В 30 км к северу от Брюсселя, в Центре искусств небольшого города Мехелен, все лето работает выставка, 11 участников которой, радикальные художники из Европы и США, попытались переосмыслить тему фонтана, пишет Людмила Лунина из The Art Newspaper Russia.
Фонтан как важный смысловой объект фигурирует во многих религиях и культурах.
Рай, согласно
Корану, – это сад, где цветут цветы, играет музыка и
бьют фонтаны. Фонтан с постукивающей бамбуковой трубкой
сиси-одоси был изобретен для отпугивания косуль и птиц, а впоследствии стал неотъемлемым элементом японского сада. В XVII веке фонтаны
Версаля символизировали господство короля
Людовика XIV над людьми и природой. В XIX веке городские фонтаны стали частью гражданской инфраструктуры, обеспечивая население питьевой водой и тем самым становясь популярными местами для встреч. Самый известный
«Фонтан» (1917) современного искусства – предтеча концептуализма, реди-мейд, объект-писсуар
Марселя Дюшана.
Современные художники подошли к заявленной теме в соответствии с индивидуальными пристрастиями, исследуя
публичные пространства и личные фобии.
Скульптура американки
Вирджинии Овертон «Без названия» («Каскад») (2020) создана из разрезанных (деконструированных)
корпоративных вывесок, установленных на стремянках. Для большей устойчивости стремянки
укрепили мешками с песком. Эстетический эффект создается за счет контраста «естественной» журчащей воды (символ вечности) и грубых строительных материалов, к тому же отчасти
пущенных в утиль (бренность).
Для художницы из
Британии Джей Тан фонтан – место запретных фантазий. В ее работе
«Мыльные ягоды на скале ученого» (2021) старомодный стол-секретер превращен в своего рода диораму с механическим водопадом, который посетители могут
включать по своему желанию. Объект населен женскими глиняными фигурками: одна моет голову, другая катается на мотоцикле, третья лазает по скалам. Еще парочка
скрывается между перегородок секретера – ниша для документов в новом контексте уподобляется гроту.
Смешивая высокое и низкое, Тан дезавуирует возвышенную семантику фонтана, обнажая двусмысленность его природы: фонтан может быть декоративным и авангардным, монументальным и домашним, мемориальным и интимным или всем сразу. Эффектная композиция впервые экспонировалась на выставке «Быть как вода» в Роттердаме в 2021 году.
Прошлогодняя работа художницы из
Франции Лу Масдюро «Фонтаны (I–VIII)» – это монументальные бронзовые панели с крохотными отверстиями для воды. Отверстия оформлены как
пластиковые рты с рядами неровных зубок в брекетах. Идея – показать пропасть
между общественным и частным, чистотой и порочностью.
Выставку сопровождает культурная программа, в том числе выходящая за стены
Центра искусств. Так, желающие могут записаться на разработанные гидами
Мехелена двухчасовые
«Прогулки по фонтанам». Это рассказ о системе водоснабжения и канализации, о городских реках – обо всем, что касается воды в городе.
Иллюстрация: использованы изображения Iconographer и Door Léon van Dievoet