Далеко не уедешь

ТРАМП ВВЕЛ 25-ПРОЦЕНТНЫЕ ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Президент Дональд Трамп объявил о введении 25-процентных тарифов на импорт автомобилей, сообщает Associated Press. По утверждению Белого дома, этот шаг направлен на развитие внутреннего производства, однако на практике он может привести к росту расходов автопроизводителей, которые зависят от глобальных цепочек поставок.

«Это будет способствовать росту, — заявил Трамп журналистам в среду. — По сути, мы вводим 25-процентный тариф».

Пошлины на импорт автомобилей

Белый дом ожидает, что новые пошлины будут приносить казне около 100 миллиардов долларов ежегодно. Но, как считают эксперты, они могут усугубить положение даже американских производителей, которые закупают комплектующие за рубежом. Повышение налогов, вступающее в силу в апреле, неизбежно приведёт к росту затрат и, возможно, падению продаж. Трамп же уверен, что это решение станет стимулом для строительства новых заводов в США и положит конец «нелепой» цепочке поставок, в рамках которой автомобильные детали и сами машины производятся в трёх странах — США, Канаде и Мексике.

Чтобы подчеркнуть свою решимость, Трамп заявил: «Это навсегда».

Президент-республиканец дал понять, что готов идти на конфронтацию даже с союзниками. В четверг он написал в соцсетях, что в случае соглашения Европейского союза с Канадой Вашингтон введёт ответные пошлины, которые окажутся «намного выше, чем планировалось».


Рынок отреагировал моментально: акции General Motors в четверг упали примерно на 7 %, Ford — на 4 %, а Stellantis (владелец Jeep и Chrysler) потеряла 1,25 %. В то же время акции производителей электромобилей Tesla и Rivian пошли вверх.

Американский совет по автомобильной политике, представляющий интересы национальных автопроизводителей, в своём заявлении подчеркнул важность того, чтобы тарифы не привели к росту цен для потребителей и не ослабили конкурентоспособность североамериканского автомобильного рынка. Он напомнил, что эта отрасль во многом зависит от торгового соглашения между США, Канадой и Мексикой, подписанного ещё в первый президентский срок Трампа.

Глава организации, бывший губернатор-республиканец Мэтт Блант из штата Миссури, отвечая на вопросы Associated Press сообщил: «Мы чётко выразили обеспокоенность по поводу цен и других последствий для администрации, а также нашу уверенность в том, что модернизированное Североамериканское торговое соглашение должно остаться в силе».

Дональд Трамп давно заявляет, что тарифы на импорт автомобилей станут ключевым элементом его экономической политики. Он уверен, что введённые налоги подтолкнут автопроизводителей к переносу производств в США и помогут сократить бюджетный дефицит. Однако крупнейшие американские и международные автоконцерны открывают свои заводы по всему миру, что позволяет им удерживать конкурентоспособные цены и обеспечивать глобальные продажи. Перенос производства в США потребует значительного времени: на проектирование, строительство и запуск новых заводов могут уйти годы.

«Это приведет к тому, что цены на автомобили будут гораздо выше, чем сейчас, — предупреждает экономист Мэри Ловли, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона. — Покупатели увидят сокращение ассортимента... Такие тарифы сильнее всего ударят по среднему и рабочему классу».

По словам эксперта, рост цен на новые автомобили, которые уже в среднем стоят около 49 000 долларов, вынудит многих американцев отказаться от покупки и дольше эксплуатировать старые машины.


Согласно заявлению Трампа, пошлины вступят в силу с 3 апреля. Если автопроизводители полностью переложат новые расходы на потребителей, средняя стоимость импортного автомобиля может увеличиться на 12 500 долларов, что может, в свою очередь, спровоцировать рост инфляции. Хотя возвращение Трампа в Белый дом было во многом связано с надеждами избирателей на снижение цен.

Реакция мировых лидеров последовала незамедлительно — многие осудили новые тарифы, усмотрев в них угрозу глобальной торговле. Это может стать прологом к масштабной экономической войне, способной замедлить рост мировой экономики.

«Это прямая атака, — заявил премьер-министр Канады Марк Карни. — Мы будем защищать наших рабочих, наши компании и нашу страну».

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен выразила сожаление по поводу решения США ограничить экспорт автомобилей из Европы и пообещала, что Евросоюз защитит своих потребителей и предприятия.

«Тарифы — это налоги, которые наносят ущерб бизнесу и ещё больше бьют по потребителям как в США, так и в ЕС», — заявила фон дер Ляйен. Она добавила, что Европейская комиссия оценит последствия этих мер, а также других пошлин, которые Вашингтон планирует ввести в ближайшие дни.

Президент Мексики Клаудия Шейнбаум в четверг подчеркнула, что её страна не намерена реагировать на каждый новый тариф, однако напомнила, что в рамках торгового соглашения, подписанного во время первого президентского срока Трампа, введение пошлин противоречит его основным принципам. «Не должно быть никаких тарифов — в этом суть нашего соглашения», — заявила она.

Одновременно с введением новых тарифов Трамп предложил инициативу, которая может частично компенсировать их эффект для американских покупателей. Он предлагает разрешить вычитать из федерального подоходного налога проценты по автокредитам, если автомобиль произведён в США. Однако такая мера уменьшит доходы, которые Трамп планирует получать за счет увеличения пошлин.

Согласно заявлению представителя Белого дома, пожелавшего остаться анонимным, тарифы со временем будут распространяться не только на готовые автомобили, но и на запчасти, используемые в производстве транспортных средств. Эти меры вводятся в дополнение к существующим налогам и юридически обоснованы расследованием Министерства торговли, проведённым ещё в 2019 году в рамках защиты национальной безопасности.

При этом директива Трампа оставляет возможность торговли автозапчастями с Канадой и Мексикой, поскольку администрация ищет способы ограничить налоговую нагрузку для этих торговых партнёров. В идеале Белый дом стремится к тому, чтобы 25-процентные пошлины касались только товаров, произведённых за пределами Северной Америки.


Администрация уверена, что у американских автопроизводителей есть избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск автомобилей, тем самым снизив зависимость от импортных деталей и избежав дополнительных расходов. Кроме того, чиновники подчёркивают, что компании были предупреждены о возможном введении тарифов ещё во время предвыборной кампании Трампа.

Новые автомобильные пошлины — часть масштабного пересмотра Трампом международных экономических отношений. Уже 2 апреля он планирует ввести так называемые «взаимные» пошлины, которые будут отражать тарифы и налоги, применяемые другими странами по отношению к американским товарам.

Ранее Трамп ввёл 20-процентный налог на импорт из Китая, обосновав это ролью Пекина в производстве фентанила. Аналогичные 25-процентные пошлины были наложены на импорт товаров из Мексики и Канады, а также 10-процентный налог на канадскую энергетическую продукцию. Однако часть этих мер, включая автомобильные пошлины, была временно приостановлена после протестов со стороны автопроизводителей. В результате они получили 30-дневную отсрочку, которая истекает в апреле.

Кроме того, президент вновь ввёл 25-процентные тарифы на импорт стали и алюминия, отменив предоставляемые с 2018 года льготы. В ближайших планах Белого дома — введение пошлин на компьютерные чипы, фармацевтическую продукцию, пиломатериалы и медь.

Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
28.03.2025
Важное

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00

Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.

17.04.2025 17:00:00
Другие События

Гуанчжоу связывает Китай и Малайзию гастрономическими традициями.

Затяжная торговая война станет испытанием на прочность для цифровых финансов. Новости мира криптовалют.

С помощью 3D-сканирования ученым впервые удалось создать детализированную цифровую копию «Титаника», которая позволяет заглянуть в каюты и изучить все повреждения затонувшего корабля.

Шанхай превращает анимационных героев в модный тренд.