GAME PASS ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ «УБИЙЦЕЙ PLAYSTATION», НО ВМЕСТО ЭТОГО НАНЕС УДАР ПО БЮДЖЕТУ САМОЙ MICROSOFT. ТЕПЕРЬ КОМПАНИЯ МЕНЯЕТ СТРАТЕГИЮ
Игровой отдел компании Microsoft Xbox изрядно ошарашил геймеров на прошлой неделе. Теперь цена на топовый тариф подписки Game Pass вырастет на 50 % и составит 30 долларов в месяц, сообщает The Japan Times.
Реакция в сети последовала незамедлительно.
Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом связал рост цен с тарифами
президента США Дональда Трампа. А ритейлер
GameStop опубликовал карикатуру с намеком, что покупать игры в магазинах теперь будет выгоднее.
Повышение цен – это явный признак того, что стриминговое направление
Xbox не оправдывает финансовых ожиданий даже спустя восемь лет после запуска. Об этом рассказали семь нынешних и бывших сотрудников компании, попросив не раскрывать их имен. По их словам, компания добавляет в подписку свои главные хиты, но эта стратегия бьет по продажам высокоприбыльных игр, таких как
Call of Duty, которая досталась
Microsoft вместе с покупкой
Activision Blizzard в 2023 году.
Один из бывших сотрудников сообщил, что из-за появления Call of Duty в подписке компания потеряла в прошлом году более 300 миллионов долларов на продажах игры для ПК и консолей.
«Game Pass не показал того взрывного роста, на который Microsoft рассчитывала после сделки с Activision. В компании поняли, текущая цена подписки не покрывает огромных затрат на ее содержание», – комментирует основатель аналитической фирмы Aldora
Йост Ван Дренен.
Представитель
Xbox от комментариев отказался.
Xbox проигрывает «консольную войну».
PlayStation и
Nintendo лидируют по продажам благодаря своим популярным эксклюзивным играм. Поэтому именно подписка
Game Pass стала для
Xbox главной надеждой на рост и стабильный доход.
Как и другие гиганты вроде Netflix и Disney, Xbox изначально устанавливала на подписку низкую цену. На старте в 2017 году она стоила 10 долларов за доступ к сотне старых игр. Год спустя Xbox пошла на смелый шаг: подписчики стали получать все новые игры компании в день релиза без доплаты.
Это решение вызвало споры внутри компании. Разработка игр-блокбастеров занимает годы и обходится в сотни миллионов долларов. Раньше компания окупала затраты и зарабатывала на том, что продавала каждую игру за довольно внушительную цену - по 60–70 долларов. Новая модель
Game Pass, работающая по принципу «шведского стола», полностью сломала эту годами проверенную схему.
За последнее десятилетие
Microsoft вложила миллиарды долларов в свою игровую империю, скупая одну студию за другой. Кульминацией этой экспансии стала историческая сделка с
Activision Blizzard по покупке компании за 69 миллиардов долларов. Главная цель таких мер – максимально усилить сервис
Game Pass, наполнив его контентом, ради которого игроки будут готовы оформлять подписку.
Включение
Call of Duty в
Game Pass выглядело щедрым подарком для игроков, но больно ударило по бюджету компании. Последняя версия знаменитого шутера –
Black Ops 6 стала самой продаваемой видеоигрой в
США в прошлом году и самой популярной за всю историю франшизы. Но кто на этом заработал? В основном – главный конкурент. По данным геймерского интернет-портала IGN, 82 % всех денег, вырученных с продаж игры, пришлись на владельцев
PlayStation.
В целом по игровой индустрии (включая
Xbox, PlayStation и другие сервисы) общие доходы от всех подписок выросли на 16 %, отчасти благодаря
Game Pass и притоку игроков за новой
Call of Duty. Но в этой бочке меда есть ложка дегтя: многие игроки оказались «одноразовыми». Они оформляют подписку только на месяц-другой, чтобы пройти конкретную игру, и сразу же отменяют ее. Для компании это гораздо менее выгодно, чем если бы тот же игрок купил игру за полную стоимость в 70 долларов.
Конкурент в лице
Sony, напротив, не добавляет свои главные хиты в подписку
PlayStation Plus в день релиза.
В сентябре бывший вице-президент Xbox Шеннон Лофтис написала в LinkedIn, что хотя Game Pass «помог выжить некоторым играм», в большинстве случаев его успех «достигается в ущерб розничным продажам».
Игровая индустрия в целом переживает не лучшие времена, и
Microsoft здесь - не исключение. За последние полтора года по игровому подразделению
Xbox прокатились несколько волн сокращений: 1900 человек были уволены в январе 2024-го, еще 650 – в сентябре. В этом году пояса в компании продолжают затягивать: увольнения продолжились и как минимум четыре игры были отменены.
Ситуацию прокомментировала и бывшая
глава Федеральной торговой комиссии США Лина Кан. В свое время она была главным противником сделки по покупке
Activision Blizzard и безуспешно пыталась препятствовать этому в суде. Теперь, по ее словам, ее худшие опасения сбываются. Она отметила:
«Поглощение Activision компанией Microsoft, как мы и предсказывали, обернулось значительным повышением цен и массовыми увольнениями. В итоге от этой гигантской сделки пострадали все: и геймеры, и разработчики».
Взрывной рост Game Pass времен пандемии, когда число подписчиков взлетело на 80 % за два года (2020–2021), сменился заметным замедлением. В последующие два года (2022–2024) рост составил уже всего 36 %. По последним официальным данным на февраль 2024-го, у сервиса было 34 миллиона подписчиков.
С 1 октября
Xbox вводит три новых тарифа. За 10 долларов в месяц игроки получат доступ к 50 играм. За 15 долларов – к 200. А за 30 долларов – к более чем 400 играм, включая 75 новинок в день релиза. В топовый тариф войдут и будущие хиты, такие как
Call of Duty: Black Ops 7 и
The Outer Worlds 2. Проще говоря, теперь за возможность играть в дорогие новинки в день релиза по подписке придется платить больше.
Перевод Ивана Шапкина
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai