Казахский музыкант Руслан Талас покорил публику на конкурсе королевы Елизаветы - одном из самых крупных и престижных музыкальных состязаний мира. В этом году он проходит с 6 мая по 12 июня. Финал конкурса скрипачей принял Брюссельский центр изящных искусств, для него Руслан Талас выбрал произведение Брамса и заслужил восторженные отзывы критиков. Одну из таких заметок в издании La Libre опубликовал журналист Николя Бланмон. «За рубежом» представляет перевод этой статьи.
Вечер вторника, вторая часть концерта. Возможно, причина в том, что
Руслан Талас, в отличие от
Карен Су, расположился рядом с дирижёром
Энтони Хермусом, повернувшись к зрителям боком, но направив скрипку в сторону зала? Или же дело в том, что его инструмент, скрипка
Гваданини, звучит лучше, чем предыдущий скрипичный концерт
Гальяно? А может быть, просто потому, что он осознал трудности, которые скрываются за
Litanïques, где солист должен суметь выделиться из роскошного звучания оркестра? Как бы то ни было, обязательное произведение
Тьерри Эскаиша в исполнении
Руслана Таласа кажется скорее коротким концертом, чем сложным обязательным произведением, которое мы слышали в первой части вечера.
МОМЕНТ БЛАГОДАТИ
Когда казахский музыкант играет произведение, не отрывая взгляда от партитуры, кажется, что он
полностью слился с музыкой. Он делает произведение своим, выражает в нём свою самую сокровенную сущность. И когда перед блестящим финалом его смычок мечтательно
поёт над тканью, сотканной музыкантами
ONB, — это настоящий
момент благодати.
Ещё более интенсивными становятся эти долгие
неожиданные секунды, непредсказуемые и чудесные. Например, когда ONB начинает длинное оркестровое вступление к
Концерту opus 77 Брамса, Талас держит свою скрипку не как боец, готовый начать
первые штрихи, а как родитель, оберегающий
своего ребёнка, защищающий его и нежно обнимающий.
«Мы будем делать великие вещи вместе, моё дитя», — словно говорит он. И действительно...
В ЕГО ОБЪЯТИЯХ
Это восхитительная интерпретация, которую предложил
казахский музыкант. Возможно, она не была технически безупречной: иногда
фортиссимо сменялось невообразимым пианиссимо, и это вызывало некоторые расхождения в
интонации. Однако с такой интенсивностью и эмоциональностью, что невозможно
не оценить талант исполнителя.
Постоянная
ритмическая строгость, которая не мешает смычку петь, палитра нюансов и цветов
безграничного разнообразия, каденция начального
Allegro, которая войдёт в легенду. Начало
Adagio с гармонией, анонсирующей тему.
Талас снова обнимает свой инструмент, и
магия снова работает: мягкий звук, эмоция, выраженная сдержанно,
без излишнего пафоса.
Талас прекрасно владеет своим инструментом. Финальное
Allegro giocoso удивительно живое, трепещущее, но не грубое, имперское, но не подавляющее, сверкающее, но элегантное. Звуковая и драматическая
интенсивность нарастает. Зал взрывается от восторга.
Разве можно остаться равнодушным?
Иллюстрация: использованы изображения Bismillah и Joel Wyncott