СЕГОДНЯ В ПАРИЖЕ В ГАЛЕРЕЕ JEU DE PAUME ПРЕЗЕНТУЮТ НОВАТОРСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ГЛАЗАМИ ИИ», ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕННЫЙ ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ
В последнее время прошло несколько крупных художественных выставок, посвящённых использованию технологий искусственного интеллекта в искусстве. Среди них — представленные в лондонской галерее Serpentine проекты турецко-американского медиахудожника и дизайнера Рефика Анадола (2024), американской художницы и композитора Холли Херндон, британского художника и музыканта из Берлина Мэта Драйхерста (2024–2025), а также выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА, 2024–2025) бразильско-голландского художника из Нью-Йорка Рафаэля Розендаля, считающегося пионером интернет-искусства. Но на них представлены работы отдельных художников или коллективов.
Выставка же
Le Monde Selon L’IA («Мир глазами искусственного интеллекта»), которая открывается сегодня, 11 апреля, в парижском центре визуальных искусств
Jeu de Paume, ставит перед собой более амбициозную задачу: проследить всю культурную и научную историю взаимодействия искусственного интеллекта и искусства. Экспозиция основана на инновационных исследованиях, проведенных Высшим институтом средств массовой информации во
Франции в области фотографии, кинематографа и экспериментальных медиатехнологий.
На выставке собраны работы более тридцати художников, чьё творчество тесно связано с ИИ, — среди них произведения вышеупомянутых
Драйхерста и
Херндон, а также одного из первых практиков интернет-искусства, французско-канадского художника и писателя
Грегори Шатонски, польской междисциплинарной концептуальной художницы
Агнешки Курант, американо-швейцарского художника и композитора
Кристиана Марклея, американского художника, географа и писателя
Тревора Паглена, немецкого кинорежиссёра, художника движущихся изображений, писателя и новатора документального эссе
Хито Штайерля, а также американской художницы калмыцкого происхождения, поэтессы и автора языкового искусства, объединившей традиционную поэзию с технологией блокчейна,
Саши Стайлз.
Многие из этих работ были созданы в ответ на общественную обеспокоенность ролью искусственного интеллекта в творчестве — тревогу, вызванную появлением генеративных моделей вроде
ChatGPT, преобразующего текст в текст, и
DALL·E, создающего изображения по текстовому описанию. Обсуждение этических вопросов, связанных с источниками изображений, которые использовались для обучения таких масштабных моделей — зачастую это материалы, собранные из интернета, — получило наглядное выражение в негативной реакции художников на завершившийся 5 марта в
Нью-Йорке аукцион
Christie’s, посвящённый ИИ.
«Мир глазами искусственного интеллекта» — первое столь значительное институциональное исследование феномена ИИ-арта (взаимодействия традиционного искусства и ИИ). Это своего рода критический взгляд на современные социальные, экологические и геополитические явления.
«Наша экспозиция - редкая и захватывающая возможность исследовать тему, которая сегодня волнует буквально каждого человека, независимо от того, принадлежит он к миру искусства или нет», — поделился своим мнением с
The Art Newspaper главный куратор выставки
Антонио Сомайни.
С помощью серии «капсул времени» — витрин, размещённых в галерейном пространстве, — выставка проведёт параллель между историческими примерами автоматизации, вычислений и коммуникации (представленных через технические устройства, фотографии и диаграммы) и современными моделями и визуальными образами, созданными ИИ.
Каждая капсула проследит генеалогию «подсказок» (или промптов — задания, которые мы формулируем для нейросетей) и покажет, как технологический сдвиг меняет взаимоотношения между словом и изображением. Кроме того, выставка затронет историю физиогномики — в художественном, криминологическом и расовом контекстах — и рассмотрит, каким образом современные системы распознавания лиц и эмоций закрепляют предвзятость и воспроизводят стереотипы.
ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГЛАВЫ В ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Экспозиция структурно разделена на два ключевых раздела, соответствующих основным этапам развития искусственного интеллекта: аналитические системы (основанные на обработке данных и логических алгоритмах) и генеративные модели (создающие новый контент). Первый раздел посвящен художникам, работающим с «аналитическими системами ИИ», которые обрабатывают огромные массивы данных для обнаружения, классификации и прогнозирования — например, в системах распознавания лиц или для нужд предиктивной полиции (системы, в которой полицейские работают с компьютерными программами, обрабатывающими данные и строящими прогнозы о возможных преступлениях – прим. ред.).
