КРИПТОБИРЖА SWYFTX ВПЕРВЫЕ ПОЛУЧИЛА СТАТУС ТИТУЛЬНОГО СПОНСОРА ТУРНИРА SUPER RUGBY
Австралийская криптобиржа Swyftx стала первым в истории Super Rugby спонсором из индустрии цифровых активов. Этот турнир объединяет команды Австралии и Новой Зеландии. Компания заключила соглашение с ведущими новозеландскими клубами – «Крусейдерс», «Хайлендерс», «Чифс», «Харрикейнс» и «Блюз» – и получила права на титульное спонсорство мужского и женского чемпионатов в Австралии до конца 2027 года.
Разбираемся, как блокчейн шел к овальному мячу и почему выход крипты на спортивную арену – тревожный сигнал для банков.
ВОЛНА КРИПТОСПОНСОРСТВА
Несмотря на то что подобное спонсорское соглашение между криптобиржей и командами по регби было заключено впервые, глобально крипта начала захватывать спорт еще в 2024 году. Крупнейшие криптообменники уже несколько лет выступают в качестве спонсоров футбольных команд, в «
Формуле-1» и баскетболе. Так, например, 14 из 20 клубов футбольной
Английской Премьер-лиги уже подписали договоры с криптоспонсорами. Только за последние два года расходы криптоиндустрии на спортивное спонсорство выросли примерно на 20 % и составили 565 миллионов долларов.
Так, еще пару лет назад домашняя арена для баскетбольных клубов «Лос-Анджелес Клипперс» и «Лос-Анджелес Лейкерс», а также хоккейного клуба «Лос-Анджелес Кингз» сменила свое название на Crypto.com Arena. Контракт рассчитан на 20 лет и оценивается примерно в 700 миллионов долларов. Сделка, заключенная с AEG, владельцем арены, стала крупнейшей в США по стоимости.
Биржа
Bybit была титульным партнером
Red Bull Racing в течение трех сезонов по контракту общей стоимостью около 150 миллионов долларов. Однако к сезону 2025 года
Red Bull и
Bybit расторгли сотрудничество и договор не был продлен из-за разногласий по условиям. После ухода
Bybit команда подписала новые спонсорские соглашения с брокером
AvaTrade и другой криптовалютной биржей
Gate.
io.
Еще один пример связан с закрывшейся биржей
FTX. В 2021 году компания заключила 19-летний контракт с баскетбольным клубом «
Майами Хит» на право назвать арену своим именем (FTX Arena). Сделка оценивалась примерно в 135 миллионов долларов. Однако в этом случае сама биржа переоценила свои возможности. В результате банкротства
FTX в конце 2021 года контракт расторгли по решению суда в ноябре 2022-го, а в январе 2023-го с фасада арены начали снимать логотипы компании.
За свое недолгое существование компания успела также побыть партнером
Major League Baseball, где ее логотип даже красовался на форме судей. Однако после краха биржи эти соглашения тоже прекратили действие.
Конечно, инвестиции криптобирж в спорт не всегда приносят всемирную славу, но, несмотря на неудачные партнерства, поток криптоденег в спорт не иссякает, а только увеличивается, как это в свое время было с банками и букмекерами.
ДРУЖБА С КРИПТОЙ ЧЕРЕЗ РЕГБИ
Безусловно, в этом вопросе превалирует национальный фактор. Как и в спорте, компания
Swyftx болеет за своих: она родом из
Австралии и там же находится основная часть ее клиентов и инфраструктуры. Однако ставка на соседнюю
Новую Зеландию вызывает скорее больше вопросов, несмотря на географическую близость. Уровень проникновения криптовалют там значительно ниже. По данным отчета
Reserve Bank of New Zealand, он колеблется в пределах 9-14 %, тогда как в
Австралии достигает около 25 %. То есть каждый четвертый австралиец так или иначе взаимодействует с цифровыми активами, тогда как в соседней стране – лишь каждый десятый.
Австралия также одной из первых в регионе создала правовую базу для лицензирования криптобирж и активно развивает программы по внедрению блокчейн-технологий в финансы и госуслуги.
Новая Зеландия же более осторожна в вопросе использования криптовалюты.
Для Swyftx важно закрепить за собой статус первого узнаваемого криптобренда в регионе. В Австралии высокий уровень доверия к финтеху стал результатом целенаправленной работы с пользователями и постепенного формирования культуры цифровых финансов. В Новой Зеландии этот путь еще только предстоит пройти – местные жители не настолько вовлечены в тему цифровых активов. Но как ни странно, именно это делает рынок привлекательным: здесь компания видит возможность повторить австралийский опыт.
