АБОРИГЕНЫ ОПАСАЮТСЯ, ЧТО СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В БРАЗИЛИИ РАЗРУШИТ ЭКОСИСТЕМУ
Коренные жители Бразилии выступили против строительства железной дороги для перевозки зерна в порт на Амазонке и в понедельник вышли из рабочей группы, созданной правительством в прошлом году для продвижения проекта, пишет Reuters.
В своей ноте протеста, направленной в
Министерство транспорта, народ
мундуруку и
каяпо, а также племена из резервации
Шингу заявили, что рабочая группа фактически существует
формально и не обсуждает детали проекта с представителями коренных народов, в том числе не рассматривает их
опасения.
Проект
Ferrograo (железная дорога протяженностью 1000 км) призван уменьшить зависимость от дорог и снизить затраты на транспортировку сои из фермерского штата
Мату-
Гросу в речные порты бассейна
Амазонки для экспорта. План активно поддерживают
фермеры и
зернотрейдеры, но против него выступают
местные общины, которые считают, что строительство повлияет на окружающую среду и приведет к вырубке лесов, в которых проживает
16 коренных народов. А сам проект нацелен только на
«увеличение прибыли крупных транснациональных компаний, экспортирующих сою и кукурузу».
В прошлом году
Верховный суд Бразилии даже приостановил реализацию плана до проведения дополнительных исследований о влиянии спорной железной дороги.
«Никакого уважения. Правительство не консультируется с нами», – пожаловалась
Алессандра Мундуруку, ставшая лауреатом экологической премии
Goldman за 2023 год за ее усилия по прекращению добычи полезных ископаемых в бассейне Амазонки.
«Они просто хотят выращивать и экспортировать больше сои», – рассказала она агентству Reuters.
В своем письме министру транспорта общины коренных народов заявили, что исследования проводились без участия рабочей группы и что транспортный регулятор ANTT, который отвечает за реализацию проекта, готовится открыть торги на строительство железной дороги. ANTT же заявляет, что в настоящее время аукцион не планируется.
«С этого дня мы больше не будем участвовать в рабочей группе. Но мы приложим все усилия, чтобы остановить этот разрушительный проект», – также говорится в письме.
Правительство утверждает, что железная дорога, напротив, поможет
защитить экологию региона: на трассах, которые соединяют пункты отправления и назначения станет
меньше грузовых машин, а значит, сократится и использование ископаемого топлива, что сегодня является одной из
главных экологических задач.
Эту точку зрения разделяет и
Сидни Поссуэло, ведущий бразильский эксперт по изолированным племенам. Он считает, что железная дорога является
«меньшим из двух зол», чем, например, расширенная и улучшенная трасса, так как последняя становится
удобной дорогой для нелегальных шахтеров, «черных» лесорубов и рейдеров, которые промышляют
захватом земли.
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения sidik andi, Hércules Florence , Alexey Yakovlev