Билет в «волчье логово»

10 АВГУСТА 1793 ГОДА ДЛЯ ПУБЛИКИ ОТКРЫЛСЯ ЗНАМЕНИТЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ МУЗЕЙ ЛУВР

В основе здания Лувра лежит крепость, возведённая по приказу французского короля Филиппа II Августа в 1190 году. Замок располагался на высоком берегу Сены и предназначался для защиты от набегов викингов и атак родственников монарха, претендовавших на королевский трон.

Происхождение названия «Лувр» до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков и лингвистов. По одной из версий, на месте возведённой крепости раньше обитали волки, а слово Louvre стало искаженным вариантом латинского Lupara, что означает «волчье логово». Согласно другим версиям, название пришло из языка франков, у которых слова lauer, lower и другие, схожие с ними по звучанию, означали сторожевую башню или же просто укрепление.



При короле Карле V Мудром (1364-1380) изрядно увеличившийся в своих размерах Париж обзавёлся новыми крепостными стенами. Лувр утратил своё прежнее оборонительное значение, и правитель распорядился приспособить крепость под свои покои. Так Лувр впервые стал королевской резиденцией, но ненадолго. Потомки Карла V предпочли в качестве своего дома другие замки, в то время как Лувр превратился в королевскую казну, тюрьму и арсенал.


Лувр после перестройки Карлом V

Правление Франциска I (1515-1547) ознаменовало собой новую веху в развитии культуры страны. Итальянские походы познакомили короля с роскошью дворов итальянских меценатов, он увлёкся культурой Возрождения и окружил себя учёными, поэтами и художниками. Франциск стал первым французским королём, который начал коллекционировать живопись. Правитель скупал картины у таких знаменитых живописцев, как Рафаэль, Тициан и Микеланджело, а Леонардо да Винчи и вовсе жил при дворе короля. Картины этих и многих других художников затем станут ядром собраний живописи Лувра.

Незадолго до смерти Франциск начал преобразовывать средневековую крепость в роскошный дворец в духе французского Ренессанса. Дело продолжили его преемники, однако от здания той эпохи сохранился лишь единственный фрагмент - крыло Леско, именуемое в честь создавшего его архитектора. Сейчас оно является не только признанным шедевром архитектуры французского Ренессанса, но и вообще древнейшей дошедшей до нас частью Луврского дворца.

Происхождение названия «Лувр» до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков и лингвистов. По одной из версий, на месте возведённой крепости раньше обитали волки, а слово Louvre стало искаженным вариантом латинского Lupara, что означает «волчье логово». Согласно другим версиям, название пришло из языка франков, у которых слова lauer, lower и другие, схожие с ними по звучанию, означали сторожевую башню или же просто укрепление.

В 1564 году к западу от Лувра построили дворец Тюильри, который надолго стал обителью французских монархов. В 1589 году король Генрих IV начал реализацию амбициозного «Большого проекта», заключавшегося в том, чтобы соединить Луврский дворец с дворцом Тюильри. Для этого он инициировал строительство Большой галереи вдоль реки Сены к югу от Лувра. Она стала пристанищем для лучших ремесленников и мастеров самого разного толка - ювелиров, художников, скульпторов, механиков, парфюмеров, оружейников, ткачей и прочих профессионалов со всей Европы. Таким образом Лувр стал художественным центром Франции. Из места, где собирались независимо друг от друга работающие мастера, галерея Лувра постепенно превратилась в обширную, основанную на разделении труда мануфактуру, производившую предметы роскоши. Изготовляемые здесь одежда, мебель, гобелены и ювелирные украшения славились своим изяществом и расходились по самым знатным и состоятельным домам как во Франции, так и за её пределами.


Лувр и Тюильри на гравюре Матеуса Мериана. 1615 г. 

Грандиозную перестройку дворца развернул Людовик XIV. Остатки средневековой крепости окончательно исчезли, здание обзавелось новыми павильонами. Однако в 1674 г. все работы замерли: Людовик задумал перенести резиденцию за пределы столицы и направил все вложения в новый дворец Версаль, который впоследствии будет служить домом для королей вплоть до начала Великой французской революции.

После окончательного отъезда двора в бывших королевских покоях расположились академии, государственные учреждения, деятели искусства, офицеры и просто частные лица, которым благоволил король. С этого же времени формируется собрание картин, а в галерее Лувра с 1699 года проводятся ежегодные выставки. Чтобы полюбоваться работами и быть в курсе современных тенденций живописи, сюда съезжаются тысячи людей.

В ходе Великой французской революции по всей стране прокатилась волна конфискаций предметов искусства. Частные коллекции, которые ранее принадлежали королю, аристократии и духовенству, были изъяты и объявлены национальным достоянием. Революционное правительство распорядилось «собрать в Лувре памятники наук и искусств». 10 августа 1793 года Лувр открылся для публики как национальный художественный музей, попасть в который могли теперь все желающие, а не только представители привилегированных сословий.

