В Музее Ива Сен-Лорана в Париже готовят к открытию выставку, посвященную прозрачным материалам. Это шелк, шифон, кружево и тюль, в которые легендарный создатель моды одевал всех женщин мира, позволяя таким образом заявлять о своей чувственности, оставаясь при этом загадочной и независимой.
Оформление необычной выставки доверили современному архитектору Паулине Маркетти, известной своими объемными инсталляциями, поражающими игрой света. Ее работы, созданные в тандеме с французским архитектором Жаком Феррье были опубликованы во многих известных книгах и журналах, включая Arca International, Details, National Geographic и Time Magazine.
На выставке «Прозрачность – власть материалов» для бывшего Дома Моды французского кутюрье Паулина Маркетти оформила несколько залов, каждый из которых демонстрирует грани прозрачности. Футуристические инсталляции позволяют потрогать каждый из тончайших материалов, почувствовать его структуру и «текучесть», позволяющую окутать женское тело, изящно подчеркнув его достоинства. «Нет ничего более красивого, чем обнаженное тело, – неоднократно заявлял сам маэстро Ив Сен-Лоран. – Я давно знаю о прозрачности. Главное в ней – сохранить тайну... Я думаю, что своими работами я сделал многое для эмансипации женщин».
Будущий модельер родился 1 августа 1936 года в Оране (Алжир) в семье парижских аристократов. Его мама Люсьен стала для сына первой музой: вечерние туалеты светской дамы поражали воображение и вдохновляли мальчика. Первые эскизы одежды он начал рисовать в 8 лет. В 11 увлекся театральными подмостками. При этом с большим интересом посещал постановки профессионалов, а дома создавал собственные спектакли: рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, которых одевал в костюмы из лоскутков. Ценителями его творчества долгое время оставались мама и сестры. Но позже о его работах заговорит весь мир.
В Алжире Ив Сен-Лоран окончил колледж и лицей, а прибыв в Париж в 1953 году, когда ему исполнилось 17, поступил в школу рисования от-кутюр Chambre Syndicale de la Haute Couture school. Успех не заставил себя долго ждать: коктейльное платье, созданное Сен-Лораном, принесло ему победу на конкурсе дизайнеров «Вулмарк» и шанс поработать с легендарным Кристианом Диором. В тандеме с мастером Ив Сен-Лоран проработал всего несколько лет. Но за это время Диор сумел разглядеть талант юного дизайнера и именно ему доверил свой Дом моды. Первую персональную коллекцию Ив Сен-Лоран представил в 1958 году (через год после кончины Диора) и сразу произвел фурор, избавив женщин от жестких утягивающих корсетов. Вместо них он предложил короткие трапециевидные платья, сшитые из струящихся тканей и шелка. Публика ликовала, а таблоиды Парижа пророчили художнику оглушительный успех.
Но творческие планы модельера спутала война в Алжире. В 1960 году Ив Сен-Лоран ушел в армию, но прослужил меньше года. Из-за нервного срыва попал в больницу и лишился должности в Доме моды Dior. Впрочем, незаконное увольнение Ив Сен-Лоран позже оспорил в суде. Выиграл дело и получил крупную сумму в качестве компенсации. На эти средства открыл собственный Дом моды и в 1962 году триумфально вернулся в мир стиля и красоты.
На создание коллекций маэстро вдохновляли Китай, Марокко, Центральная Африка и Россия. В культурах этих стран Ив Сен-Лоран находил идеи, яркие краски, необычные ткани и их сочетания. И в каждой своей работе дарил женщинам свободу. Свободу двигаться и выражать себя, подчеркивая достоинства фигуры и маскируя недостатки. Так, благодаря Ив Сен-Лорану, в гардероб женщин прочно вошли смокинг и брючный костюм, считавшиеся исключительно мужским видом одежды. Далее последовали милитаристические платья-сафари и бушлат. 40 лет коллекции Ива Сен-Лорана поражали современников своей смелостью. Шокирующим стало и заявление модельера о завершении карьеры в январе 2002. Создатель моды действительно отошел от дел, не оставив приемника. Среди причин такого решения одни называют разочарованность маэстро в эпохе спортивного стиля и джинсов. Другие считают, что Лоран устал от судебных тяжб с молодыми дизайнерами, уличенных в плагиате.
Копировать Ива Сен-Лорана пытаются и сегодня. Например, прозрачную блузку, наделавшую шума в 1968 году, стилизуют и в современных коллекциях. Кстати, сам Лоран изначально задумывал прозрачное платье. Набросок сделал в 1966-м, но тогда грудь и бедра модели прикрыл вышивкой и кружевом. Спустя время отбросил предрассудки и предложил дамам совершенно прозрачную блузу, которую следовало носить без нижнего белья. Публика была шокирована, но атмосфера бунтарства и назревавшая в 60-х сексуальная революция сыграли на руку чуткому кутюрье, который, казалось, заглядывал в будущее и лучше самих женщин знал, что им нужно.
Кстати, та самая блуза See-Through Blouse станет частью новой экспозиции в Музее моды Ив Сен-Лорана. Для посетителей ее откроют в феврале 2024 года. Помимо знаменитых работ, ценители французского модельера увидят также редкие творения мастера, его эскизы и рисунки, вдохновленные картинами Гойи. Дополнена выставка работами современных художников Анн Бурсе, Ман Рэй, Лои Фуллер и Пикабиа, чье творчество перекликается с творениями Ива Сен-Лорана. Завершит экскурсию свадебная мода. Именно в нарядах для невест Ив Сен-Лоран никогда не скупился на многочисленные слои шелка, шифона и тюля, с гордостью воспевая искусство тонкости.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
Фестиваль в «Иностранке» знакомит россиян с культурным наследием стран арабского мира.
Традиционная биеннале в Дакаре, которая раньше была ориентирована на элиту и состоятельных коллекционеров, в этом году впервые привлекла молодежь.
В информационно-культурном медиацентре БРИКС+ прошел вечер, посвященный персидской поэзии.
Стоимость биткоина впервые за 15 лет превысила 100 тысяч долларов. Новости из мира криптовалют.