ОСТРОВ ПУЭРТО-РИКО СТАЛ ДЛЯ ФАРМКОМПАНИЙ ТИХОЙ ГАВАНЬЮ, ГДЕ МОЖНО РАБОТАТЬ ПОД БРЕНДОМ «СДЕЛАНО В США» И НЕ ПЛАТИТЬ ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ
Экономическая политика Дональда Трампа под лозунгом «Америка прежде всего» неожиданно дала импульс развитию производства в Пуэрто-Рико – на острове, который сам президент то резко критиковал, то называл главным получателем своей помощи среди всех регионов США.
Как сообщает Bloomberg, уже в ближайшие дни фармацевтическая компания Millicent Pharma объявит о запуске завода в городе Фахардо на восточном побережье. По данным властей, с момента введения тарифов на импорт при Трампе не менее семи производителей либо открыли здесь новые площадки, либо расширили существующие мощности.
«Компании выбирают именно Пуэрто-Рико, потому что мы – американское производство, мы – Made in the USA, а значит, автоматически освобождаемся от тарифов», – отметила в интервью губернатор
Дженнифер Гонсалес.
Пуэрто-Рико не является американским штатом, но полностью зависит от США, у местных жителей даже паспорта американские. Поэтому действие высоких пошлин на остров не распространяется.
Неудивительно, что
Гонсалес активно использует тарифную стратегию
Трампа: она издала серию указов, призванных привлечь на остров иностранных производителей. По её данным, предприятия, которые уже открыли или расширяют здесь свои мощности, планируют вложить свыше 220 миллионов долларов и создать не менее 1600 рабочих мест для жителей
Пуэрто-Рико, где проживает около 3,2 миллиона человек.
«Этим компаниям нужен доступ к американскому рынку», – подчеркнула
Гонсалес.
Рост промышленности стал драйвером для экономики
Пуэрто-Рико, которая до сих пор с трудом восстанавливается после ураганов, затяжного банкротства и массового исхода специалистов.
Хотя остров известен прежде всего как тропический курорт, его настоящая опора – производство. На него приходится около 43 % ВВП, и именно здесь находится вторая по масштабу фармацевтическая индустрия в
США. Туризм же формирует не более 2 % ВВП.
Отношения
Дональда Трампа с
Пуэрто-Рико всегда были противоречивыми. После урагана «
Мария» в 2017 году он задерживал выделение помощи и обвинял местные власти в коррупции. В то же время миллиарды долларов, которые он пообещал на восстановление, позволили ему заявить, что он
«лучшее, что когда-либо случалось с Пуэрто-Рико». Совсем недавно
Трамп распустил почти весь наблюдательный совет, занимавшийся реструктуризацией долгов энергетической компании острова, оставив лишь одного члена. Этот шаг восприняли как уступку держателям облигаций, но в ущерб интересам самих жителей.
Millicent, штаб-квартира которой расположена в
Северной Ирландии, планирует вложить в
Пуэрто-Рико 45,5 миллиона долларов и в течение пяти лет создать не менее 73 рабочих мест. Как отметил президент пуэрториканского филиала компании
Фрэнк Родригес, решение перенести производство женских контрацептивов из
Канады на остров было принято ещё до введения тарифов
Трампом. Однако, подчеркнул он, новые меры могут сыграть
Millicent на руку и привлечь клиентов из числа фармкомпаний, не имеющих собственных заводов в
США.
«По всему миру есть компании, которые ищут способы производить продукцию в США, – сказал
Родригес. –
Наши мощности в Пуэрто-Рико могут дать им такую возможность, и мы сейчас рассматриваем этот вариант».
Фармацевтические гиганты начали осваивать остров ещё в 1960–70-е годы, когда их прибыль в Пуэрто-Рико не облагалась федеральными налогами. После того как в 1990-е эта льгота постепенно исчезла, власти предложили новые стимулы, чтобы сохранить промышленность. Сегодня квалифицированные предприятия платят всего 4 % налога на прибыль, не перечисляют ничего в федеральный бюджет и могут рассчитывать на щедрые компенсации за резервные источники энергии, исследования и разработки, отметил министр экономического развития и торговли Себастьян Негрон.
Кроме того, университеты
Пуэрто-Рико ежегодно выпускают свыше 20 тысяч специалистов в области
STEM (наука, технологии, инженерия и математика. – Прим. ред.).
«Это рабочая сила, свободно владеющая английским и испанским, подготовленная по американским стандартам и хорошо знакомая с принципами качественного производства в условиях строгого соблюдения норм FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. – Прим. ред.)», – подчеркнул
Себастьян Негрон.
По словам
Фрэнка Родригеса, решающим фактором стали именно квалифицированные кадры и готовая площадка для запуска производства. Завод площадью 150 тысяч квадратных футов, который займёт
Millicent, более полувека выпускал лекарства и оснащён собственными дизель-генераторами, позволяющими работать даже при отключениях электроэнергии.
«Это предприятие пережило ураганы и немало испытаний и всё ещё остаётся в строю», – отметил
Родригес.
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney