МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОКАЗАЛ АФРИКУ БЕЗ СТЕРЕОТИПОВ – ОТ ШЕКСПИРА В ДЖУНГЛЯХ ДО ДЖАЗОВОГО САУНДТРЕКА К ГОСПЕРЕВОРОТУ
Порой кажется, что Москва решила основательно прописаться на культурной карте Африки. Менее чем за год в столице состоялось множество фестивалей, выставок, музыкальных конкурсов и летних променадов, где непременными участниками выступали темнокожие танцоры, художники и артисты. На прошлой неделе эту тенденцию окончательно закрепил III Международный кинофестиваль «Дни африканской культуры и кино» под названием «Африка. Вместе в будущее». Поскольку едва ли не каждый второй фильм в программе уже успел получить какие-то фестивальные лавры, Родион Чемонин составил свой рейтинг картин, оценивая их именно через призму наград и критического признания.
Фильмом открытия фестиваля должна была стать российская картина
«Мы из Африки», но, как выяснилось, работа ещё не готова и нам показали свежесмонтированный трейлер, а честь открытия выпала ленте
«Катанга. Танец скорпионов». Этот выбор оказался даже символичным: именно эта работа получила главный приз
29-го Панафриканского фестиваля кино и телевидения (
FESPACO). Таким образом, мы увидели то, что нравится не международным критикам, а в первую очередь самим жителям
Чёрного континента.
«Танец скорпионов» погружает в водоворот политических и военных интриг в
Буркина-Фасо. После провала заговора против действующей власти король
Пазукнаама формирует новый кабинет министров и назначает верховным главнокомандующим своего кузена
Катангу. Пророчество, прочитанное по пляске скорпионов, указывает именно на него как на будущего предводителя. Молодой человек скептически относится к гаданию, но его честолюбивая супруга
Пунере берёт власть над ним в свои руки. Она принуждает
Катангу убить
Пазукнааму и занять трон. Усугубляет ситуацию надвигающаяся война с соседним государством, и
Катанга с женой не останавливаются ни перед чем, чтобы удержать захваченную власть.
Да, вы правильно догадались.
«Катанга» – это африканская версия
«Макбета» Вильяма нашего
Шекспира. Только действие перенесено в наши дни, с «калашами» и пистолетами вместо мечей, с мотоциклами и джипами вместо лошадей. Снята лента, скажем так, небогато и непритязательно. Она напоминает телепостановку с характерными для этого жанра мизансценами; операторы, судя по картинке, работали на оборудовании уровня
Betacam 80-х или
SVHS-камер 90-х. К счастью, режиссёр
Дани Куяте решил добавить атмосферности и перевёл картинку в чёрно-белый формат, что отсылает к эстетике нуара. Но даже этот ход не способен скрыть игру непрофессиональных актёров или тех, кому неправильно дали установку, как существовать в кадре. Впрочем, раз работа удостоена
Панафриканской премии, значит, зрителю нравится, людей ведь в кино силком не затянешь. И это мы тут выступаем какими-то душнилами, придираясь к мелочам.
Если
«Катанга» представляет собой масштабную, хоть и скромную по бюджету драму, то её полной противоположностью выступает картина
«Видения предков о будущем» Лемохана Джеремайи Мозеса – автора ленты
«Это не похороны», участвовавшей в первом фестивале в 2023 году.
«Видения...» были показаны в этом году на
Берлинале, известном своей ориентацией на прогрессивный геополитический кинематограф.
Этот совместный проект
Франции,
Лесото,
Германии,
Катара и
Саудовской Аравии производит впечатление полуторачасового коллажа из фотографий и документальных видео, рандомно рассыпанных по хронометражу. За кадром рассказчик рассказывает рассказы (и это не тавтология), услышанные им от мальчика, рыночной торговки и кукловода. Говоря проще, если вы считаете
Тарковского скучным режиссёром, то
«Видения...» – это та лента, которую и сам
Тарковский счёл бы скучной.
Если же говорить серьёзно, то
Мозес – это своего рода африканский
Теренс Малик. В своём медитативном документальном эссе он размышляет о родине,
Лесото, и собственном детстве. Подобной степенью откровенности не может похвастаться ни одна другая картина фестиваля. Здесь причудливо переплетаются мифы философии убунту, суровые реалии и вымышленные нарративы. Иногда кажется, что это огромный белый стих, песнь, рассказанная с помощью фотографий и рапидов, снятых в документальной манере. Главное достоинство этого кино – безупречно выдержанный ритм, который полностью захватывает зрителя, погружая его в гипнотическое состояние.
Между этими двумя полярными работами, выступающими своеобразными маркерами фестиваля, уместилось несколько других картин, также отмеченных наградами, но снятых в более традиционной манере. Их даже можно рекомендовать друзьям (если они, конечно, подготовлены к фестивальному кино).
Лента
«Все любят Туду» франко-марокканского режиссёра
Набиля Аюша, представленная в прошлом году в
Каннах и отправленная на
«Оскар» от
Марокко, смотрится как африканская версия
«Москвы слезам не верит». Девушка
Туда из глухой провинции, где нет даже школы для её глухого сына, отправляется в поисках лучшей жизни в
Касабланку. Однако
Касабланка уже не та. Здесь нет места для
Хамфри Богарта и
Ингрид Бергман, да и
Сэма, исполняющего
As Time Goes By, давно нет. Но
Туда – певица от бога и быстро находит работу в престижном клубе, начинает неплохо зарабатывать и даже находит учебное заведение для сына. Её заветная мечта – петь аиты, традиционные полупсалмы в исполнении певиц-шихат. Один из музыкантов поддерживает её, но стоило
Туде в один из вечеров исполнить аиту вместо попсы, которую жаждала услышать публика, как она мгновенно оказывается на улице.
Картина
«Длинное письмо» сенегальской режиссёрки
Ажель Диабанг – это экранизация знаменитой повести
Марьямы Ба, вышедшей в 1979 году и даже издававшейся в
СССР. Премьера фильма состоялась в
Локарно в этом году и вызвала фурор; на родине режиссёра его посмотрело больше зрителей, чем
«Супермена». Действие перенесено в наши дни, что сделало центральную проблему ленты – многожёнство, до сих пор существующее в
Сенегале, – ещё острее. При этом картина получилась лёгкой, динамичной и во многом комедийной. Хотя российскому зрителю её юмор стал понятен лишь к середине просмотра. Ну такой мы зритель, суровый и серьёзный.
И наконец, главным хитом нынешнего кинофестиваля по праву можно назвать лауреата
Sundance и номинанта на
«Оскар-2025» –
«Саундтрек к государственному перевороту» Йохана Гримонпре. Именно этот фильм собрал аншлаг в
Инженерном корпусе «Третьяковки».
Формально этот документальный фильм можно назвать бельгийским, но повествует он о затяжной холодной войне между
Бельгией,
США и
СССР в конце 50-х – начале 60-х годов в тогдашнем
Бельгийском Конго. В те годы в регионе
Катанга добывался уран, который
Бельгия поставляла
Америке для создания атомных бомб. Но когда в
Конго произошёл мирный переворот и главой государства стал
Патрис Лумумба, провозгласивший
Демократическую Республику Конго, напряглись все мировые державы. Лишь
Никита Хрущёв, чьи аудиодневники легли в основу картины, выглядит в этом хаосе оптимистичным чудаком, готовым на всё ради закрепления демократии в
Конго.
Фильм идёт два с половиной часа и звучит на четырёх языках: французском, английском, русском и, с появлением на сцене
Фиделя Кастро, испанском. Но главный, пятый язык – это музыка, скрепляющая все стороны конфликта. Контрапунктом, будто в музыкальном клипе со сплит-экранами, звучит джаз в исполнении величайших музыкантов эпохи – от
Луи Армстронга до
Телониуса Монка, от
Джона Колтрейна до
Эллы Фитцджеральд (что иронично, ибо один из героев этой истории,
Никита Хрущёв, терпеть не мог джаз). Благодаря клиповому монтажу, хронике и обилию цитат лента смотрится на одном дыхании, как детективный триллер, – не ушёл ни один зритель, а финальные титры сопровождались бурными аплодисментами. Увы, ни джаз, ни
Хрущёв, ни переговоры не спасли конголезскую революцию: демократия продержалась менее семи месяцев, в конце 1960 года
Лумумба был пленён, а в начале 1961-го – убит на территории
Катанги.
Таков печальный финал этой истории, но, разумеется, не самого фестиваля. Ждём следующего года и следующего африканского смотра.
Родион Чемонин
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney, Пресс-служба фестиваля