Сегодня в мире отмечают День Африки – праздник, который даже спустя не одно десятилетие напоминает о борьбе народов континента за свою свободу и самостоятельное будущее. Его посвятили созданию Организации африканского единства в Аддис-Абебе (Эфиопия) 25 мая 1963 г., провозгласившей своей целью ликвидацию всех форм колониализма и укрепление солидарности между странами континента.
История становления и развития независимой
Африки неразрывно связана с
Советским Союзом, который всячески поддерживал освободительные движения материка еще на самом этапе их зарождения, а затем подставил плечо уже независимым африканским государствам. После долгого периода затишья отношения правопреемницы
СССР –
РФ – и
Африки вновь можно назвать теплыми и даже в каком-то плане очень горячими. И пусть присутствие
России на континенте уже не сопоставимо по своим масштабам с влиянием Союза-колосса,
Москва по-прежнему воспринимается африканцами как важный и надежный партнёр.
Наиболее стремительное развитие отношений
СССР и стран
Африки пришлось на вторую половину XX века, период распада колониальных империй. На фоне нарастающей борьбы народов за свою независимость и суверенитет
СССР занял позицию союзника и партнёра, поддерживая государства в их стремлении сбросить колониальное владычество.
Москва последовательно отстаивала антиколониальную повестку, заявляя о праве народов на самоопределение и активно продвигая эту идею с трибуны
ООН. Одним из самых заметных шагов в этом направлении стало выступление советского лидера
Никиты Хрущёва на Генеральной Ассамблее Организации в 1960 году, где он предложил принять Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Документ стал надежной опорой в деле освобождения
Африки: он закреплял право народов на свободу, осуждал колониальные режимы и придавал международную легитимность борьбе за независимость. При этом
Советский Союз оказывал и практическую помощь освободительным движениям, поставляя им оружие и обучая бойцов. Так что уже к концу 1970-х на карте
Африки утвердились 50 новых государств.
Столетия колониальной эксплуатации оставили Африке тяжелое наследие: население большинства стран оказалось в глубокой нищете, с катастрофически низким уровнем образования, ограниченным доступом к медицине и практически полным отсутствием управленческих кадров. В этих условиях поддержка молодых африканских государств стала одним из приоритетов внешней политики Москвы.
Особенно тесные отношения у
СССР сложились со странами
Северной Африки –
Египтом,
Алжиром,
Ливией,
Тунисом и
Марокко. В странах к югу от
Сахары Советский Союз активно взаимодействовал с государствами, выбравшими социалистическую модель (например,
Танзания, Эфиопия, Гвинея, Мозамбик, Ангола), а также с нейтральными странами, такими как
Нигерия и Замбия.
Ставка в контактах была сделана на развитие промышленной базы стран.
СССР предоставлял льготные кредиты, направлял своих и обучал местных специалистов, участвовал в строительстве инфраструктурных объектов. Так, благодаря Москве в Африке появилось около 600 промышленных предприятий. Среди крупнейших проектов –
Асуанская ГЭС и металлургический комбинат в
Хелуане (Египет),
ГЭС «Капанда» (Ангола), металлургические и горнодобывающие предприятия в
Алжире, Гвинее, Конго, Мали, Эфиопии и Нигерии.
Помимо экономической поддержки, важную роль играло и военное сотрудничество:
Москва поставляла вооружение, обучала военных, участвовала в разрешении гражданских конфликтов (в
Египте, Анголе и Мозамбике). По разным оценкам, до 40 % всех поставок оружия в
Африку приходилось на
Советский Союз. В разное время
СССР имел и военно-морские и авиационные базы в ряде африканских государств.
Образование и культура стали ещё одним важным мостом, соединяющим
СССР и африканский континент. За годы сотрудничества в советских учебных заведениях прошли подготовку десятки тысяч африканских студентов. Многие из них обучались в том числе в
Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы, основанном в 1960 году специально для подготовки кадров освободившихся стран.
По возвращении домой африканские выпускники становились элитой молодых государств – президентами, министрами, дипломатами, учёными, инженерами и врачами. Всё это сформировало устойчивые культурные и персональные связи, многие из которых сохраняются и до сих пор.
После распада
СССР и начала коренных политических и экономических реформ в
России Москва стала стремительно утрачивать свои позиции в
Африке. В некоторых из государств континента закрылись посольства, были ликвидированы почти все торговые представительства и закрыто большинство культурных центров. Многие страны, ранее ориентировавшиеся на советских друзей, были вынуждены сменить вектор своей политики и отказаться от курса на социалистическое развитие.
Восстановление связей с африканскими государствами началось лишь в конце 1990-х. Так, в 1997 году
Москву посетил президент
Египта Хосни Мубарак, а в 1998-м – главы
Намибии, Анголы и ЮАР. В 2001 году состоялись визиты лидеров
Нигерии, Алжира, Эфиопии, Гвинеи и Габона.
В 2000-х российско-африканские отношения уже получили статус дружеских и стабильных, чему поспособствовали визиты президента
Владимира Путина в
Египет (2005),
Алжир, Марокко и ЮАР (2006), а также
Ливию (2008). В то же время начались регулярные контакты на уровне правительств, членов парламента и деловых кругов, что только укрепляло политический и экономический диалог.
В 2011 году
ЮАР стала пятой страной в составе
БРИКС – политико-экономического альянса крупнейших государств:
Бразилии, России, Индии и Китая. В те же годы российские компании начали активнее осваивать африканский рынок, а товарооборот вырос с $1,6 млрд в 2000 году до $12,2 млрд к 2011-му.
Россия также возобновила поставки оружия, а главным мотивом сотрудничества в сфере безопасности стала борьба с терроризмом и участие российских миротворцев в миссиях
ООН на континенте.
Качественный сдвиг в политическом взаимодействии произошёл в 2018 году, когда глава
МИД России Сергей Лавров отправился в турне по пяти африканским странам, а затем и президент
Владимир Путин посетил
Йоханнесбург (ЮАР) для участия в саммите
БРИКС. Именно там российский лидер заявил о подготовке первого
саммита Россия – Африка. И уже в октябре 2019 года в
Сочи состоялось крупнейшее событие в истории российско-африканских отношений, объединившее делегации всех 54 стран континента, из которых 43 были представлены на уровне глав государств и правительств.
По итогам встречи было подписано 92 соглашения на сумму более 1 трлн рублей и принята итоговая декларация о стратегическом партнёрстве. Кроме того, Россия объявила о том, что спишет долги африканских стран на сумму свыше $20 млрд.
Подтверждением обоюдной заинтересованности в углублении партнёрства в формате
Россия – Африка стал второй саммит, прошедший в
Санкт-Петербурге в июле 2023 года. Стороны сосредоточились на институциональном укреплении сотрудничества. В частности, было заявлено об учреждении
форума партнёрства Россия – Африка с конкретным планом действий на 2023-2026 годы, охватывающем широкий круг направлений – от политики и безопасности до культуры и образования.
Уже в 2023 году объём поставок российских товаров на африканский континент превысил совокупный российский экспорт в
Северную и Южную Америки. Особенно выросли поставки нефтепродуктов (почти вдвое), существенно увеличилась отгрузка пшеницы, играющей ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности ряда государств региона.
В 2024 году товарооборот между
Россией и
Африкой достиг $24,5 млрд, а доля африканского направления во внешней торговле
России выросла до 3,9 % по сравнению с 3,4 % годом ранее. В структуре российского экспорта преобладают машиностроительная продукция, зерно и углеводороды, в то же время на импорт из
Африки идет в основном сельскохозяйственная продукция: фрукты, орехи, какао и кофе. Среди ключевых торговых партнёров
России на континенте –
Египет, Алжир, Сенегал и Марокко. Причём на
Египет приходится около 28 % всего российского экспорта в регион. При этом сохраняется заметный дисбаланс: объёмы российского экспорта значительно превышают импорт из
Африки. Однако стороны заявляют о стремлении сократить этот разрыв и расширить поставки африканской продукции на российский рынок.
Несмотря на заметные успехи в торговле, российско-африканское сотрудничество сегодня по-прежнему сталкивается с рядом серьёзных ограничений.
«Россия не может конкурировать с Китаем или США в реализации масштабных инфраструктурных проектов», – отмечает журналист-международник, африканист
Георгий Павлов. По словам эксперта, одна из причин – ограниченность финансовых ресурсов
России. Кроме того, большинство таких проектов реализуется в долг, а значит, вкладывать огромные суммы нужно заранее и не рассчитывать при этом на быструю отдачу. На такие условия согласна далеко не каждая российская компания, особенно с учетом политической нестабильности ряда африканских стран.
«Показательный пример – военно-морская база в Порт-Судане, сооружение которой затягивается уже более 7 лет. За это время в стране произошли два переворота, и, хотя Россия сохранила договорённости с обеими сторонами, строительство продвигается крайне медленно. Китай реализовал бы подобный проект за 3–4 года», – отметил
Павлов.
Помимо сугубо экономических факторов, есть и другой барьер, сдерживающий развитие отношений между Россией и Африкой, – дефицит знаний у россиян о регионе.
«У нас есть целые институты, которые специализируются, например, на Северной Америке, изучают США, Канаду, их историю, культуру, менталитет, даже этнопсихологию. То же самое и с Востоком, о котором мы имеем уже достаточно обширную и глубокую базу знаний. Однако по Африке у нас практически нет сравнимых по масштабу исследовательских центров, которые могли бы давать бизнесу и государственным структурам понимание того, как правильно выстраивать деловые отношения с африканскими партнёрами. В результате различия в менталитете и деловой культуре часто воспринимаются как неорганизованность или даже некомпетентность со стороны африканцев, хотя на деле у них просто другая логика взаимодействия, которую необходимо изучать», – пояснил эксперт.
Одной из сфер, где
Россия уверенно закрепилась как надежный партнер, остается военная отрасль. В настоящее время между странами африканского континента и
РФ действуют 33 межправительственных соглашения, предполагающие поставки, обслуживание и модернизацию вооружения. Кроме того, с 12 государствами у
России есть соглашения о военном сотрудничестве, которые предусматривают размещение на их территории российских военных инструкторов и участие в подготовке национальных армий.
«Если Россия пока не может предложить крупных инфраструктурных проектов, то в военной сфере она имеет безусловный авторитет, что существенно укрепляет позиции Москвы в Африке. Особенно заметно российское влияние в странах к югу от Сахары. В государствах, таких как Мали, Нигер, Чад и Буркина-Фасо, в последние годы сменились режимы, в результате которых к власти пришли военные, ориентированные на Россию, – рассказал Георгий Павлов. – На этом фоне сотрудничество развивается особенно активно: новые лидеры видят в России надёжного партнёра, способного обеспечить стабильность».
На культурно-гуманитарном направлении в последние годы также наблюдается заметный прогресс. Число африканских студентов, обучающихся в российских вузах, выросло с 9 тысяч в 2008 году до 18 тысяч к 2018 году. Сегодня, по данным Минобрнауки, вузы страны выбрали в качестве альма-матер уже почти 35 тысяч человек. В последние годы были открыты Центры русского языка в
Гане, Кот-д’Ивуаре, Гвинее и Гвинее-Бисау. Здесь проходят различные выставки, лекции и мастер-классы. Также их специалисты помогают абитуриентам, желающим обучаться в российских университетах, подготовиться к поступлению.
Иван Шапкин
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney