Буря в пустыне

ГОНКИ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ ИСПОРТИЛИ 3000-ЛЕТНИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ И ПРЕДМЕТОВ НА ПУСТЫННЫХ СКЛОНАХ АЛЬТО-БАРРАНКО В ЧИЛИ

Каждый год сотни гонщиков со всего мира на своих вездеходах, джипах, квадроциклах и багги съезжаются в северную часть Чили. Они участвуют в гонках на сотни километров по пустыне Атакама, оставляя следы шин в одном из самых засушливых мест на Земле.

Многие из этих гонщиков, возможно, не знают, что Атакама когда-то была холстом для древних коренных народов Южной Америки. 3000 лет назад эти коренные народы вырезали на склонах пустыни огромные фигуры животных, людей и предметов. Известные как геоглифы, образцы в Альто-Барранко в регионе Тарапака на удивление хорошо сохранились. Но именно в этом месте проводились как разрешенные, так и незаконные гонки.



Снимки, сделанные с помощью беспилотных летательных аппаратов и опубликованные в этом месяце Гонсалоем Пиментелем, археологом и президентом Фонда Десьерто де Атакама, наглядно показали, какой колоссальный ущерб был нанесен тому, что он называет «книгой истории пустыни». Транспортные средства, в том числе грузовики, которые задействованы в горных работах, грубо наезжают на геоглифы в Альто-Барранко и других частях пустыни, оставляя на них сотни следов.

«Когда мы увидели запись с беспилотника, мы не могли поверить своим глазам», — сказал доктор Пиментель, отметив, что несколько ключевых геоглифов теперь едва различимы. А хуже всего, добавляет он, то, что «ущерб необратим».

Активисты обеспокоены ущербом, который наносят произведениям искусства в Альто-Барранко владельцы транспортных средств, и считают, что под угрозой оказалась сохранность и других пустынных регионов, имеющих археологическое значение. А руководство страны, по мнению активистов, не прилагает достаточно усилий для защиты этих мест.

«Это трагедия» — так описывает ситуацию Луис Перес Рейес, директор регионального музея Икике, которого еще в детстве вдохновила стать археологом безграничная любовь к геоглифам.

В пустыне Атакама дожди выпадают всего несколько раз в год. Из-за яркого солнца и суровых условий там практически отсутствует растительная и животная жизнь. Доктор Пиментель говорит, что пустыня сохранилась в первозданном виде с момента своего появления: «Этот ландшафт оставался неизменным на протяжении 25 миллионов лет».

Исключительные климатические условия сделали пустыню не только сокровищем для археологов, но и ареной для любителей экстремальных видов спорта. И теперь, «как и геоглифы, там навсегда останутся следы шин», говорит доктор Пиментель.

Снимки, сделанные с помощью беспилотных летательных аппаратов и опубликованные в этом месяце Гонсалоем Пиментелем, археологом и президентом Фонда Десьерто де Атакама, наглядно показали, какой колоссальный ущерб был нанесен тому, что он называет «книгой истории пустыни». Транспортные средства, в том числе грузовики, которые задействованы в горных работах, грубо наезжают на геоглифы в Альто-Барранко и других частях пустыни, оставляя на них сотни следов.

Повреждение геоглифов будет очень болезненным и для тех, кто надеется на доход от проведения археологических туров по Альто-Барранко. Луис Арайя, житель Тарапаки, рассказал, что в его деревне более 30 семей зарабатывали себе на жизнь экскурсиями. «Это очень расстраивает меня, разочаровывает, просто руки опускаются», — говорит он.

Марсела Сепульведа, президент Чилийского общества археологии, отметила, что вокруг археологических зон были размещены специальные предупреждающие знаки, а это означает, что водители были прекрасно осведомлены о том, куда они направляются. «Геоглифы гигантские, — сказала она. — Не заметить их невозможно».

В 2017 году Перес Рейес начал подавать официальные жалобы, в которых описывал ущерб, нанесенный геоглифам в результате различных мероприятий. Вместе с жителями Тарапаки он собирает доказательства, отслеживая гонщиков, которые осмеливаются подъезжать слишком близко к древним изображениям. Но, по словам активиста, правительство смотрит на ситуацию сквозь пальцы, каждый раз разрешая очередные ралли.

Организаторы одной из крупных гонок, «Ралли Атакама», отрицают свою причастность к повреждению геоглифов Альто-Барранко, рядом с которым они проводили гонку в 2022 году. Джерардо Фонтейн, директор «Ралли Атакама», утверждает, что все участники знали свой маршрут, отслеживались с помощью GPS и получали предупреждения, если сбивались с курса. А организаторы гонки заранее разрабатывали маршруты, которые затем были утверждены региональными властями.

«Реальная проблема — это водители, которые ездят на арендованных мотоциклах по пустыне без разрешения, — считает он. — Никто им ничего не говорит».

Местный чиновник Даниэль Кинтерос Рохас подтвердил, что ралли в 2022 году было согласовано при условии, что гонщики будут следовать заранее установленным маршрутам. Однако отметил, что организаторы ралли не предоставили итоговые данные GPS-треков, по которым следовали участники. Поэтому установить, нанесли ли они какой-либо ущерб древним рисункам, оказалось невозможным.

«Мы поняли, что у нас не хватает ресурсов, чтобы отследить последствия гонок и уж тем более устранить их», — сказал Рохас. По этой причине, добавил он, с тех пор в Тарапаке не разрешалось проводить ралли.

Фонтейн ответил, что стоимость передачи данных GPS-треков властям была бы слишком высокой как для организаторов ралли, так и для правительства. «Представители местной власти могут лично приехать на наши гонки и убедиться, что участники следуют по своим картам», — сказал он.

В пустыне Атакама дожди выпадают всего несколько раз в год. Из-за яркого солнца и суровых условий там практически отсутствует растительная и животная жизнь. Доктор Пиментель говорит, что пустыня сохранилась в первозданном виде с момента своего появления: «Этот ландшафт оставался неизменным на протяжении 25 миллионов лет».

Сейчас Перес Рейес через суд Тарапаки пытается доказать, что маршрут ралли пересекался с археологическими памятниками. В качестве доказательств он предъявил фотографии, на которых видно, как гонщики проезжают через дюны вблизи охраняемых законом территорий. Но пока никто не был наказан.

Последнее ралли Атакамы, состоявшееся 7 сентября, прошло примерно в 600 милях от Тарапаки на Огненной земле Амарилья. За месяц до мероприятия Национальный совет по памятникам предупредил региональные власти, что маршрут ралли пересекает 16 районов с важными археологическими и палеонтологическими объектами. В связи с этим совет обратился к организаторам гонок и местным властям с просьбой предоставить дополнительную информацию о мерах, которые будут приняты для защиты этих районов от возможного ущерба.

Сегодня за повреждение археологических памятников в Чили нарушителям грозит более пяти лет тюремного заключения и штраф в 14 500 долларов. Но Хосе Барраза, директор отдела культурного наследия региона Тарапака, говорит, что в большинстве случаев жалобы отклоняются, а дела закрываются из-за отсутствия доказательств, ведь поймать кого-либо с поличным на просторах пустыни непросто.

«Невозможно зафиксировать ни номерные знаки, ни лица», — сокрушается Барраза.

Но последние снимки, сделанные с дрона, привлекли внимание федеральных властей Чили. Марсела Сандовал, министр национальных активов Чили, заявила, что чиновники посетили Альто-Барранко, чтобы начать расследование. Однако она отметила, что привлечь виновных к ответственности будет сложно, поскольку многие следы шин на геоглифах были оставлены несколько лет назад.

Организаторы одной из крупных гонок, «Ралли Атакама», отрицают свою причастность к повреждению геоглифов Альто-Барранко, рядом с которым они проводили гонку в 2022 году. Джерардо Фонтейн, директор «Ралли Атакама», утверждает, что все участники знали свой маршрут, отслеживались с помощью GPS и получали предупреждения, если сбивались с курса.

На данный момент правительство собирает экспертов, чтобы разработать стратегию защиты исторических памятников. Для этого будут активно проводить информационные кампании среди любителей погонять по пустыне, обеспечат лучшую защиту неповреждённым геоглифам и модернизируют указатели вокруг археологических зон.

«Реакция правительства всегда была реактивной, а не превентивной», — отмечает Перес Рейес. По его словам, по всей пустыне существуют десятки неофициальных пунктов проката мотоциклов и джипов, и любители гонок рассекают пустыню по выходным без всякого контроля.

Пере Рейес добавил, что несколько геоглифов, которые в детстве пробудили в нем интерес к археологии, скоро исчезнут совсем. Но с другой стороны, демонстрация мрачного будущего этих изображений в его музее могла бы помочь привлечь внимание к огромному древнему сокровищу, которое находится в дюнах чилийской пустыни.

«Очень не хотелось бы, чтобы выставка в музее проходила под слоганом "Это исчезло навсегда и никогда не повторится"», — добавил он.
Умберто Базилио, The New York Times
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения naomi argi, HereToHelp и Woreczko
02.10.2024
Важное

Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.

15.10.2024 17:00:00

В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.

15.10.2024 13:00:00

Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.

15.10.2024 09:00:00
Другие События

Бразилия предлагает создать фонд, который будет выделять средства странам для защиты тропических лесов.

TON Foundation представил децентрализованный хаб для мемкоинов Memelandia. Новости из мира криптовалют.

В октябре исполнилось 60 лет с момента запуска скоростного поезда синкансэн в Японии.

Власти Квебека повысили плату за обучение для англоязычных студентов в некоторых монреальских вузах, чтобы сохранить культурную идентичность провинции.