Франциск стал первым французским королём, который начал коллекционировать живопись. Правитель скупал картины у таких знаменитых живописцев, как Рафаэль, Тициан и Микеланджело, а Леонардо да Винчи и вовсе жил при дворе короля. Картины этих и многих других художников затем станут ядром собраний живописи Лувра.

Наполеоновские войны значительно обогатили коллекцию музея. Со всех покорённых стран в качестве дани в Лувр свозились экспонаты. Несмотря на то что после поражения империи Наполеона большую их часть пришлось вернуть, многие шедевры искусства остались в музее и находятся там по сей день. Египетская кампания Бонапарта, в которую вместе с армией были отправлены около 170 учёных, по сути, инициировала изучение Египта, дотоле неизвестного европейцам. В Лувре появился отдел египетских древностей. Благодаря собранной коллекции французский ученый Жан-Франсуа Шампольон смог расшифровать египетскую письменность, открыв тем самым миру доступ к истории древнейшей цивилизации. Сегодня египетское собрание Лувра - одно из самых обширных на планете.

При Наполеоне I Лувр обзавёлся знаменитой Триумфальной аркой. Началось сооружение северной галереи, которая, по замыслу императора, должна была соединить основное здание с дворцом Тюильри. Проект в 1852 году завершил уже Наполеон III. Архитектурный ансамбль сложился окончательно и выглядел тогда так же, как и сейчас, за исключением одной лишь детали: в 1871 году в ходе отступления правительства Парижской коммуны был уничтожен столь ненавистный коммунарам символ королевской власти – дворец Тюильри.


Луврский дворец и фасад дворца Тюильри. Около 1850 г.

XIX век стал временем стремительного развития археологической науки. Раскопки древностей велись по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку. В них участвовали и французские учёные. Благодаря им в Лувре были открыты отделы ассирийского искусства и Сузские галереи, составившие ядро Ближневосточного отдела. Активно пополнялся отдел античных древностей. Расширялась коллекция и за счет французских завоеваний: в 1845 году открылся отдел экспонатов, вывезенных из покорённого Алжира.

В 1911 году произошло событие, которое затем назвали величайшей картинной кражей в истории - из Лувра была похищена «Мона Лиза». Провернул авантюру музейный работник, художник и просто итальянский патриот Винченцо Перуджа, который мечтал вернуть картину на свою родину. Масштабное полицейское расследование длилось два года. Тысячи заголовков газет и фотографий «Джоконды» сделали картину известной на весь свет. Перудже удалось удачно «залечь на дно» - на протяжении всего того времени, что шли поиски, женщина с загадочной улыбкой «обитала» у него дома. Полицейские наведывались к похитителю дважды, однако так и не сочли его подозреваемым.

Грандиозную перестройку дворца развернул Людовик XIV. Остатки средневековой крепости окончательно исчезли, здание обзавелось новыми павильонами. Однако в 1674 г. все работы замерли: Людовик задумал перенести резиденцию за пределы столицы и направил все вложения в новый дворец Версаль, который впоследствии будет служить домом для королей вплоть до начала Великой французской революции.

В 1913 году, когда Перуджа вышел на связь с владельцем одной из художественных галерей Флоренции, его задержали. Патриотические мотивы кражи суд признал смягчающим обстоятельством и вынес патриоту Италии весьма нестрогий приговор. Отсидев в тюрьме всего семь месяцев, Перуджа вышел на свободу и продолжил работать художником-декоратором.


Пустая стена, где висела «Мона Лиза»


«Мона Лиза» вернулась в Лувр. 1913 год

В XX веке коллекции Лувра были разделены. Здесь остались произведения, созданные до 1848 года. Остальными экспонатами Лувр «поделился» с музеем Орсе и Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

С 1989 года функции главного входа в музей обеспечивает гигантская стеклянная пирамида, возведённая по проекту архитектора Йо Минг Пея. В 2017 г. Лувр открыл свой крупнейший филиал в Абу-Даби (ОАЭ).
Иван Шапкин
Иллюстрация: использованы изображения Siipkan Creative  и Sumit Surai
10.08.2024
Важное

К 2035 году по всем Соединенным Штатам построят модульные ядерные реакторы на 5 гигаватт.

12.02.2025 09:00:00

Центральноафриканская Республика выпустила мемкоин, чтобы привлечь внимание международного сообщества к своим внутренним проблемам.

11.02.2025 17:00:00

Ученые сумели расшифровать руническую надпись на одном из богато украшенных колец эпохи викингов.

11.02.2025 13:00:00
Другие События

Некоммерческая организация по защите прав потребителей Public Citizen призвала начать расследование по поводу запуска личного токена нового главы Америки. Новости из мира криптовалют.

Дальний Восток может стать новым центром криптодобычи. Новости из мира криптовалют.

30 января в российский прокат вышел фильм Джонни Деппа об Амадео Модильяни. 

В Китае началось широкое празднование Нового года.