Киновселенная в чулане

КОМПАНИЯ MARVEL НАДЕЕТСЯ СОХРАНИТЬ СВОЙ СТАТУС, ВЕРНУВ В СВОЮ КИНОВСЕЛЕННУЮ РОБЕРТА ДАУНИ-МЛАДШЕГО

Роберт Дауни-младший возвращается в киновселенную Marvel — правда, не в роли Железного человека Тони Старка. Это кастинговое решение стало экстремальной мерой, реакцией на затянувшийся кризис киновселенной, которая долгие годы определяла облик голливудского кино, но в последнее время стремительно утрачивает влияние и популярность у зрителей. Мерой, впрочем, запоздалой, пишет в своей статье «Человек железный в маске» для журнала «Эксперт» Вадим Босов.

В нынешнем году американский студийный кинематограф пережил забастовку гильдии актеров, которая болезненно ударила по календарю премьер как на телевидении, так и в кино. Единственным марвеловским кинокомиксом стал «Дэдпул и Росомаха». Это первый фильм супергероя-матершинника в качестве интеллектуальной собственности Marvel: ранее он, как и Росомаха, принадлежал к киновселенной «Людей Икс», за которую отвечала компания 21st Century Fox (в 2019-м ее официально купил Disney). Проще говоря, этот успех (восторженная критика плюс $1,3 млрд в прокате при бюджете в $200 млн) — результат скорее увлеченности Райана Рейнольдса своим героем, а не гениальных озарений главы Marvel.

marvel cn_1200-2_02.jpg

Собственно, именно в очевидном отсутствии этих самых озарений и заключается основная проблема франшизы. Прошлогодние фильмы киновселенной по совокупности окупили расходы, однако всё чаще случаются и зловещие провалы — сначала «Черная вдова», а потом и «Капитан Марвел 2», не компенсировавший в прокате даже расходы на производство в $274,8 млн. С сериалами ситуация еще хуже: «Эхо», «Секретное вторжение», «Женщина-Халк» и другие телепроекты Marvel, выходившие на Disney+, для многих и вовсе остались незамеченными. Иными словами, КВМ по-прежнему работает как бизнес-модель, исправно приносящая доход, но она уже перестала быть флагманом мейнстримного кинематографа. Последние фильмы киновселенной просто нагромождение спецэффектов, способное взбудоражить зрительные и слуховые нервы, но ни в коем случае не пробивающееся до сердца или ума. Для любой маркетинговой стратегии неспособность тронуть — очевидный провал, а в контексте киновселенной Marvel это, наверное, настоящий конец света.

Одним из главных кинособытий минувшего лета стало объявление о возвращении Роберта Дауни-младшего в киновселенную Marvel (КВМ). О камбэке сообщили на конвенте Comic Con в Сан-Диего, прошедшем в конце июля: на сцену вышли несколько человек в плащах и железных масках суперзлодея Виктора фон Дума, под одной из которых скрывался Роберт. Он сыграет Дума в фильме «Мстители: Судный день», который должен выйти в прокат 1 мая 2026 г. Фанаты КВМ воспряли, а продюсер Кевин Файги, руководящий развитием этого монструозного конвейера, сделал всё, чтобы громкое заявление выглядело решительной победой, на деле ничем подобным не являясь.

Стоит вспомнить, как франшиза завоевала столь высокие позиции, вернувшись к фигуре Роберта Дауни-младшего и сыгранного им Железного человека Тони Старка. С «Железного человека» в 2008-м киновселенная Marvel началась, и это было действительно потрясающее начало. Гики в интернете проанализировали фильм, поставленный Джоном Фавро, и пришли к выводу, что с точки зрения науки это почти реалистическое произведение. «Железный человек» рассказывал о технологическом гении и миллиардере Тони Старке, который вынужденно сталкивался с плодами собственной беспечности. Сначала буквально, в лице похитивших его арабских террористов, потом и в более широком поле, когда противником Тони становился его бизнес-партнер и второй отец в исполнении обритого Джеффа Бриджеса. Уже во втором «Железном человеке» на арену вышли Наташа Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон и Микки Рурк с электрохлыстом, придавшие происходящему черты фэнтезийного балагана. Однако первоначальный импульс был так силен, что КВМ наращивала обороты на протяжении одиннадцати лет. Кевин Файги снабдил Старка эффектной свитой из Капитана Америки, Халка и Тора, каждый из которых получил собственные сюжетные фильмы и сюжетные ветки. Однако именно образ мятущегося гения, сражающегося с плодами своих открытий (то есть с самим собой), был краеугольным камнем, на котором построен колосс КВМ.

Свою роль сыграло и то, что «Железный человек» стал вторым шансом и для самого Дауни, много лет разрушавшего себя и гробившего талант. Он избавился от вредных привычек и стал одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда — такие истории возрождения из пепла любят во всем мире. К 2019 г. Роберт уже некоторое время тяготился своей функциональной ролью в КВМ. Тони Старк исподволь научил зрителей всей планеты не бояться мирного атома (ядерный реактор, напомним, был вживлен ему в грудь), пошутил все шутки, женился на Гвинет Пэлтроу, сыгравшую его помощницу, и неизбежно начал повторяться. В фильме «Мстители. Финал» было решено попрощаться с «Железным человеком» — он пожертвовал собой и был похоронен с почестями. В жизни, в отличие от кино, не бывает финальных титров в конце эпохи, однако контуры кризиса проекта были очерчены уже тогда, а сейчас можно констатировать, что найти из него выход Файги так и не удалось.

Нынешнее возвращение Дауни в КВМ происходит на фоне прошлогоднего триумфа «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, за роль в котором Роберт получил свой первый «Оскар». Фильм Нолана — это прямой и болезненный разговор о последствиях физических открытий ХХ века, на его фоне даже экивоки «Железного человека» — это уже просто упражнения в остроумии. Экстренный камбэк Дауни вряд ли изменит картину, тем более что произошел он в связи с арестом и «отменой» актера Джонатана Мэйджорса, который должен был сыграть злодея в новых «Мстителях». Максимальный эффект от нового пришествия Дауни в КВМ — увеличение кассовых сборов. Также можно при желании пофантазировать по поводу гонорара, который актер получит за то, что наденет зеленый плащ и железную маску: прошлое появление в образе Тони Старка стоило студии $75 млн.

На этом фоне более дальновидными выглядят усилия вечных конкурентов-неудачников Disney и Marvel из Warner Bros., пытающихся развивать киновселенную DC Comics. На HBO в сентябре вышел сериал «Пингвин» спин-офф «Бэтмена», сделанный в духе всегда актуальной гангстерской саги. Однако кажется, что реалистические жанры кинематографа в наше время больше востребованы без комиксовой обертки. Мир за пределами киноэкрана требует от кинематографистов либо убедительного эскапизма, либо честного разговора — ни один из этих запросов кинокомиксы в их нынешнем виде не удовлетворяют.

В понедельник был опубликован постер «Громовержцев» — одного из фильмов КВМ, запланированных на следующий год. На плакате изображены восемь малоприятных (чисто внешне) персонажей, будто набитых в банку: кто-то забился в угол, кто-то просто не уместился целиком — сидеть еще долго, а все уже вспотели. Эта композиция (зачем-то позаимствованная с постера сериала «Сыны анархии») отлично иллюстрирует место, которое уготовано кинопродукции Marvel в самом ближайшем будущем. Что-то между ветеранским шапито выходного дня и чуланом, где удобно строить долгосрочные планы о мировом господстве, сбыться которым уже вряд ли суждено.


Иллюстрация: использованы изображения iconfield и Michael Connors

30.09.2024
Важное

Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.

15.10.2024 17:00:00

В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.

15.10.2024 13:00:00

Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.

15.10.2024 09:00:00
Другие События

Бразилия предлагает создать фонд, который будет выделять средства странам для защиты тропических лесов.

TON Foundation представил децентрализованный хаб для мемкоинов Memelandia. Новости из мира криптовалют.

В октябре исполнилось 60 лет с момента запуска скоростного поезда синкансэн в Японии.

Власти Квебека повысили плату за обучение для англоязычных студентов в некоторых монреальских вузах, чтобы сохранить культурную идентичность провинции.