Одним из ранних примеров, отображающих такую практику, является работа
Тревора Паглена «
Лица ImageNet» (2022), демонстрирующая, как системы распознавания лиц классифицируют миллионы изображений в базах данных
ImageNet по определённым категориям, что только усиливает существующее в обществе неравенство.
Штайерль — ещё один художник, затрагивающий вопросы технологического наблюдения и контроля, — также представил на выставке новую инсталляцию.
Первую главу выставки дополнят тематические разделы, каждый из которых освещает различные аспекты взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Так, раздел
Matters посвящён экологическим последствиям развития ИИ и его роли в добыче природных ресурсов. Здесь, в частности, будет представлена экологическая фотосерия
Джулиана Шарьера Buried Sunshines Burn (2023).
В другом разделе — «
Картографии ИИ:
пространство и время» — представлены масштабные визуализации
Кейт Кроуфорд и
Владана Джолера:
«Анатомия системы ИИ» (2018) и
«Расчёт империй» (2023). Эти работы создают сложные картографические изображения социальных структур и раскрывают взаимосвязь между технологическим прогрессом и механизмами контроля.
Раздел «
Микроработа» поднимает тему эксплуатации труда в индустрии ИИ. Здесь будут представлены работы
Агнешки Курант и коллектива
Meta-
Office (трёх молодых дизайнеров из Роттердама), посвящённые так называемым «кликовым работникам» — людям, выполняющим невидимые и малооплачиваемые онлайн-задачи, обеспечивая функционирование ИИ-систем. Раздел позволяет заглянуть в повседневность этих незаметных участников цифровой экономики.
Второй блок экспозиции полностью посвящен «генеративному ИИ» - передовой модели машинного обучения, способной создавать новые текстовые, визуальные, звуковые и видеоматериалы на основе изученных данных.
Представленные в этом разделе фильмы и видеоинсталляции, созданные с помощью ИИ, предлагают альтернативные варианты прошлого, настоящего и будущего. Научно-фантастическая картина французского режиссёра
Гвенолы Вагон «
Хроники черного солнца» (2023) иллюстрирует мрачный, выжженный из-за изменения климата мир, где людям приходится закрывать солнце, чтобы выжить, и вместо этого использовать искусственный интеллект для восстановления образа забытого солнца.
В работе «
Оазис,
которого я заслуживаю» (2024)
Инес Сиуль исследует диалог между пользователем и чат-ботом, показывая, как общение с искусственным интеллектом может принимать самые разные формы — от дружеских и романтических до агрессивных и оскорбительных.
Художники
Егор Крафт,
Алексия Ахиллеос и
Теописти Стилиану-
Ламберт обращаются к историческим пробелам и потерям: с помощью ИИ они переосмысляют и воссоздают забытые предметы, исчезнувших людей и утерянные архивы, тем самым возвращая утраченное прошлое в современность.
Выставка завершается музыкальной темой — работой
Кристиана Марклая «
Орган» (2018). Интерактивная инсталляция позволяет посетителям нажимать клавиши, каждая из которых запускает на экране набор видеоклипов из Snapchat, превращая их в музыкальные ноты и создавая уникальные композиции. Такое позитивное и игровое завершение выставки символизирует надежду: лучшее будущее все еще в наших руках.
«Часто именно искусство помогает нам глубже понять влияние и последствия искусственного интеллекта», — отмечает куратор
Франческа Сомайни. Каталог выставки включает новейшие исследования на эту тему, в том числе эссе четырёх кураторов —
Сомайни,
Ады Акерман, Александра Гефена и Пии Вивинг, а также материалы от приглашённых исследователей:
Ноама Элкотта,
Фабиана Офферта,
Джоанны Зилински и
Ника Монфорта.
В рамках выставки также пройдут специальные кинопоказы, освещающие актуальные разработки и дебаты в сфере ИИ. Подзаголовок раздела —
«Исследуя скрытые пространства» — отражает основную идею проекта: исследовать те невидимые зоны, где внутри глубинных архитектур искусственного интеллекта формируются образы, раскрывая безграничные возможности современного визуального воображения.
The Art Newspaper
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney