ИИскусство

СЕГОДНЯ В ПАРИЖЕ В ГАЛЕРЕЕ JEU DE PAUME ПРЕЗЕНТУЮТ НОВАТОРСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ГЛАЗАМИ ИИ», ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕННЫЙ ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ

В последнее время прошло несколько крупных художественных выставок, посвящённых использованию технологий искусственного интеллекта в искусстве. Среди них — представленные в лондонской галерее Serpentine проекты турецко-американского медиахудожника и дизайнера Рефика Анадола (2024), американской художницы и композитора Холли Херндон, британского художника и музыканта из Берлина Мэта Драйхерста (2024–2025), а также выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА, 2024–2025) бразильско-голландского художника из Нью-Йорка Рафаэля Розендаля, считающегося пионером интернет-искусства. Но на них представлены работы отдельных художников или коллективов.  

Выставка же Le Monde Selon L’IA («Мир глазами искусственного интеллекта»), которая открывается сегодня, 11 апреля, в парижском центре визуальных искусств Jeu de Paume, ставит перед собой более амбициозную задачу: проследить всю культурную и научную историю взаимодействия искусственного интеллекта и искусства. Экспозиция основана на инновационных исследованиях, проведенных Высшим институтом средств массовой информации во Франции в области фотографии, кинематографа и экспериментальных медиатехнологий.

Выставка «Мир глазами ИИ»

На выставке собраны работы более тридцати художников, чьё творчество тесно связано с ИИ, — среди них произведения вышеупомянутых Драйхерста и Херндон, а также одного из первых практиков интернет-искусства, французско-канадского художника и писателя Грегори Шатонски, польской междисциплинарной концептуальной художницы Агнешки Курант, американо-швейцарского художника и композитора Кристиана Марклея, американского художника, географа и писателя Тревора Паглена, немецкого кинорежиссёра, художника движущихся изображений, писателя и новатора документального эссе Хито Штайерля, а также американской художницы калмыцкого происхождения, поэтессы и автора языкового искусства, объединившей традиционную поэзию с технологией блокчейна, Саши Стайлз.

Многие из этих работ были созданы в ответ на общественную обеспокоенность ролью искусственного интеллекта в творчестве — тревогу, вызванную появлением генеративных моделей вроде ChatGPT, преобразующего текст в текст, и DALL·E, создающего изображения по текстовому описанию. Обсуждение этических вопросов, связанных с источниками изображений, которые использовались для обучения таких масштабных моделей — зачастую это материалы, собранные из интернета, — получило наглядное выражение в негативной реакции художников на завершившийся 5 марта в Нью-Йорке аукцион Christie’s, посвящённый ИИ.

«Мир глазами искусственного интеллекта» — первое столь значительное институциональное исследование феномена ИИ-арта (взаимодействия традиционного искусства и ИИ). Это своего рода критический взгляд на современные социальные, экологические и геополитические явления. «Наша экспозиция - редкая и захватывающая возможность исследовать тему, которая сегодня волнует буквально каждого человека, независимо от того, принадлежит он к миру искусства или нет», — поделился своим мнением с The Art Newspaper главный куратор выставки Антонио Сомайни.

С помощью серии «капсул времени» — витрин, размещённых в галерейном пространстве, — выставка проведёт параллель между историческими примерами автоматизации, вычислений и коммуникации (представленных через технические устройства, фотографии и диаграммы) и современными моделями и визуальными образами, созданными ИИ.


Каждая капсула проследит генеалогию «подсказок» (или промптов — задания, которые мы формулируем для нейросетей) и покажет, как технологический сдвиг меняет взаимоотношения между словом и изображением. Кроме того, выставка затронет историю физиогномики — в художественном, криминологическом и расовом контекстах — и рассмотрит, каким образом современные системы распознавания лиц и эмоций закрепляют предвзятость и воспроизводят стереотипы.

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГЛАВЫ В ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Экспозиция структурно разделена на два ключевых раздела, соответствующих основным этапам развития искусственного интеллекта: аналитические системы (основанные на обработке данных и логических алгоритмах) и генеративные модели (создающие новый контент). Первый раздел посвящен художникам, работающим с «аналитическими системами ИИ», которые обрабатывают огромные массивы данных для обнаружения, классификации и прогнозирования — например, в системах распознавания лиц или для нужд предиктивной полиции (системы, в которой полицейские работают с компьютерными программами, обрабатывающими данные и строящими прогнозы о возможных преступлениях – прим. ред.).

