ФОНД СЭРА ПЕРСИВАЛЯ ДЭВИДА ПОЖЕРТВОВАЛ БРИТАНСКОМУ МУЗЕЮ КОЛЛЕКЦИЮ ИЗ 1700 ЭКСПОНАТОВ, ДАТИРУЕМЫХ ПЕРИОДОМ С III ПО XX ВЕК
Британский музей получил в дар частную коллекцию китайской керамики стоимостью около 1 млрд фунтов стерлингов (1 млрд 200 млн долларов США) — это самое ценное пожертвование в истории музеев Великобритании, сообщает The Guardian.
1700 экспонатов, датируемых периодом с III по XX век, были переданы попечителями
Фонда сэра Персиваля Дэвида. Ранее, с 2009 года, предметы искусства находились в аренде у лондонского музея.
Теперь же
Британский музей владеет одной из самых важных коллекций китайской керамики, насчитывающей около 10 000 предметов. Ни у одного государственного музея за пределами
Китая нет столь внушительного собрания бесценных экспонатов.
Джордж Осборн, директор музея, сказал, что он пришел в восторг от
«сенсационного решения».
«Это самое крупное пожертвование Британскому музею за всю нашу долгую историю. Это настоящий вотум доверия нашему будущему, и он сделан в очень важный для нас момент, когда мы приступаем к самой масштабной культурной реконструкции музея за всю его историю», — сказал он.
Впервые фарфор был произведён в Китае примерно в 600 году нашей эры. Китайская керамика, которая по праву считается самой совершенной в мире, производилась для императорского двора, внутреннего рынка или на экспорт.
Впервые фарфор был произведён в
Китае примерно в 600 году нашей эры. Китайская керамика, которая по праву считается самой совершенной в мире, производилась для императорского двора, внутреннего рынка или на экспорт.
Персиваль Дэвид был дальновидным британским бизнесменом, чья любовь к
Китаю вдохновила его на создание коллекции. На протяжении всей своей жизни он собирал керамические изделия по всему миру — от
Европы до
Японии,
Гонконга и
Китая.
В то время
Дэвид, ныне покойный (он умер в 1964 году), решил выставить свою коллекцию на всеобщее обозрение, чтобы больше рассказать людям о китайском искусстве и увлечь их так же, как когда-то он был увлечен сам.
В 1952 году в журнале
«Труды Общества восточной керамики» он написал:
«Частный коллекционер оправдывает своё существование тем, что предоставляет очень важную информацию для художественного критика и искусствоведа. В нашей конкретной области это может быть выражено в том, что мы возбуждаем их умственный аппетит «проблемными экспонатами», которые в один прекрасный день могут оказаться подделкой или ключевыми образцами какого-то нового, очень значимого класса изделий».
Среди экспонатов — «вазы Давида» 1351 года, обнаружение которых в свое время коренным образом поменяло подходы к датировке бело-голубой керамики. В коллекции также есть «куриная чашка», из которой подавали вино императору Чэнхуа в XV веке, и изделия из Ру, созданные для двора династии Северная Сун примерно в 1086 году.
Художник
Эдмунд де Вааль, известный своими масштабными инсталляциями из фарфоровых сосудов, сказал, что знакомство с коллекцией
Дэвида стало
«основополагающим опытом» для поколений гончаров, учёных и студентов.
Де Вааль также признался, что впервые увидел эти горшки в возрасте 16 лет, и они влияли на его творчество более трёх десятилетий.
«Кто знает, чья жизнь изменится в будущем?» — сказал он.
Впервые
Дэвид начал сотрудничать с
Британским музеем в 1929 году, когда он подарил музею датированную шкатулку династии
Мин.
«Прошло ровно 100 лет с тех пор, как сэр Персиваль Дэвид впервые посетил Китай. Его первое путешествие пробудило в нём любовь к китайскому искусству и культуре на всю жизнь, особенно к фарфору, изготовленному для императора и его двора, что вдохновило его на создание беспрецедентной частной коллекции, — отметил
Колин Шиф, председатель
Фонда китайского искусства сэра Персиваля Дэвида. -
Поэтому вполне уместно, что в этот юбилейный год попечители его фонда решили, что наиболее подходящим постоянным местом для его коллекции является Британский музей, где она — в течение 15 лет — ежегодно привлекала миллионы посетителей, помогая тем самым достигать все благотворительные цели фонда».
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Ahmad Roaayala и Paul Hudson