Детский и женский труд, проблемы образования и здравоохранения, бедность и жизнь низов — все эти темы многие века считались неинтересными и непозволительными в искусстве, пока промышленная и эстетическая революции, идя бок о бок, не изменили иерархии жанров. Во Франции появились импрессионисты, в России – передвижники, для Испании рубеж XIX–XX веков также стал моментом, когда социально ориентированное искусство вышло на передний план.

На выставке в Прадо около 300 работ. Многие попали в музей с ежегодных национальных выставок изящных искусств, где их приобретало государство; 20 таких полотен, большинство крупного формата, составляют ядро выставки.
Хотя рассматриваемый феномен относительно недолговечен (всего 25 лет), Хавьер Барон, главный куратор отдела живописи XIX века Музея Прадо, отмечает, как много в нем интересных аспектов. Например, конец века был отмечен новаторскими темами при сохранении традиций реалистической живописи, образцом которой для испанцев всегда был Веласкес, а начало следующего — новаторством стиля и увлечением Эль Греко. Так что в одном разделе, например посвященном болезни и смерти, оказываются и вполне академичное многофигурное полотно «Обход доктора в больнице» Луиса Хименеса Аранды, и небольшая картина «Похороны в деревне» «голубого периода» Пабло Пикассо.
Найти как общеевропейские, так и специфические испанские приметы можно в каждом тематическом разделе. Тему сельского труда испанские художники рубежа веков представляют обычно в крупном формате (в конце концов Испания была аграрной страной) и показывают все его тяготы. Так, триптих «Работа, отдых и семья» (1903) Энрике Мартинеса Кубельса можно было бы озаглавить «Работа, работа и сироты».
Жизнь рыбаков и моряков сложно изобразить без романтизации, однако Хоакин Соролья, писавший с натуры и лично знавший многих тружеников моря, с помощью энергичных мазков создает достоверные образы ежедневного тяжелого труда. Произведения Сорольи украшают практически все разделы выставки: он считался главным испанским художником современности и как никто умел соединить прекрасное и ужасное. Его полотно «Печальное наследие» (1899) изображает купание в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. За эту картину автор получил Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года и орден Почетного легиона.
Художники, писавшие сцены промышленного труда, обычно увлекались впечатляющими пространствами металлургических заводов и огнем печей. Мрак рабочих будней удачно передавался способами монохромной графики, как, например, в литографии «Люди, укладывающие асфальт» Рикардо Барохи. В сценах женского труда очевидно влияние француза Оноре Домье, его согбенных фигур прачек и крестьянок в поле. Когда в 1900 году был принят закон о компенсациях при производственных травмах, художники создали целый ряд картин на эту злободневную тему, отраженную в большом количестве журнальных иллюстраций. Обрушивающиеся здания, пожары, сход поезда с рельсов — все эти события живописцы превращали в сложные, многосоставные полотна. Не меньше драматической фактуры давали художникам стачки и митинги.
Фотографы еще более усердно, чем художники, исследовали дома призрения, бесплатные столовые, жизнь проституток, бедных детей на улицах, быт заключенных. Этнические группы, например цыгане, а в заморских колониях коренное население Кубы, Филиппин и Гвинеи становились объектом изучения через объектив.
Помимо фотографий, каждый раздел дополняют киноленты. Здесь можно увидеть первый сохранившийся испанский фильм «Возвращение с полуденной мессы в день Святой Девы Пилар в Сарагосе» (1896). Кинематограф оказался удобным способом для фиксации и демонстрации технических, научных и медицинских процедур, включая вскрытие. Но это для тех посетителей, которым не хватит натурализма в произведениях искусства, представленных на выставке.
Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.
Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.
Нейросети научились заранее распознавать признаки финансового кризиса и теперь помогают регуляторам предотвращать сбои на рынках.
В Бразилии стартовала 30-я конференция ООН по изменению климата. Число участников почти рекордное, но уже никто не верит в то, что встреча может что-то изменить.
В Чили заработал крупнейший в южном полушарии спектроскопический телескоп 4MOST. Его данные помогут изучить эволюцию Вселенной и природу тёмной материи.
Аналитики американской финансовой компании Galaxy Digital заявили, что у биткоина появился «духовный» преемник. Новости мира криптовалют.