Нэшвиллский музей «Парфенон», штат Теннесси (США), вскоре репатриирует 248 артефактов доколумбовой эпохи, которые были вывезены из Западной Мексики, пишет сайт MexicoNewsDaily.
В списке сокровищ - небольшие украшения, зооморфные изображения, керамические горшки, музыкальные и рабочие инструменты. Все они будут возвращены музеем «
Парфенон» и департаментом парков и отдыха
Нэшвилла через консульство
Мексики в
Атланте (США).
Экспонаты будут доставлены в
Музей Института антропологии и истории (INAH) в
Мехико в конце лета.
Столичный совет
Нэшвилла еще 7 мая принял постановление, которое дает музею «
Парфенон» юридическое право изъять доколумбовые артефакты из своей коллекции и вернуть их в страну происхождения.
«Возвращение этих экспонатов — это наш культурный долг и моральная ответственность», — заявила директор
департамента парков Моник Хортон Одом. По её словам, эти артефакты имеют большое значение для народа
Мексики и должны быть там, где они смогут помочь людям лучше понять историю и культуру прошлого.
КАК ЭТИ АРТЕФАКТЫ ОКАЗАЛИСЬ В НЭШВИЛЛЕ
«
Парфенон» получил артефакты доколумбовой эпохи в 1960-х и 1970-х годах в качестве пожертвований от доктора
Джона Л. Монтгомери и Эдгара Йорка.
Рич Монтгомери, сын доктора Монтгомери, объяснил
Associated Press, где его отец взял артефакты и почему пожертвовал их музею
Нэшвилла. Мужчина рассказал, что в 1960-х
Джон Л. Монтгомери с братом ездили по деревням штата
Колима в поисках керамических изделий и статуэток. Это было частью
схемы снижения подоходного налога: найденные предметы они после жертвовали музеям, получая за это льготы.
Монтгомери утверждает, что они не вывозили артефакты контрабандой.
«Мы бы показали это мексиканским властям, когда покидали страну, и этим парням было бы наплевать на это. А когда мы приедем в США, мы покажем это таможенникам здесь, на этой стороне».
Хавьер Диас де Леон, генеральный консул, признал, что в то время Мексика не очень строго соблюдала свои законы о вывозе древностей.
При этом он очень высоко оценил решение музея
вернуть предметы доколумбовой эпохи на их родину. По словам консула, именно такие поступки и предпринятые усилия по возвращению экспонатов помогли людям лучше понять
этические проблемы, связанные с хранением артефактов, вывезенных из других стран.
«Это большая ответственность, — сказал Диас де Леоне. -
Люди приходят к нам и говорят: "Мы получили это, это попало к нам в руки. Но мы не думаем, что это нужно нам. Мы считаем, что это должно принадлежать мексиканскому народу"».
К этому событию — возвращению артефактов - «
Парфенон» приурочил выставку под названием «
Репатриация и её влияние». В рамках экспозиции обсуждались последствия культурного мародёрства для торговли произведениями искусства и антиквариата.
Иллюстрация: использованы изображения Gilda Martini и Saraeileen89