В ЛОНДОНЕ ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ДИЗАЙНУ КУКЛЫ БАРБИ
В Лондоне показывают эволюцию дизайна самой знаменитой в мире куклы. Выставка рассказывает, как Барби устроена внутри и снаружи и о чем мечтает. Розовый цвет в экспозиции строго дозирован, сообщают организаторы.
Спустя год после выхода в прокат фильма «Барби»лондонский Музей дизайна открыл собственный блокбастер. Подготовленная совместно с производителем куклы, фирмой Mattel Inc, выставка рассматривает историю Барби через призму дизайна. В экспозицию, охватывающую период с 1959 года до наших дней, вошло более 250 объектов, в том числе 180 кукол.
Не стоит ждать от выставки той же ярко-розовой эстетики, что и от одноименной киноленты (куратор Даниель Том подчеркивает, что Музей дизайна начал переговоры с Mattel три года назад, задолго до премьеры фильма). «Представление о том, что Барби — это непременно розовый цвет, к сожалению, сопровождает бренд на протяжении всей его истории. Поэтому мы старались подходить осознанно к тому, где и в каких количествах мы его используем», — рассказывает Том. Кстати, в Mattel к розовому брендингу обратились только в конце 1970-х, так что посетителей выставки ждут открытия.
Дизайн выставки разработало бюро Sam Jacob Studio. По словам куратора, оно предложило «очень яркий и ироничный проект», включающий среди прочего огромный постамент в форме Калифорнии для раздела, посвященного влиянию Золотого штата на Барби и ее мир.
Экспозицию открывает приобретенный музеем редкий экземпляр самой первой, раскрашенной вручную Барби, выпущенной в 1959 году, а также первая модель Кена и первый Дом мечты, представленный в 1962-м.
Выставка состоит из трех тематических разделов. Во-первых, это сама кукла и ее дизайн — с упором на то, как с течением времени менялись материалы и техники производства и как в различных моделях находили отражение разные общественные тенденции. В числе прочего здесь есть полученные при помощи КТ-сканирования изображения первой и современной Барби, демонстрирующие, насколько по-разному они устроены внутри. Второй раздел рассказывает об игровом процессе через наряды и профессии куклы.
Наконец, последний раздел посвящен миру Барби с ее Домом мечты, мебелью, автомобилями и аксессуарами. В этой части выставки раскрывается роль Барби как культурного ориентира и источника вдохновения для людей, работающих в сфере моды, дизайна и кино (в том числе через костюмы и декорации для фильма «Барби»). Том подчеркивает, что не обошли вниманием и Кена: «Пусть он и просто Кен, но и ему досталось место в экспозиции».
Многие экспонаты на выставку прибыли из Лос-Анджелеса, из архива Mattel, который Том посетила во время ее подготовки. В их числе — оригинальные эскизы кукол и нарядов, а также материалы, использовавшиеся для производства волос и корпусов кукол. Кроме того, в экспозицию включили прототип первой говорящей Барби, туловище которой сделано из прозрачного пластика, чтобы продавцы могли увидеть встроенный в нее механизм.
Том уверена, что выставка привлечет широкую аудиторию. «Я хочу иметь возможность поговорить о Барби с точки зрения дизайна, но так, чтобы не отпугнуть людей, не имеющих к миру дизайна никакого отношения», — объясняет куратор. Кроме того, Том надеется, что выставка поможет преодолеть существующие у некоторых негативные представления о Барби. «Я прекрасно понимаю, что у этой куклы и ее бренда множество культурных коннотаций, и надеюсь, что те, кто придет на нашу выставку, осознают, что не все из них плохи», — говорит куратор. Организаторы планируют отправить выставку в международное турне.
Власти Квебека повысили плату за обучение для англоязычных студентов в некоторых монреальских вузах, чтобы сохранить культурную идентичность провинции.