Венеции. В «пул куратора» входит около 60 творцов. Как правило, для биеннале выбирают работы новые, ранее не экспонировавшиеся, однако бывают и адаптации уже известных произведений под другое пространство.


В этом году куратором биеннале впервые стал латиноамериканец Адриано Педроса, художественный руководитель Museu de Arte de São Paulo. Именно он придумал основную тему «Иностранцы повсюду». Актуальность ее сегодня сложно переоценить: в мире, погрязшем в кризисах, люди вынуждены постоянно менять место жительства, как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому, куда бы мы ни пошли, мы будет встречать иностранцев, а, может, и сами окажемся тем самым чужаком.


Исходя из темы, в этот раз на биеннале приоритет отдали художникам-иммигрантам, экспатриантам, диаспорам, изгнанникам и беженцам. При этом в итальянском языке слово «иностранец» можно перевести еще и как «незнакомец», поэтому на выставке впервые свои работы представят маргинализированные художники, ведь, по словам Адриано Педроса, «часто с ними обращаются как с иностранцами на их собственной земле».


«Фраза «Чужестранцы повсюду» имеет двоякое значение. Во-первых, куда бы вы ни пошли и где бы вы ни были, вы всегда будете сталкиваться с иностранцами: они/мы – повсюду. Во-вторых, где бы ты ни оказался, ты всегда — по-настоящему и глубоко внутри — иностранец», — рассказал Адриано Педроза.


Главная выставка биеннале будет состоять из двух частей — Nucleo Contemporaneo и Nucleo Storico, в которую войдут работы мастеров XX века из Латинской Америки, Африки, арабского мира и Азии. Специальный раздел «будет посвящен итальянским художникам, которые путешествовали и уезжали за границу, развивая свою карьеру в Африке, Азии, Латинской Америке, а также в остальной части Европы, встраиваясь в местные культуры, и которые часто играли значительную роль в развитии нарративов модернизма за пределами Италии».


Само же событие по традиции пройдет в несколько этапов. Первый — закрытый, это предпоказ, предназначенный для экспертов из мира искусства и журналистов. Именно эти первые несколько дней наиболее важны для художников: их оценивает профессиональное жюри, которое присуждает награды. Лучшим вручают «Золотого льва», так как именно Лев Святого Марка — символ Венеции.


После этого выставка открывается для всех. Широкая публика получает доступ к экспозициям практически на полгода.


Искусство объединяет мир


История Венецианской биеннале началась в 1895 году. Идея мероприятия пришла в светлую голову мэра Венеции Риккардо Сельватико. Будучи страстным поклонником живописи, скульптуры и музыки, во время одной из бесед в кругу местных интеллектуалов и любителей искусства он предложил организовать выставку с целью «стимулирования художественной деятельности и развития рынка искусства в городе Венеция и во всем Итальянском государстве». На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран, а саму выставку посетило около двухсот тысяч человек – практически население небольшого европейского городка. Экспозиция имела столь оглушительный успех, что с каждым разом привлекала все больше людей.


Именно 30-е годы оказались особенно важными для Венецианской биеннале. Выставка стала не только туристической жемчужиной, но и местом вдохновения деятелей всех видов искусств. Небольшой итальянский город превратился в «зону современного искусства», здесь все чаще стали проходить фестивали кино, театра и танца. Самый первый венецианский кинофестиваль прошел в садах Джардини в павильоне «Про Арте». Тогда зрители увидели фильмы, которые позже стали классикой кинематографа: «Анну Каренину» с Гретой Гарбо в главной роли, «Бальную записную книжку» Жюльена Дювивье и «Олимпию» Лени Рифеншталь.


Примерно к проведению шестой биеннале, чтобы привлечь участников и приумножить инвестиции, организаторы решили построить павильоны для стран-участниц. Уже к 30-м годам 20 века сформировался основной план выставки с павильонами в садах. Масштаб биеннале ощутимо вырос в 1980 г.: к территории экспозиции присоединили площадку Арсенала, старейшие судостроительные верфи 14 века – огромное пространство площадью 17 тысяч квадратных метров, идеально подходящее под нужды выставки.


Верный расчет укрепил статус биеннале как самой важной экспозиции в арт-среде, в итоге поток участников и посетителей стал приумножаться экспоненциально. Все новые страны изъявляли желание стать членами биеннале, и в 1990-2000-х годах власти дали разрешение снимать дополнительные площадки для экспонатов по всему городу.


Только несколько раз за всю историю Венецианская биеннале не состоялась. В обоих случаях помешала война – сначала Первая мировая, затем Вторая. Но как только ситуация в мире стала спокойнее, славная традиция собирать всех художников мира воедино возобновилась.


1998 год был ознаменован триумфом всех сфер искусства, на биеннале официально их стало шесть (архитектура, изобразительное искусство, кино, театр, музыка, танцы).


На 47-й биеннале под названием Futuro, Presente, Passato («Будущее, настоящее, прошлое»), «виртуально» встретились три поколения художников (1967-1997 годы). В выставке тогда приняли участие 58 стран, ну а главную награду биеннале, «Золотых львов», получили сербская художница Марина Абрамович и немецкий живописец Герхард Рихтер.


Вообще же в разные годы свои работы на биеннале представляли такие мастера, как Бэнкси, Уорхол, Пикассо, Ренуар, Бертоллучи, Антониони, Рифеншталь, Малевич, Врубель, Кустодиев, Прокофьев, Стравинский, Дейнека, Тарковский. А после того как в 1964 году «Золотого льва» удостоился коллажист и график Роберт Раушенберг («Титан американского искусства» – так прозвала его газета «Нью Йорк Таймс»), мировое сообщество признало поп-арт одним из направлений в искусстве.


Посещать подобные мероприятия важно не только профессионалам, но и всем желающим быть в курсе мировых тенденций. Искусство позволяет не только наслаждаться красотой и гармонией, но и развивать свой внутренний духовный мир и расширять кругозор. Оно является одним из самых мощных инструментов, которые используются для влияния на социальные процессы. Искусство выражает идеи, эмоции и ценности, которые являются важными для общества. Это более чем актуально для современного искусства, главный аспект которого – это диалог со зрителем. Чем больше эмоций, мыслей, переживаний вызывает произведение, тем выше его ценность.


Биеннале ждет истинных поклонников прекрасного.


Валентина Маркова, ведущий специалист Дизайн-студии интерьерных и архитектурных решений Prism of Life

В иллюстрации использовано изображение автора Erik Arndt (CCBY3.0), изображение автора kareemovic (CCBY3.0), и изображение автора con Sea (CCBY3.0), с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/

01.02.2024
Важное

Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.

08.09.2024 13:00:00

Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.

08.09.2024 09:00:00

Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.

07.09.2024 13:00:00
Другие События

Африка впервые может стать местом проведения Олимпийских игр.

Конкурент Neuralink намерен вернуть утраченную речь с помощью высокотехнологичного чипа. Возможно ли это?

Некоторые швейцарские политики выступили против проведения «Евровидения» в городе Базель из-за огромных затрат и «пропаганды сатанизма».

Bitcoin (BTC) упал в часы торгов в США до $58 000 и восстановился до $60 000 во время активности в Азии. Новости из мира криптовалют.