Под парусами дружбы

УЖЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ ИЗ БРАЗИЛЬСКОГО САЛВАДОРА ВОЗЬМЁТ СТАРТ МАСШТАБНАЯ КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БРИКС

Считаные дни остаются до старта одной из самых захватывающих кругосветных экспедиций последних лет. 12 апреля из бразильского Салвадора под флагом БРИКС выйдет яхта Fraternidade («Братство») с российско-бразильской командой на борту.

Амбициозный маршрут протяженностью 45 000 километров пролегает через самые экстремальные точки планеты: от суровых льдов Северного морского пути и легендарного мыса Челюскина до бурных вод мыса Горн - самой южной оконечности Южной Америки.

Кругосветная экспедиция БРИКС

Кругосветное путешествие, которое завершится только к февралю 2026 года, включает переход через Атлантику, арктические широты, Исландию и бескрайние просторы Тихого океана.

Экспедиция приурочена сразу к нескольким важным датам: 

– 80-летию Великой Победы;
– 180-летию Русского географического общества;
– 20-летию БРИКС (2026 год);
– 200-летию дипломатических отношений между Россией и Бразилией (2028 год).

Возглавит ее уникальный тандем капитанов: Алейшо Белов - знаменитый бразильский мореплаватель, автор книг о кругосветных плаваниях и инженер-судостроитель и Сергей Щербаков - опытный полярник, член Русского географического общества из Омска.

КИТЫ И ГЕОПОЛИТИКА


Экспедиция стартует в День космонавтики, но это скорее можно назвать совпадением. По словам Сергея Щербакова, его коллега и второй капитан экспедиции Алейшо Белов традиционно отправляется в путешествия по субботам. Как он объясняет, в выходной день друзья и знакомые чаще свободны, могут прийти на причал, попрощаться, поддержать команду.

Поэтому изначально Щербаков планировал выход в море 26 апреля, также в субботу. Однако Белов, проанализировав маршрут, настоял на более ранней дате. «Он сказал мне: "Сергей, 26-го — уже поздно. Давай выйдем пятого"», — вспоминает Щербаков. Но из-за организационных нюансов выйти раньше не получалось, поэтому сошлись на компромиссной дате — 12 апреля.

Судно, на котором пройдет международная экспедиция, было создано не по стандартным чертежам конструкторов, а по личному опыту трех кругосветных путешествий. Яхта Fraternidade — авторский проект Алейшо Белова. Он сам спроектировал её и построил на собственной верфи в Салвадоре.


Габариты внушительные: длина — около 22 метров, ширина — порядка 6,7 метра, а водоизмещение — 80 тонн. Для примера: это в десять раз больше, чем у «Сибири» — яхты Сергея Щербакова, на которой он совершил несколько кругосветных путешествий. По словам капитана, Fraternidade — не гоночная яхта, а надёжное и выносливое судно, рассчитанное на долгие переходы. Средняя скорость — около 5 узлов, но главное, что она способна выдерживать суровые погодные условия.

«Это не суперъяхта, которая разгоняется до 30 узлов. Её преимущество — в надёжности. Алейшо говорит, что в океане она спокойно идёт при ветре до 60–70 узлов. Это уже ураган порядка 30–35 метров в секунду. Я таких ветров на "Сибири" не выдерживал — при 40 узлах уже ищешь, где спрятаться», — объясняет капитан.

По его словам, Fraternidade специально создавалась как судно, способное преодолевать не только расстояния, но и стихии: «Когда у тебя за спиной три кругосветки, ты точно знаешь, что должно быть удобно, надёжно и безопасно. Эта лодка — мечта для дальних экспедиций. Всё продумано до мелочей — от внутренней планировки до технической оснастки».

А надежность в этом путешествии важна как никогда — в кругосветке их поджидают не только коварные и непредсказуемые погодные условия. Во время плавания можно наткнуться, например, …на китов, говорит Щербаков.

«Мы видели китов в разное время года и суток — самых разных. Один раз едва с ним не столкнулись — буквально шли лоб в лоб. Но, надо сказать, это невероятно умные животные. Он просто нырнул под яхту в последний момент, аккуратно повернув хвост в сторону, чтобы дать нам пройти. Это было во фьордах на Аляске. Представьте: гигантская «лопата» хвоста проходит всего в полуметре от борта и скрывается под корпусом», - вспоминает капитан.

Впрочем, не так страшны и непредсказуемы киты, как неопределенная геополитическая обстановка. Особенно для российских путешественников. Конечно, само море — вне политики. Все геополитические бури остаются на суше, говорит Сергей Щербаков. А на просторах океана по-прежнему важнее ветер и волны, а не дипломатические заявления. Но, когда подходишь к берегу, приходится учитывать, куда причаливаешь: в дружественный порт или туда, где к русским яхтам относятся с предубеждением. Здесь на помощь приходит бразильский флаг на корме. Яхта Fraternidade может беспрепятственно зайти практически в любой порт мира, а это очень важно, учитывая одну из целей экспедиции, — активно общаться с местным населением.

«С самого начала мы говорили — наша цель связана с БРИКС. Мы несём эти идеи, и главная задача — встречаться с людьми, — подчёркивает он. – Мы идём под флагом России и под флагами БРИКС, и для нас это не просто символ — это гордость. В том, что мы можем донести образ открытой, дружелюбной России до людей по всему миру, и заключается суть нашей миссии».

ВСЕГДА НА СВЯЗИ


Несмотря на то что маршрут проходит через крайние точки земного шара, экипаж всегда будет оставаться на связи. Команда Fraternidade планирует использовать Iridium — глобальную спутниковую и проверенную временем систему связи, которая работает даже в полярных широтах, и Inmarsat – спутниковую систему связи, которая обеспечивает широкополосный интернет и передачу данных. Inmarsat действует в том числе и на 70-й параллели. В портах же экипаж планирует подключаться к местной сотовой связи.

«Мы, конечно, не планируем заходить на полюса, — улыбается Сергей Щербаков, — но уверенность в том, что связь будет стабильной, даёт ощущение безопасности».

Кроме того, команда будет фиксировать каждое важное событие в своем путешествии: снимать фото, видео и даже писать тексты — в команде есть журналист. И, кстати, женщина, вопреки стереотипам. Свежие материалы о кругосветке будут появляться на ресурсах Евразийской медиагруппы, информационного партнёра проекта. Сайты «За рубежом» и «Евразия сегодня» будут подробно освещать все детали путешествия.

«Благодаря этому сотрудничеству мы надеемся охватить действительно широкую аудиторию, заинтересованную в том, чтобы следить за нашим путешествием», - отметил Сергей Щербаков.

Следить за передвижением Fraternidade можно будет на специальном сайте Омского отделения Русского географического общества, а также практически во всех соцсетях.
Мария Седнева
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
08.04.2025
Важное

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00

Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.

17.04.2025 17:00:00
Другие События

Гуанчжоу связывает Китай и Малайзию гастрономическими традициями.

Затяжная торговая война станет испытанием на прочность для цифровых финансов. Новости мира криптовалют.

С помощью 3D-сканирования ученым впервые удалось создать детализированную цифровую копию «Титаника», которая позволяет заглянуть в каюты и изучить все повреждения затонувшего корабля.

Шанхай превращает анимационных героев в модный тренд.