Королевство игр

КАК САУДОВСКАЯ АРАВИЯ СТАНОВИТСЯ ИГРОВОЙ СВЕРХДЕРЖАВОЙ

Саудовская Аравия вступила в «высшую лигу» мировой игровой индустрии. Покупка Electronic Arts за 55 миллиардов долларов, создание гиганта Savvy Games Group, десятки сделок с японскими, американскими и европейскими студиями — всё это часть стратегии, превращающей нефтяное королевство в глобального игрока на рынке видеоигр и киберспорта. За инвестициями в миллиарды стоит не только страсть наследного принца к играм, но и политический расчёт: сделать гейминг новой нефтью и новым образом страны — молодой, технологичной и открытой миру. «За рубежом» публикует перевод аналитической статьи из журнала The Economist, в которой подробно разбирается, какие шаги уже сделала страна к игровому господству.

Осенью популярная серия игр Assassin’s Creed («Кредо убийцы») получит неожиданное обновление. Французский разработчик Ubisoft объявил о выходе нового набора миссий, действие которых развернется в Саудовской Аравии. Сообщение появилось вскоре после новостей о партнёрстве Ubisoft с Savvy Games Group — государственной корпорацией, принадлежащей Саудовскому фонду национального благосостояния. В компании уточнили, что новые уровни создаются «при участии местных и международных организаций». Игроки смогут исследовать древний город Аль-Ула, который власти королевства продвигают как новый центр туризма и культуры.



Саудовская Аравия вкладывает миллиарды долларов в индустрию видеоигр — сегодня она приносит больше дохода, чем кино, потоковые сервисы и музыка вместе взятые. 29 сентября страна сделала свой крупнейший шаг: консорциум, возглавляемый Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии (PIF), активы которого оцениваются примерно в один триллион долларов, купил американского гиганта Electronic Arts (EA), третьего по величине разработчика игр в США. Сумма сделки составила заоблачные 55 миллиардов долларов.

И это - лишь часть масштабной стратегии, которая стремительно превращает Саудовскую Аравию в нового мирового лидера на рынке видеоигр.


СМЕНА БОССА

Партнёрами по сделке Саудовского фонда (PIF) стали инвестиционная компания Silver Lake и фонд Affinity Partners, основанный Джаредом Кушнером, зятем Дональда Трампа. Его участие, по мнению аналитиков, может упростить получение одобрения со стороны американских регуляторов.

Новые владельцы EA получат контроль над такими известными игровыми сериями, как Madden, The Sims и FC (ранее — FIFA). Последняя, по слухам, является любимой игрой наследного принца и фактического правителя страны Мухаммеда бин Салмана.

Для Саудовской Аравии это приобретение — жемчужина в уже внушительной коллекции активов. Государственный инвестиционный фонд выделил компании Savvy Games около 38 миллиардов долларов, чтобы превратить королевство в мировой центр игровой индустрии.


Два года назад Savvy приобрела американского разработчика Scopely, чья мобильная игра Monopoly Go! стала одной из самых прибыльных в мире — с момента выхода в 2023 году она принесла более 5 миллиардов долларов. В мае компания купила игровое подразделение американской Niantic, создателя популярных мобильных игр по франшизе Pokémon.

Кроме того, Savvy владеет крупной долей и занимает место в совете директоров шведской компании Embracer Group, которая объединяет десятки студий и известных брендов, включая Tomb Raider с легендарной героиней Ларой Крофт.

Сам Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) также владеет долями в крупнейших игровых компаниях мира. Он входит в тройку крупнейших акционеров японских корпораций Nintendo, Capcom (Street Fighter) и Koei Tecmo (Ninja Gaiden), южнокорейских Nexon и NCSoft, а также американской Take-Two Interactive — разработчика легендарной серии Grand Theft Auto, разошедшейся по миру тиражом около 450 миллионов копий.

Кроме того, PIF входит в пятёрку крупнейших акционеров японских студий Toei Animation (Dragon Ball Z) и Square Enix (Final Fantasy), где представители фонда также занимают место в совете директоров. По оценкам издания, если не учитывать покупку Electronic Arts, совокупный объём активов PIF в игровой индустрии составляет примерно 11,7 миллиарда долларов. При этом другие государственные фонды Саудовской Аравии также активно инвестируют в этот сектор.

«Мы только начинаем», — говорит Брайан Уорд, канадский ветеран игровой индустрии, возглавляющий Savvy Games Group. По его словам, команда ежегодно рассматривает сотни потенциальных сделок по покупке тех или иных компаний-разработчиков. Главное преимущество Саудовской Аравии — это огромный поток денег, ведь другие источники финансирования в отрасли сегодня практически иссякли.

Объём венчурных инвестиций в видеоигры сократился примерно на три четверти по сравнению с пиковыми 2021–2022 годами — из-за замедления роста рынка мобильных игр и оттока игроков, пришедших во время пандемии и забросивших игры с окончанием локдауна.


Эксперт Нью-Йоркского университета, профессор Йост ван Дрюнен, отмечает: стратегия Саудовской Аравии заключается в том, чтобы «буквально залить рынок деньгами и добиться доминирования за счёт масштаба инвестиций».


ИГРОВАЯ ИМПЕРИЯ ПРИНЦА

Руководитель Savvy Games Group Брайан Уорд рассказывает, что его основная задача, поставленная лично наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, — создать компанию, подобную Disney, но в мире видеоигр и киберспорта.

Стратегия предусматривает формирование сообщества преданных фанатов. Если Disney делает это через парки развлечений, то Саудовская Аравия - с помощью киберспортивных турниров.

В 2022 году Savvy приобрела сразу две крупные киберспортивные организации — ESL и FACEIT — за 1,5 миллиарда долларов. Ей также принадлежит 30 % акций китайской компании Hero Esports, поддерживаемой гигантом Tencent. По собственным данным, Savvy теперь контролирует около 40 % мирового рынка киберспорта.

Пока киберспортивное направление не приносит прибыли, но в этом случае деньги не главное. Основная цель — повышать вовлечённость аудитории, и в этом компания уже добивается успеха.

Два года подряд в Эр-Рияде проходит Esports World Cup — чемпионат мира по киберспорту, где лучшие команды соревнуются в таких играх, как League of Legends. Известно, что сам принц Мухаммед иногда играет с профессиональными киберспортсменами во время их визитов.


На летний турнир 2025 года было продано около 250 тысяч билетов, а онлайн-трансляции собрали более 750 миллионов просмотров на платформах Twitch и Douyin (китайский аналог TikTok). При этом половина аудитории пришлась на Китай.

Одновременно с турниром в Эр-Рияде проводится деловая конференция для лидеров индустрии, которая, по словам одного западного инвестора, уже стала главным событием года в мире видеоигр. А в следующем году королевство запустит новый международный турнир — Esports Nations Cup, который будет проходить раз в два года.


ПРОКАЧКА ЭКОНОМИКИ

Масштабные вложения преследуют не только цель поддержать хобби наследного принца, но и создать в стране новую отрасль экономики. Саудовская Аравия стремится снизить зависимость от нефти, а развитие игровой индустрии стало частью национальной программы Vision 2030. Согласно планам, к 2030 году в сфере видеоигр будет создано почти 40 тысяч рабочих мест.

Компания Savvy Games Group уже открыла программы подготовки специалистов: например, в Университете принцессы Нуры, где учатся только женщины, уже готовят художников и дизайнеров игр. По официальным данным, 48 % геймеров в Саудовской Аравии — женщины, а около четверти сотрудников Savvy составляют представительницы прекрасного пола — показатель, который в целом соответствует общемировому уровню в традиционно «мужской» индустрии.

Примерно треть сотрудников Savvy — иностранцы, но, по словам Брайана Уорда, эта доля будет сокращаться по мере подготовки местных кадров. По мнению Ральфа Райхерта, немецкого организатора чемпионата Esports World Cup, привлекать западных инвесторов и специалистов становится проще: «Всех критиков не убедишь, но негативный шум вокруг Саудовской Аравии заметно поутих. Люди приезжают, видят всё своими глазами — и отношение меняется».


СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ

Но за экономическими аргументами стоит ещё одна цель. Как и вложения в спорт и индустрию развлечений — от Формулы-1 до кино- и комедийных фестивалей, игровые проекты помогают формировать новый имидж: современной, открытой и технологичной страны.

«На Ближнем Востоке пять, а то и десять тысяч лет человеческой истории, но ни одна из них ещё не рассказана в формате видеоигр. А ведь это непаханое поле», — говорит глава Savvy Games Group Брайан Уорд.

По его словам, арабоязычный мир насчитывает около 330 миллионов игроков — больше, чем вся Западная Европа или США, — но при этом остаётся недооценённым рынком. Уорд приводит в пример Японию, Китай и Южную Корею, где национальные мифы и легенды легли в основу популярных игр. Так, в прошлом году китайская игра Black Myth: Wukong, основанная на древней легенде о Царе обезьян, была признана пользователями платформы Steam «Игрой года».


Хотя, как подчёркивает Уорд, продвижение саудовской культуры не входит в его прямые задачи, он надеется, что в будущем игры, созданные в Саудовской Аравии, смогут заинтересовать весь мир, как это уже произошло с азиатскими проектами.

Тем временем в индустрии обсуждают другой вопрос — повлияют ли новые владельцы на содержание игр. Опыт Голливуда показывает, что это возможно: когда Китай стал ключевым кинорынком, американские студии стали избегать острых тем вроде Тибета, которые в 1990-е не считались табу.

Похожая тенденция может возникнуть и в игровой сфере. Например, в 1992 году, вскоре после войны в Персидском заливе, Electronic Arts выпустила игру Desert Strike, где главным злодеем был вымышленный арабский диктатор. А в 2005 году, во времена «войны с терроризмом», в шутере Battlefield 2 американская армия противостояла «Ближневосточной коалиции».

Будут ли такие игры возможны теперь, когда EA перешла под контроль Саудовской Аравии? Глава компании Эндрю Уилсон уверяет сотрудников, что приоритет по-прежнему отдаётся смелым, выразительным проектам, а ценности компании «остаются неизменными».


ПОБОЧНАЯ МИССИЯ

Тем не менее обновление Assassin’s Creed, действие которого частично перенесено в Саудовскую Аравию, показывает, что влияние саудовских инвестиций на игровое содержание может быть неявным, но ощутимым. И это не единственный пример.

В марте поклонники культовой серии Fatal Fury были удивлены: в следующей части игры появился новый персонаж — Криштиану Роналду. На экране португальский футболист сражается с противниками, используя огненный мяч, и описывается как «неудержимая сила, опасная даже для опытных бойцов».


Эта коллаборация, похоже, имеет саудовский след. Роналду — капитан футбольного клуба «Аль-Наср» из Эр-Рияда, контрольный пакет которого принадлежит Государственному инвестиционному фонду (PIF). А японскую студию SNK, разработчика Fatal Fury, контролирует Фонд МиСК (MiSK Foundation) — некоммерческая организация, основанная и возглавляемая наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, того еще поклонника видеоигр.
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai
14.10.2025
Важное

Великобритания первой в Европе вводит лимит на владение стейблкоинами. Меры призваны снизить риски для банков, опасающихся оттока депозитов.

12.11.2025 09:00:00

Сенат одобрил соглашение о финансировании, которое положит конец самому продолжительному шатдауну в истории США.

11.11.2025 13:00:00
Другие События

В Чили заработал крупнейший в южном полушарии спектроскопический телескоп 4MOST. Его данные помогут изучить эволюцию Вселенной и природу тёмной материи.

Аналитики американской финансовой компании Galaxy Digital заявили, что у биткоина появился «духовный» преемник. Новости мира криптовалют.

Биткоин впервые за 7 лет падает в октябре, а Майкл Бэрри вернулся с предупреждением. Обзор главных событий на крипторынке.

American Bitcoin Corp укрепляет инфраструктуру США, а тепло от майнинга спасает финнов от холода. Обзор новостей крипторынка.