В основе здания Лувра лежит крепость, возведённая по приказу французского короля Филиппа II Августа в 1190 году. Замок располагался на высоком берегу Сены и предназначался для защиты от набегов викингов и атак родственников монарха, претендовавших на королевский трон.
Происхождение названия «
Лувр» до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков и лингвистов. По одной из версий, на месте возведённой крепости раньше обитали волки, а слово
Louvre стало искаженным вариантом латинского
Lupara, что означает «волчье логово». Согласно другим версиям, название пришло из языка франков, у которых слова
lauer,
lower и другие, схожие с ними по звучанию, означали сторожевую башню или же просто
укрепление.
При короле
Карле V Мудром (1364-1380) изрядно увеличившийся в своих размерах
Париж обзавёлся новыми крепостными стенами.
Лувр утратил своё прежнее оборонительное значение, и правитель распорядился приспособить крепость под свои покои. Так
Лувр впервые стал королевской резиденцией, но ненадолго. Потомки
Карла V предпочли в качестве своего дома другие замки, в то время как
Лувр превратился в королевскую казну, тюрьму и арсенал.
Лувр после перестройки Карлом V
Правление
Франциска I (1515-1547) ознаменовало собой новую веху в развитии культуры страны. Итальянские походы познакомили короля с роскошью дворов
итальянских меценатов, он увлёкся культурой
Возрождения и окружил себя учёными, поэтами и художниками.
Франциск стал первым французским королём, который начал коллекционировать живопись. Правитель скупал картины у таких знаменитых живописцев, как
Рафаэль,
Тициан и
Микеланджело, а
Леонардо да Винчи и вовсе жил при дворе короля. Картины этих и многих других художников затем станут ядром собраний живописи Лувра.
Незадолго до смерти
Франциск начал преобразовывать средневековую крепость в роскошный дворец в духе французского Ренессанса. Дело продолжили его преемники, однако от здания той эпохи сохранился лишь единственный фрагмент - крыло
Леско, именуемое в честь создавшего его архитектора. Сейчас оно является не только признанным шедевром архитектуры французского
Ренессанса, но и вообще древнейшей дошедшей до нас частью
Луврского дворца.
Происхождение названия «Лувр» до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков и лингвистов. По одной из версий, на месте возведённой крепости раньше обитали волки, а слово Louvre стало искаженным вариантом латинского Lupara, что означает «волчье логово». Согласно другим версиям, название пришло из языка франков, у которых слова lauer, lower и другие, схожие с ними по звучанию, означали сторожевую башню или же просто укрепление.
В 1564 году к западу от
Лувра построили дворец
Тюильри, который надолго стал обителью французских монархов. В 1589 году король
Генрих IV начал реализацию амбициозного «Большого проекта», заключавшегося в том, чтобы соединить Луврский дворец с дворцом
Тюильри. Для этого он инициировал строительство Большой галереи вдоль реки
Сены к югу от Лувра. Она стала пристанищем для лучших ремесленников и мастеров самого разного толка - ювелиров, художников, скульпторов, механиков, парфюмеров, оружейников, ткачей и прочих профессионалов со всей
Европы. Таким образом
Лувр стал художественным центром
Франции. Из места, где собирались независимо друг от друга работающие мастера, галерея
Лувра постепенно превратилась в обширную, основанную на разделении труда
мануфактуру, производившую предметы роскоши. Изготовляемые здесь одежда, мебель, гобелены и ювелирные украшения славились своим изяществом и расходились по самым знатным и состоятельным домам как во
Франции, так и за её пределами.
Лувр и Тюильри на гравюре Матеуса Мериана. 1615 г.
Грандиозную перестройку дворца развернул
Людовик XIV. Остатки средневековой крепости окончательно исчезли, здание обзавелось новыми павильонами. Однако в 1674 г. все работы замерли:
Людовик задумал перенести резиденцию за пределы столицы и направил все вложения в новый дворец
Версаль, который впоследствии будет служить домом для королей вплоть до начала
Великой французской революции.
После окончательного отъезда двора в бывших королевских покоях расположились академии, государственные учреждения, деятели искусства, офицеры и просто частные лица, которым
благоволил король. С этого же времени формируется собрание картин, а в галерее
Лувра с 1699 года проводятся ежегодные выставки. Чтобы полюбоваться работами и быть в курсе современных тенденций живописи,
сюда съезжаются тысячи людей.
В ходе
Великой французской революции по всей стране прокатилась волна конфискаций предметов искусства. Частные коллекции, которые ранее принадлежали королю, аристократии и духовенству, были изъяты и объявлены
национальным достоянием. Революционное правительство распорядилось
«собрать в Лувре памятники наук и искусств». 10 августа 1793 года
Лувр открылся для публики как национальный художественный музей, попасть в который могли теперь
все желающие, а не только представители привилегированных сословий.
Франциск стал первым французским королём, который начал коллекционировать живопись. Правитель скупал картины у таких знаменитых живописцев, как Рафаэль, Тициан и Микеланджело, а Леонардо да Винчи и вовсе жил при дворе короля. Картины этих и многих других художников затем станут ядром собраний живописи Лувра.
Наполеоновские войны значительно обогатили коллекцию музея. Со всех покорённых стран в качестве дани в
Лувр свозились экспонаты. Несмотря на то что после поражения империи
Наполеона большую их часть пришлось вернуть, многие шедевры искусства остались в музее и
находятся там по сей день. Египетская кампания
Бонапарта, в которую вместе с армией были отправлены около
170 учёных, по сути, инициировала изучение
Египта, дотоле неизвестного европейцам. В
Лувре появился отдел египетских древностей. Благодаря собранной коллекции французский ученый
Жан-Франсуа Шампольон смог расшифровать египетскую письменность, открыв тем самым миру доступ к истории древнейшей цивилизации. Сегодня египетское собрание
Лувра - одно из самых обширных на планете.
При
Наполеоне I Лувр обзавёлся знаменитой
Триумфальной аркой. Началось сооружение северной галереи, которая, по замыслу императора, должна была соединить основное здание с дворцом
Тюильри. Проект в 1852 году завершил уже
Наполеон III. Архитектурный ансамбль сложился окончательно и выглядел тогда так же, как и сейчас, за исключением одной лишь детали: в 1871 году в ходе отступления правительства
Парижской коммуны был уничтожен столь ненавистный коммунарам символ королевской власти – дворец
Тюильри.
Луврский дворец и фасад дворца Тюильри. Около 1850 г.
XIX век стал временем стремительного развития археологической науки. Раскопки древностей велись по всему
Средиземноморью и Ближнему Востоку. В них участвовали и французские учёные. Благодаря им в
Лувре были открыты отделы ассирийского искусства и
Сузские галереи, составившие ядро
Ближневосточного отдела. Активно пополнялся отдел античных древностей. Расширялась коллекция и за счет французских завоеваний: в 1845 году открылся отдел экспонатов, вывезенных из покорённого
Алжира.
В 1911 году произошло событие, которое затем назвали величайшей картинной кражей в истории - из
Лувра была похищена
«Мона Лиза». Провернул авантюру музейный работник, художник и просто итальянский патриот
Винченцо Перуджа, который мечтал вернуть картину на свою родину. Масштабное полицейское расследование длилось два года. Тысячи заголовков газет и фотографий «
Джоконды» сделали картину известной на весь свет. Перудже удалось удачно «залечь на дно» - на протяжении всего того времени, что шли поиски, женщина с загадочной улыбкой «обитала» у него дома. Полицейские наведывались
к похитителю дважды, однако так и не сочли его подозреваемым.
Грандиозную перестройку дворца развернул Людовик XIV. Остатки средневековой крепости окончательно исчезли, здание обзавелось новыми павильонами. Однако в 1674 г. все работы замерли: Людовик задумал перенести резиденцию за пределы столицы и направил все вложения в новый дворец Версаль, который впоследствии будет служить домом для королей вплоть до начала Великой французской революции.
В 1913 году, когда
Перуджа вышел на связь с владельцем одной из художественных галерей
Флоренции, его задержали. Патриотические мотивы кражи суд признал смягчающим обстоятельством и вынес патриоту
Италии весьма нестрогий приговор. Отсидев в тюрьме всего семь месяцев,
Перуджа вышел на свободу и продолжил работать
художником-декоратором.
Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
«Мона Лиза» вернулась в Лувр. 1913 год
В XX веке коллекции
Лувра были разделены. Здесь остались произведения, созданные до 1848 года. Остальными экспонатами Лувр «поделился» с музеем
Орсе и
Национальным центром искусства и культуры имени
Жоржа Помпиду.
С 1989 года функции главного входа в музей обеспечивает гигантская
стеклянная пирамида, возведённая по проекту архитектора
Йо Минг Пея. В 2017 г. Лувр открыл свой крупнейший филиал в
Абу-
Даби (ОАЭ).
Иван Шапкин
Иллюстрация: использованы изображения Siipkan Creative и Sumit Surai