Неслучайная победа

КАРТИНА ИРАНСКОГО ОППОЗИЦИОННОГО РЕЖИССЕРА ДЖАФАРА ПАНАХИ ЗАВОЕВАЛА ГЛАВНЫЙ ПРИЗ НА КАННСКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ

Иранский режиссёр-диссидент Джафар Панахи удостоился главной награды Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви» — за напряжённый триллер «Простая случайность». Эта победа стала по-настоящему символичной: режиссёру более 15 лет запрещали покидать Иран, а три года назад он оказался в тюрьме и объявил голодовку.

Награду Панахи вручила актриса Кейт Бланшетт, а зал встретил его бурными аплодисментами стоя. Режиссер входит в число известных иранских деятелей культуры, спортсменов и знаменитостей, которых арестовывали за критику властей. Несмотря на запреты на съёмки и выезд из страны, Панахи продолжал создавать фильмы, которые собирали призы на крупнейших кинофестивалях мира.



После премьеры в Каннах права на прокат фильма «Простая случайность» в Северной Америке приобрела Neon, кинокомпания известная своим чутьём на авторское кино и артхаус — она буквально делает ставку на нестандартные и смелые фильмы. Она уже шестой год подряд выпускает фильмы, которые побеждают в главной номинации Канн и собирают множество других наград. Среди этих фильмов «Паразиты», «Титан», «Треугольник печали», «Анатомия падения» и «Анора».

ВЕЧНАЯ БОРЬБА ДЖАФАРА ПАНАХИ


Фильмы Джафара Панахи - это яркий пример того творчества, которое создается не благодаря, а вопреки. Незадолго до Каннского фестиваля он по видеосвязи рассказал о работе над лентой изданию The Guardian. Это было его первое интервью прессе за последние 15 лет. И формально — запрещенное.

В феврале 2023 года Джафар Панахи вышел на свободу из печально известной тюрьмы Эвин в Иране после почти семи месяцев заключения. Его встречали друзья и сторонники, но момент освобождения оказался горько-сладким — Панахи тяжело привыкал к жизни на воле. В последующие недели он выработал привычку: садился в машину и снова и снова проезжал вдоль тюремной стены. Он тосковал по тем, кто всё ещё оставался внутри. «Эти люди стали моими людьми, — говорит он. — Я думал: "Как я мог уйти и оставить их там?"»

Панахи снимает человечные, искренние фильмы о жизни в Иране. Он сам называет их «социальными фильмами», хотя иранские власти с этим определением не согласны. Для них это — «пропаганда против системы», за которую он дважды оказывался в тюрьме, голодал и даже продал дом, чтобы внести залог. Официально Панахи запрещено снимать фильмы, но он продолжает это делать.

Его новый фильм, взявший «Золотую пальмовую ветвь», тоже о тюрьме, вдохновлённый личным опытом. «Простая случайность» — это моральная драма, маскирующаяся под напряжённый триллер о мести. Главный герой Вахид (Вахид Мобассери), бывший политзаключённый, похищает своего бывшего государственного дознавателя. Но он не уверен, что поймал именно того человека, и просит совета у своих друзей-диссидентов. Пленный на заднем сиденье клянётся, что он невиновен. Но в современном Иране почти все лгут — и по обе стороны стены. Потому что иначе не выжить.

По словам режиссера, идея для фильма пришла к нему после двух эпизодов:

«Первый раз я сидел в одиночной камере. Меня выводили с завязанными глазами и сажали перед стеной. За спиной раздавался голос, голос следователя. Иногда он допрашивал меня два часа, а иногда — восемь. Я ловил каждую интонацию, воображая, кем может быть этот человек. Уже тогда у меня возникло предчувствие, что этот голос когда-нибудь станет частью сценария или сцены и я дам ему художественную жизнь».

«Второй раз всё было иначе. Я оказался в общем блоке с другими политзаключёнными. Некоторые из них провели там 10–15 лет. Их истории, их отношение к неволе — это было вдохновляюще. Передо мной будто открылся другой мир. Постепенно у меня сложился замысел — собрать эти фрагменты в одном фильме».

Если Вахид не ошибся, его пленник виновен в пытках и изнасилованиях. Один из друзей Вахида предлагает пощадить его. Другой, Хамид (Мохаммад Али Эльясмехр), требует немедленного возмездия.

А что бы сделал сам Панахи, если бы на улице услышал и узнал голос своего следователя? Он отвечает тихо: «Не знаю. Очень хотелось бы верить, что я бы поступил так, как поступает мой герой, — уравновешенно. Но я человек. Может, среагировал бы разумно. А может, и нет».

Панахи — 64 года. И большую часть своей неспокойной жизни он «тыкал палкой в медведя», проверяя, сколько ещё терпения осталось у Исламской Республики. Вот уже 15 лет он снимает фильмы нелегально, придумывая всё более изощрённые способы обмануть систему.

В 2013 году он снял «Закрытый занавес» (Closed Curtain) у себя дома, задёрнув шторы. В 2015-м — «Такси» (Taxi Tehran) прямо в машине. А его документальный фильм «Это не фильм» (This Is Not a Film, 2011) был вывезен из Ирана на флешке, спрятанной в пирожке. Каждая съёмка превращается в настоящий триллер, но, как он сам говорит, «в Иране каждый день — триллер».

«Страх ареста постоянен. Но со временем ты учишься работать втайне и становишься умнее них».