Одним из ранних примеров, отображающих такую практику, является работа Тревора Паглена «Лица ImageNet» (2022), демонстрирующая, как системы распознавания лиц классифицируют миллионы изображений в базах данных ImageNet по определённым категориям, что только усиливает существующее в обществе неравенство. Штайерль — ещё один художник, затрагивающий вопросы технологического наблюдения и контроля, — также представил на выставке новую инсталляцию.

Первую главу выставки дополнят тематические разделы, каждый из которых освещает различные аспекты взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Так, раздел Matters посвящён экологическим последствиям развития ИИ и его роли в добыче природных ресурсов. Здесь, в частности, будет представлена экологическая фотосерия Джулиана Шарьера Buried Sunshines Burn (2023).

В другом разделе — «Картографии ИИ: пространство и время» — представлены масштабные визуализации Кейт Кроуфорд и Владана Джолера: «Анатомия системы ИИ» (2018) и «Расчёт империй» (2023). Эти работы создают сложные картографические изображения социальных структур и раскрывают взаимосвязь между технологическим прогрессом и механизмами контроля.

Раздел «Микроработа» поднимает тему эксплуатации труда в индустрии ИИ. Здесь будут представлены работы Агнешки Курант и коллектива Meta-Office (трёх молодых дизайнеров из Роттердама), посвящённые так называемым «кликовым работникам» — людям, выполняющим невидимые и малооплачиваемые онлайн-задачи, обеспечивая функционирование ИИ-систем. Раздел позволяет заглянуть в повседневность этих незаметных участников цифровой экономики.

Второй блок экспозиции полностью посвящен «генеративному ИИ» - передовой модели машинного обучения, способной создавать новые текстовые, визуальные, звуковые и видеоматериалы на основе изученных данных.


Представленные в этом разделе фильмы и видеоинсталляции, созданные с помощью ИИ, предлагают альтернативные варианты прошлого, настоящего и будущего. Научно-фантастическая картина французского режиссёра Гвенолы Вагон «Хроники черного солнца» (2023) иллюстрирует мрачный, выжженный из-за изменения климата мир, где людям приходится закрывать солнце, чтобы выжить, и вместо этого использовать искусственный интеллект для восстановления образа забытого солнца.

В работе «Оазис, которого я заслуживаю» (2024) Инес Сиуль исследует диалог между пользователем и чат-ботом, показывая, как общение с искусственным интеллектом может принимать самые разные формы — от дружеских и романтических до агрессивных и оскорбительных.

Художники Егор Крафт, Алексия Ахиллеос и Теописти Стилиану-Ламберт обращаются к историческим пробелам и потерям: с помощью ИИ они переосмысляют и воссоздают забытые предметы, исчезнувших людей и утерянные архивы, тем самым возвращая утраченное прошлое в современность.

Выставка завершается музыкальной темой — работой Кристиана Марклая «Орган» (2018). Интерактивная инсталляция позволяет посетителям нажимать клавиши, каждая из которых запускает на экране набор видеоклипов из Snapchat, превращая их в музыкальные ноты и создавая уникальные композиции. Такое позитивное и игровое завершение выставки символизирует надежду: лучшее будущее все еще в наших руках.

«Часто именно искусство помогает нам глубже понять влияние и последствия искусственного интеллекта», — отмечает куратор Франческа Сомайни. Каталог выставки включает новейшие исследования на эту тему, в том числе эссе четырёх кураторов — Сомайни, Ады Акерман, Александра Гефена и Пии Вивинг, а также материалы от приглашённых исследователей: Ноама Элкотта, Фабиана Офферта, Джоанны Зилински и Ника Монфорта.

В рамках выставки также пройдут специальные кинопоказы, освещающие актуальные разработки и дебаты в сфере ИИ. Подзаголовок раздела — «Исследуя скрытые пространства» — отражает основную идею проекта: исследовать те невидимые зоны, где внутри глубинных архитектур искусственного интеллекта формируются образы, раскрывая безграничные возможности современного визуального воображения.  
The Art Newspaper 
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
11.04.2025
Важное

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00

Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.

17.04.2025 17:00:00
Другие События

Гуанчжоу связывает Китай и Малайзию гастрономическими традициями.

Затяжная торговая война станет испытанием на прочность для цифровых финансов. Новости мира криптовалют.

С помощью 3D-сканирования ученым впервые удалось создать детализированную цифровую копию «Титаника», которая позволяет заглянуть в каюты и изучить все повреждения затонувшего корабля.

Шанхай превращает анимационных героев в модный тренд.