Выставку мастера ксилографии, создателя жанра «роман в картинках» и выдающегося иллюстратора, представили в Библиотеке иностранной литературы (Москва) специально к 80-летию Великой Победы. В основе экспозиции – оригинальные и редкие издания серий рисунков, созданных Мазерелем в годы Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, среди которых «Июнь 1940», «Пляска смерти», «Судьбы 1939-1940-1941-1942», «Земля под знаком Сатурна», «Ярость», «Помни», «Всадники Апокалипсиса» и другие его работы.
В истории мирового изобразительного искусства первой половины XX века, пожалуй, трудно найти фигуру более значимую, чем бельгийский художник
Франс Мазерель. Его творчество было словно пропитано духом антифашизма и глубокого гуманизма. Мастер превратил искусство в мощное оружие борьбы против тирании и насилия.
«Мазерель был художником с убеждениями, что в наше время большая редкость», – рассказывает коллекционер и исследователь его творчества
Татьяна Борисенко.
Мазерель никогда не принадлежал ни к одной партии или художественному направлению. Однако художник интуитивно ощущал угрозу распространения фашизма и стал его яростным оппонентом, воспринимая любое проявление тоталитаризма как прямую угрозу человечеству.
«За угнетенных против угнетателей во всех сферах общественной и духовной жизни. За братство между всеми людьми против тех, кто ради наживы сеет вражду. За устремленных к миру против тех, кто разжигает войны» – так сам
Мазерель определял суть своего творчества.
Ранний период творчества
Мазереля пришелся на годы после
Первой мировой войны, которая оказала на него колоссальное влияние. Уже тогда он создавал антивоенные работы, полные боли и сострадания к жертвам войны.
«Эти рисунки рождались в моменты, когда уже было поздно, когда трагедия уже случилась», – гласит предисловие к одному из альбомов. Однако сам
Мазерель видел в своих рисунках не просто отражение реальности, а способ воздействия на нее.
«Если бы мне было нечего сказать, я лучше пошел бы торговать овощами», – заявлял он.
В 1930-е годы, когда фашизм набирал силу в Европе, Мазерель стал одним из самых активных его противников. Его книги и гравюры были запрещены в нацистской Германии, работы сжигались на кострах. «Он начал бороться против фашизма задолго до начала войны», – отмечает Татьяна Борисенко. В этот же период карикатуры художника публикуются в газете «За рубежом» – советский читатель знакомится с его творчеством, соединяющим в себе трагизм, гротеск и романтическую патетику.
В 1933 году имя
Мазереля включили в список персон нон грата в
Германии, а его искусство объявили «вредным».
«Мы вступаем в такие времена, когда Бетховен оказался бы на виселице, Шекспир – в каталажке, Рембрандт – в концлагере, а Вольтер – на гильотине», – с горечью отмечал художник.
«Несмотря на это, Мазерель продолжал создавать рисунки, разоблачающие нацизм. В 1934-м он участвовал в создании "Коричневой книги", посвященной преступлениям гитлеровского режима, а также инициировал сбор библиотеки сожженных книг вместе с Генрихом Манном и Роменом Ролланом», – рассказывает
Борисенко.
Особое значение в творчестве
Мазереля занимала ксилография (гравюры на дереве), технику которой он возродил и довел до совершенства. Его романы в картинках стали уникальным явлением в искусстве XX века.
Мазерель считал, что
«всякое произведение искусства, чтобы хоть что-нибудь значить, должно отвечать двум принципиально важным условиям: оно должно иметь содержание, достойное человека, и это содержание должно быть выражено в формах, достойных искусства».
В 1930-е
Мазерель создает свои самые мощные антифашистские работы. В 1934-м выходят в свет два важных издания с его иллюстрациями:
«Мозги за колючей проволокой» (доклад о преследованиях интеллигенции в нацистской
Германии) и
«Коричневая книга» (о поджоге
Рейхстага и гитлеровском терроре).
Важной вехой в творчестве
Мазереля стал 1937 год: он участвует во
Всемирной выставке в
Париже, где не только оформляет павильон Бельгии, но и создает монументальное панно для павильона мира.
«Мне досталась огромная стена шириной 7 и высотой 4–5 метров. Это был большой чёрно-белый рисунок на холсте с несколькими цветовыми акцентами... В целом он создавал картину радостного народного праздника», – вспоминал художник. В это же время он знакомится со скульптором
Верой Мухиной и художником
Пабло Пикассо, чья картина
«Герника» стала символом антифашистского искусства.
Вторая мировая война застала Мазереля в Париже. В 1940 году, когда немецкие войска подходили к городу, художник вместе с женой и друзьями был вынужден бежать. «Улицы Парижа были идеально пусты. Дома заколочены. Только топот немцев раздавался в мертвом городе», – писал Илья Эренбург об этих страшных днях. Мазерель стал свидетелем и участником массового исхода парижан: «Бесконечная процессия тянулась под обстрелом и взрывами со всех сторон. Смерть настигала и сверху, и снизу, и спереди, и сзади». Эти события он запечатлел в серии рисунков, которые позже вошли в его альбомы.
Один из самых драматических эпизодов бегства из
Парижа Мазерель описал так:
«Самолеты летели так низко, что я до сих пор помню лица пилотов... Никогда не забуду, как мне пришлось подбирать мёртвых детей и оказывать помощь раненым детям». Его рисунки карандашом, сделанные в дороге, стали уникальным документом эпохи.
«Я делал свои наброски, как только находил хоть какое-нибудь укрытие от бешеного огня. Во рвах, за стенами сожженных усадьб... мне было важно перенести на бумагу сжатое свидетельство того, что я успел увидеть, понять, прочувствовать и обдумать», – вспоминал художник.
В годы оккупации
Мазерель активно участвовал в движении
Сопротивления. Он жил в
Авиньоне (Франция), где в
Папском дворце ему выделили помещение под мастерскую.
«Я начал писать маслом не на холстах, а на картоне и на старых рубашках», – рассказывал он о своем творчестве в эти годы.
«Особую ценность представляют работы Мазереля для подпольных изданий, таких как журнал «Поэзия», который выпускал Пьер Зегерс», – отмечает
Татьяна Борисенко.
В 1942 году, когда свободная зона
Франции была оккупирована,
Мазерелю пришлось скрываться.
«Среди чиновников городской администрации было очень много сочувствующих Сопротивлению. Они выписали ему паспорт на имя француза», – рассказывает
Борисенко. Художник оказался в одном из центров партизанского движения
Маки, где выполнял роль связного.
«Он пишет Роллану и описывает разные случаи того, как во время облав приходилось скрываться, как он, затаив дыхание, прятался, стоял в воде в подвале мельницы», – приводит факты биографии мастера
Татьяна Борисенко. Стоит добавить, что
Франса Мазереля и писателя
Ромена Роллана связывала не только крепкая дружба, но и совместная работа над художественными и публицистическими проектами.
О том, что пришлось пережить человечеству, Мазерель осмысливал уже в своих послевоенных работах. Его альбом «Судьбы» стал своеобразным памятником жертвам войны. «В двух, трех, четырех картинках отражена целая трагедия», – говорит Борисенко. Особое место в его позднем творчестве занимают иллюстрации к воспоминаниям узников концлагерей, в том числе к книге голландского писателя Тейна де Фриса о концлагере Амерсфорт (Нидерланды).
Именно благодаря последнему изданию удалось сохранить память о советских военнопленных, оказавшихся в этой стране.
«В послевоенной Голландии очень мало человек знало о том, что в Амерсфорте есть мемориал, где покоятся 865 советских военнопленных», – рассказывает
Татьяна Борисенко. Часть из них (около ста человек) была доставлена сюда в сентябре 1941 года после боя под
Смоленском. Предположительно, это были солдаты из
Самаркандской области Узбекской ССР. В результате нечеловеческих условий содержания, непосильного труда и голода 24 из них умерли от истощения и жестокого обращения, оставшиеся 77 были расстреляны 9 апреля 1942 года. Информацию о погибших после прочтения книги стал собирать молодой голландский журналист
Ремко Рейдинг.
«Он начал это в одиночку. Через несколько лет количество энтузиастов составляло уже 55 человек... Каждый год 9 апреля в 6 часов утра они собирают молодых голландцев, детей, всех причастных, чтобы почтить память замученных советских военнопленных», – добавляет
Борисенко.
Работы
Мазереля и после его смерти (1972) продолжают вдохновлять новые поколения художников и активистов.
«Чем больше мы о нем узнаем, тем больше уважения он вызывает, – говорит исследователь его творчества. –
Жизнь и работы Мазереля напоминают нам, что искусство может и должно быть совестью эпохи, что творчество – это не просто эстетика, но и ответственность».
«Осознавая огромную ответственность и постоянно удостоверяясь в силе своего призвания, Франс Мазерель искал и находил родственное сердце в каждом человеке, которого он встретил, вне зависимости от его происхождения, уровня доходов, образования или религиозных предпочтений. В каждом человеке он видел своего брата. Ему не требовалось притворяться добродетельным или казаться вежливым – он не нуждался в проявлении лицемерия и показной толерантности. Такое видение исходило из глубины его сердца, являя собой самую главную особенность его натуры», – резюмирует
Татьяна Борисенко.
Антон Дубровский
Иллюстрация: «За рубежом», Jules De Bruycker, Joris van Parys «Masereel. Une biographie», Wikimedia Commons, Phrontis