Некоторых коллег Панахи всё же ловили и забирали у них отснятый материал. Но он справился — уменьшил команду и принял меры предосторожности, о которых не может говорить публично.

За два дня до окончания съёмок к группе подошли 15 человек в штатском. «Когда полиция в гражданском — это всегда плохой знак», — замечает режиссёр. Они потребовали прекратить съёмку и отдать все материалы. Панахи отказался, и им пришлось довольствоваться малым: «Ноутбук. Несколько дисков. Парфюм. Сигареты».

По его мнению, его спасло то, что съёмки совпали со вторым туром президентских выборов. Власти решили, что арест самого известного диссидента страны вызовет слишком много шума. Панахи, как ни парадоксально, стал слишком заметным, чтобы его можно было просто убрать.

Возможно, теперь давление на него ослабло. С его долгосрочного запрета на выезд за границу сняли ограничения. Монтаж фильма он завершил во Франции и впервые за 20 лет приехал в Канны, где забрал главный приз фестиваля. Но каковы будут последствия этой победы, предсказать невозможно.

«В Иране ничего нельзя предугадать. Надеюсь, нам удастся вернуться домой», — говорит он.

В 2021 году его сын Панах снял прекрасный фильм «Дорога» (Hit the Road) — о семейной поездке к турецкой границе. Лента была вдохновлена решением сестры Солмаз эмигрировать в Ирландию. Обсуждая фильм в интервью Guardian, Панахи-младший признал, что из-за политической позиции семья вынуждена жить в постоянном напряжении: «С точки зрения нашей семьи, иногда думаешь, что, может быть, оно того не стоило».

Панахи-старший — лицо иранского движения за демократию. Он всё время оглядывается, живёт с риском ареста. Но, как он сам считает, выбора у него не было:

«В идеологической диктатуре, в закрытой системе у тебя нет выбора. Даже если ты просто идёшь по улице, власти могут подойти и спросить: "Куда ты идёшь?", "Почему ты так одет?" Они ограничивают всех, не только кинематографистов. Так что ты учишься выживать —работать, есть, говорить — вопреки системе. Я стал режиссёром вопреки всем запретам».

Немного помолчав, он добавляет: «Что касается слов моего сына, я не знаю, что он имел в виду. Но я бы задал себе вопрос "А стоило ли?" только в одном случае: если бы мне было стыдно за свои фильмы. Но такого нет. Я вложил сердце в каждый. Это был осознанный выбор. И я этим выбором доволен».

ОСТАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ФЕСТИВАЛЯ

На фестивале были представлены и другие, не менее яркие фильмы.  

Гран-при, вторая по значимости награда, досталась норвежской семейной драме «Сентиментальная ценность» режиссёра Йоакима Триера — автора знаменитой ленты «Худший человек на свете».

Лучший режиссёр — Клебер Мендонса Фильо за политический триллер «Секретный агент» из Бразилии. Исполнитель главной роли Вагнер Моура также получил приз за лучшую мужскую роль.

Приз жюри был разделён между двумя фильмами: роуд-муви в пустыне «Сират» Оливера Лакса и немецкой семейной драмой «Звук падения» Маши Шилински.

Лучшая женская роль — у Надии Меллити за работу во французской драме о взрослении «Сестричка» Хафсии Херзи.

Лучший сценарий — у прославленных братьев Дарденн из Бельгии за их новый фильм «Дом молодой мамы». Ранее они дважды становились лауреатами «Золотой пальмовой ветви».

Лучший дебют — у иракского режиссёра Хасана Хади с фильмом «Президентский торт». Это первая картина из Ирака, получившая награду в Каннах.

Заключительная церемония прошла на фоне инцидента — в субботу юго-восток Франции накрыло масштабное отключение электричества, которое, как предполагает полиция, стало результатом поджога. Электричество в Каннах удалось восстановить всего за несколько часов до выхода гостей на красную дорожку.

Фестиваль проходил в напряжённой геополитической атмосфере. Незадолго до его начала бывший президент США Дональд Трамп высказал идею ввести 100-процентную пошлину на иностранные фильмы. Большинство режиссёров отреагировали на это с иронией.

«Что вы будете делать — задерживать фильм на таможне? Фильмы так не поставляются», — прокомментировал ситуацию Уэс Андерсон, который привёз на фестиваль свою новую картину «Финикийская схема».

Среди других заметных американских премьер на Каннском фестивале в этом году — «Рай и ад» Спайка Ли, экшен-фильм с Томом Крузом «Миссия невыполнима: финальная расплата» Кристофера МакКуорри и новая работа Ари Астера «Эддингтон».
Мария Седнева, по сообщениям информагентств
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
26.05.2025
Важное

Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.

13.11.2025 13:00:00

Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.

13.11.2025 09:00:00
Другие События

Нейросети научились заранее распознавать признаки финансового кризиса и теперь помогают регуляторам предотвращать сбои на рынках.

В Бразилии стартовала 30-я конференция ООН по изменению климата. Число участников почти рекордное, но уже никто не верит в то, что встреча может что-то изменить.

В Чили заработал крупнейший в южном полушарии спектроскопический телескоп 4MOST. Его данные помогут изучить эволюцию Вселенной и природу тёмной материи.

Аналитики американской финансовой компании Galaxy Digital заявили, что у биткоина появился «духовный» преемник. Новости мира криптовалют.