Выстроить диалог с аудиторией и завоевать ее доверие планируется через регби, которое в
Новой Зеландии считается национальным видом спорта. Из пятимиллионного населения страны за регулярным сезоном национальной лиги
Bunnings NPC следили не меньше 1,3 миллиона жителей, а это практически каждый пятый гражданин.
В рамках соглашения с новозеландскими клубами компания планирует разместить рекламу на LED-экранах стадионов, провести цифровые кампании с участием звездных игроков и интегрировать бренд в контент чемпионата. К тому же в марте 2025 года Swyftx приобрел одну из немногих новозеландских криптобирж
Easy Crypto.
Гендиректор
Swyftx Джейсон Титман, комментируя сделку, выразил уверенность, что недавние заявления
Дональда Трампа окажут позитивное влияние на рынок криптовалют.
«Все настолько сосредоточены на тарифах, что не замечают главного: на горизонте появляются позитивные сдвиги для криптовалютного рынка, – сказал
Титман. –
Условия для заключения сделок в ближайшее время будут улучшаться стремительно, практически в геометрической прогрессии. Нет сомнений, что капитал вскоре начнет активно двигаться. Эта сделка может быть первой, но не последней».
ПОЛИГОН ДЛЯ КРИПТЫ
Спортивная индустрия стала для криптокомпаний идеальным способом выйти на широкую аудиторию. Во-первых, это преимущественно молодежь, которая уже разбирается в современных технологиях и зачастую разочарованная в традиционных банках. Миллениалы и поколение Z охотнее доверяют приложениям и токенам, чем отделениям с очередями, а значит, куда ближе к идее децентрализованных финансов.
Во-вторых, спорт все-таки остается крайне сильным универсальным языком, который объединяет миллионы людей по всему миру. Ощущение этой общности работает не только между болельщиками, но и играет на руку брендам, которые это «коллективное» и спонсируют. Через фанатские токены, NFT-коллекции и интерактивные блокчейн-платформы болельщики получают возможность косвенно участвовать в жизни команды и даже иногда зарабатывают на ее активности. Так большие биржи незаметно меняют саму логику вовлечения фанатов.
Спорт долгое время служил эффективной площадкой для построения имиджа и продвижения брендов из различных отраслей. В прошлом банки и телекоммуникационные компании активно использовали спонсорство спорта, чтобы повысить узнаваемость, привлечь клиентов и укрепить доверие.
И возможно, в такой системе и не нашлось бы места криптобиржам, если бы молодежь не начала разочаровывается в традиционных финансовых институтах. Банки, как никто, прочувствовали на себе изменение настроений. По всему миру ужесточение кредитной политики и высокие процентные ставки делают займы менее доступными, а требования к заемщикам – более жесткими. Молодежь уже не может так легко взять кредит, купить недвижимость и даже распоряжаться собственными деньгами, как раньше.
Сами же банки при оценке заемщика применяют автоматизированные скоринговые системы, которые могут не учитывать индивидуальные обстоятельства, что только усиливает ощущение обезличенного отношения.
Все это создает у молодого поколения ощущение, что банковская система им не доверяет. А из-за излишней бюрократии и частой несправедливости банки выглядят в глазах молодежи недружелюбно и неповоротливо, и молодым людям не хочется иметь с ними дела. В итоге они ищут альтернативы, которые обеспечивают большую финансовую свободу, прозрачность и удобство.
ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ
Конечно, крах FTX стал холодным душем для всей индустрии. Биржа, еще недавно владевшая правами на арену
Miami Heat и сотрудничавшая с
Major League Baseball, рухнула почти в одночасье, оставив за собой не только миллиарды долгов, но и испорченную репутацию криптоспонсорств. Для спорта, где прозрачность мецената – одна из самых важных составляющих, это стало болезненным напоминанием, что одних денег мало, чтобы заслужить доверие болельщика.
Сегодня поле, которое когда-то полностью принадлежало банкам и букмекерам, завоевывают криптобиржи. Но ставки для них куда выше: если резкие валютные колебания не подрывали доверие к банковскому спонсорству, то в случае с криптой любое падение котировок или банкротство бьет по репутации всей индустрии.
Вхождение криптоиндустрии в большой спорт требует гораздо большего, чем просто перечень крупных контрактов и LED-баннеры на стадионах. Если известные бренды десятилетиями выстраивали имидж стабильности, то криптокомпаниям сегодня приходится доказывать свою устойчивость в сжатые сроки, чтобы переменчивое современное общество воспринимало их всерьез, а не как забаву технических энтузиастов.
Иван Коновалов
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney