22 сентября весь мир отметит День без автомобиля. По традиции центральные улицы мегаполисов Европы сделают пешеходными, а в США, Канаде и Японии устроят показательные велозаезды. Что это – дань моде, или день без машины действительно на пользу планете?
В преддверии всемирного Дня без автомобиля пешеходным станет центр Парижа. Движение ограничат и в других городах страны, но ненадолго. Лишь улицы столицы Франции 17 сентября станут недоступными для водителей на более продолжительное время – с 11 до 18 часов. В жилые кварталы пустят только автомобили экстренных служб. А вот тех, кто все же решит здесь прокатиться на личном транспорте вопреки запретам, будут штрафовать на 135 евро. Чтобы прогулки по городу в этот день не ударили по карману, парижанам рекомендуют пересесть на велосипеды. Передвигаться можно также на роликах, самокатах и скейтбордах. Доступным останется и общественный транспорт. Кстати, проезд в метро будет стоить вдвое дешевле. Приветствуются и пешие прогулки. Таким образом власти Парижа намерены снизить уровень загрязнения окружающей среды. И это не просто слова. В день акции ученые проводят забор проб воздуха над столицей и отправляют их в лабораторию. Год назад такие исследования показали, польза от краткосрочного транспортного коллапса есть: уровень токсичных газов (диоксида азота) снизился сразу на 20 %.
Отказаться от личных автомобилей, работающих на бензине, впервые предложили еще в 1973 году в Швейцарии. Правда, тогда это было продиктовано не заботой об окружающей среде, а разразившимся в те годы глобальным нефтяным кризисом. После очередного арабо-израильского конфликта многие арабские страны отказались поставлять нефть государствам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня. Прежде всего, США и их союзникам — Великобритании, Канаде, Нидерландам и Японии. Однако запрет задел и державшую нейтралитет Швейцарию. У автозаправок страны выстроились огромные очереди. Но топлива не было. А когда оно появлялось, цены вырастали сразу в несколько раз. Тогда-то власти страны и призвали граждан отказаться от машин хотя бы на четыре дня. Через год проделать то же самое предложили уже экоактивисты, но особой поддержки не получили. Идею продвигали в крупных городах Европы, но их жители считали ее скорее модной тенденцией, нежели решением проблемы.
О реальном вреде, который автомобили наносят природе, первым заговорил американский политолог, специалист по урбанистике и транспорту Эрик Бриттон. На международной конференции в 1994 году он рассказал о пагубном влиянии выхлопных газов и создаваемом ими парниковом эффекте. Однако и после этого в течение нескольких лет День без автомобиля провели только жители некоторых городов Франции, Исландии и Великобритании. В 1997 году Англия взяла курс на бережное отношение к экологии и объявила 22 сентября общенациональным Днем без автомобиля. Тогда же акцию провели в 20 городах страны. А через год от личного транспорта отказались жители всего Туманного Альбиона. Акцию также поддержали во Франции и других странах Европейского Союза.
Прожить день без личного транспорта рискнули и за океаном. Считается, что именно в Америке больше всего людей владеет автомобилями. В Лос-Анджелесе, к примеру, машин даже больше, чем местных жителей. В этом городе людей мотивируют оставить машину на день в гараже масштабными велопробегами. Первый такой в конце XX века провели в Сан-Франциско, на дистанцию тогда вышло всего полсотни велосипедистов. Со временем идея стала популярной. И теперь 22 сентября в городах Америки, а также в Лондоне и Мельбурне горожане массово пересаживаются на велосипеды. А в Будапеште число участников велопробегов достигает тридцати тысяч человек. Двухколесным транспортом пользуются чиновники, депутаты парламентов и мэры крупных городов. Числились в рядах таких и первые лица государств: теперь уже бывшие премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и президенты Франции и Южной Кореи - Николя Саркози и Ли Мен Бак.
Удивительно, но чтобы День без автомобиля действительно стал всемирным, потребовалось больше 20 лет. Сейчас, по самым приблизительным оценкам, акцию ежегодно поддерживают более 100 млн человек в 35 странах на всех континентах.
Россия в их число вошла только в 2005 году. Первыми от личных автомобилей отказались жители Белгорода, затем – нижегородцы, и только в 2008-м идею поддержали в Москве. Но массовых перекрытий улиц и дорог в нашей стране так и не организуют. Ставку делают на популяризацию общественного транспорта: снижают цены на проезд и открывают необычные маршруты. Например, в 2012 году для горожан и гостей столицы сделали доступным ранее законсервированный трамвайный маршрут на Лесной улице.
Подобные акции сегодня также организуют в Уфе и Екатеринбурге. В других же городах страны расставаться с машинами не спешат. Хотя экологи уверяют, что даже однодневный отказ от автомобилей сократит количество вредных выбросов в атмосферу города-миллионника почти на 3 тысячи тонн!
Анна Кокорина
В иллюстрации использовано изображение автора Studio 365 (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
Дэвид Мойес вернулся на пост главного тренера ФК «Эвертон» спустя 12 лет.
Разработчики представили первый в мире газотурбинный двигатель на жидком водороде для легких самолетов.
Китайские светодиодные экраны для кинотеатров стремительно завоёвывают мировой рынок.
Кандидат на должность руководителя NASA Джаред Айзекман планирует сократить финансирование лунной программы.
К моменту инаугурации Трампа многие участники криптосообщества поспешат зафиксировать прибыль и продадут BTC, что повлияет на его стоимость. Новости из мира криптовалют.
Площадь земель на планете, непригодных для сельского хозяйства, становится сопоставимой с размерами России.