Первая глава в истории аукционной торговли искусственным интеллектом написана, но создать бестселлер у Christie’s, увы, не получилось. Несмотря на довольно внушительную сумму общей выручки - 728 784 доллара, - 14 из 34 представленных работ остались без покупателя, а некоторые лоты были проданы по цене ниже минимальной оценки.
Ожидания оправдали только две работы. Самым дорогим лотом стал гипнотический цифровой пейзаж
Рафика Анадола «
Галлюцинации машины —
Сны МКС —
А». Это динамическая картина, которая в реальном времени обрабатывает данные с
Международной космической станции и превращает их в цифровое полотно. Необычная работа ушла за 277 200 долларов, хотя сам автор ожидал, что получит за нее примерно в полтора раза меньше.
Привлекли внимание и
«Эскизы 1 и 2» от
Херндон и
Драйхерста. Нейросеть, вдохновившись образом самой
Холли Херндон, сотворила её в виде рыжеволосой то ли воительницы, то ли космонавта. Цифровая амазонка нашла своего покупателя за 94 500 долларов.
А вот картина «Новые лица» Пиндара Ван Армана, которую называли потенциальным хитом, не получила ни единой заявки. Первопроходец ИИ-искусства Чарльз Чури тоже не вызвал бурю восторга: его работа ушла за 50 400 долларов – чуть ниже минимальной границы оценки.
Один из самых необычных лотов создали прямо во время торгов. Художник
Александр Ребен заранее запрограммировал робота-живописца, который рисовал картину в режиме реального времени. Причём процесс был завязан на ставки: каждый раз, когда кто-то поднимал цену, робот добавлял новые детали на полотно. Картина, ставшая своеобразным воплощением аукционного азарта, ушла с молотка за 8190 долларов.
Несмотря на то что почти половина работ вообще не заинтересовала покупателей,
Николь Сейлс Гайлс, директор цифрового направления
Christie’s, смотрит на результаты с оптимизмом. В аукционе участвовало довольно много молодых коллекционеров: 37 % покупателей были новичками, а почти половина – миллениалы и зумеры. Так что, возможно, цифровое искусство все-таки найдет живой отклик у молодого поколения.
Однако критики не разделяют этот энтузиазм.
Стивен Сакс, основатель галереи
bitforms, отметил, что можно было выбрать более убедительные примеры ИИ-искусства, а главный вопрос так и остался открытым: готов ли этот жанр к аукционам?
Впрочем, на торгах сказалась не только рыночная неопределённость — за несколько дней до торгов в Christie’s поступила петиция, под которой подписались 6490 художников, потребовавших отменить мероприятие. Авторы обвиняли участников аукциона в использовании алгоритмов, обученных на чужих произведениях без разрешения. По их мнению, такие торги, по сути, легализуют масштабное присвоение чужого творчества.
Споры об этике ИИ-арта продолжаются уже несколько лет: в 2023 году художники даже подавали судебные иски против компаний, занимающихся генеративными алгоритмами. Похожий скандал разразился недавно в музыкальной индустрии — тысячи британских музыкантов записали альбом, на котором вместо треков была тишина. Так они выразили протест против ИИ в искусстве.
Аукционный дом
Christie’s ответил на критику, заявив, что за каждой работой всё равно стоит автор, который использует нейросети как инструмент, а не замену творческого процесса. Поэтому ответственность за уникальность произведения лежит на художнике так же, как и в традиционном искусстве, — и если уж говорить о плагиате, то правила здесь те же.
Мэтт Драйхерст поддержал эту точку зрения, отметив, что сводить развитие ИИ к массовой краже — это
«чрезмерное упрощение, которое показывает непонимание эволюции культуры».
Мария Седнева