Сегодня пентхаус прочно ассоциируется с высотой и панорамными видами на город с его захватывающими рассветами и закатами. Он завершает и венчает собой высотное здание премиального класса. Отличительные особенности: отсутствие соседей, уникальное расположение (как правило, на крыше). При этом пентхаус чуть заглублен от краев кровли для большей приватности, часто у него есть большая терраса или бассейн. По факту это личный дом с прилегающим участком только под облаками. Может иметь два уровня или очень высокие потолки, большую площадь и соответствующее ей количество нулей в ценнике. Если пентахаус многоуровневый, то внутри квартиры, вероятно, есть отдельный лифт. Одним словом, престижно и уникально.
Как новый уникальный формат жилья
пентхаус зародился в первой половине двадцатого века в США в эпоху расцвета высотного строительства. Сам термин «пентхаус» происходит от позднелатинского appendicium, что переводится как «придаток». Этот термин впервые трансформировался в apentis на старофранцузском и в таком виде попал в Англию, где его сократили до pentis. Современное написание появилось примерно в 1530 году в результате соединения французского pente (склон) и английского house (дом). В то время пентхаусом называли «пристроенное здание с покатой крышей или навесом».
История, как пентхаус перешел от обозначения обычной пристройки с навесной крышей к роскошному жилому пространству на крыше высотного здания, довольна интересна.
Для существования пентхауса как минимум нужна городская среда и большая плотность населения. А еще – технологии строительства высотных зданий и такие инженерные находки, как надёжный лифт, кровля без протеканий, кондиционирование и увлажнение воздуха, большие панорамные окна для созерцания городских видов.
В
Древнем Риме тоже были многоквартирные дома в несколько этажей. Но местная знать особо не горела желанием выкупить последний этаж и любоваться оттуда рассветом и закатом. Жить в своем просторном доме в центре города было престижнее. Городу нужно было созреть до эпохи массового высотного строительства – и технологически, и психологически. Ведь, когда в мегаполисе в принципе не рассматривается формат частного дома, уже можно и многоквартирные дома делить на элитные и не элитные.
До появления лифта здания в
Нью-Йорке в основном были ограничены шестью этажами. Популярностью пользовались нижние этажи, а верхние этажи считались помещениями для прислуги или мансардными квартирами бедняков. Даже после того, как в Нью-Йорке начали появляться первые здания с лифтом, потребовались годы, чтобы убедить арендаторов жить на верхних этажах. Здесь стоит учесть, что любое изобретение поначалу технически несовершенно. И в современных домах на первых этапах эксплуатации бывают проблемы с лифтами, что уж говорить о первых их прототипах. Так что первые лифты
не пользовалось особым доверием у горожан, что было вполне оправданно.
До 1920-х годов помещения непосредственно на крышах здания были еще и довольно грязные из-за сажи и мусора и считались непригодными для аренды. Обычно они использовались как подсобные помещения или прачечные. То есть жить на кровле было нельзя, а верхние этажи не котировались среди достопочтенной публики. Однако у более поздних роскошных многоквартирных домов не было иного выбора, кроме как размещать прислугу именно на крыше. Такие квартиры, находящиеся среди покрытых сажей дымоходов и деревянных резервуаров для воды, десятилетиями считались наименее привлекательной частью высокого здания. Для обслуживающего персонала были, конечно, свои плюсы: ехать далеко не надо, а на крыше можно небольшой домик построить, рядом горшки с растительностью организовать для красоты и стульчик рядом поставить. При этом с улицы всей этой поднебесной жизни было не видно. Но сами домики на крыше строились как временные и были весьма непрезентабельными. Богатые люди все еще считали, что чем ближе к земле, тем надежнее. Даже в 1884 году, когда в Верхнем Вест-Сайде была построена
«Дакота» (первый многоквартирный дом, предназначенный для элиты), предполагалось, что богатые предпочтут нижние этажи.
Об этом рассказывала историк
Элизабет Хоуз:
«Самые большие квартиры [были] на двух нижних этажах, ... потому что лифты все еще были чем-то вроде новинки, и им не совсем доверяли . . . . [Архитектор также] рассудил, что жизнь на нижних этажах покажется более знакомой жителям Нью-Йорка, которые привыкли жить в таунхаусах. Восьмой и девятый этажи планировалось использовать исключительно как прачечные, служебные и складские помещения, а также как комнаты для прислуги». Писал о предпочтениях элиты и австрийский писатель Йозеф Рот. В его книге «Отель Савой» главный герой как раз живет на верхних этажах.
«Те, кто жил на высоте, были похоронены в глубине, в просторных могилах, а могилы располагались слоями над комфортабельными комнатами сытых гостей, сидевших внизу, их не беспокоили хлипкие гробы наверху».
Но однажды всё перевернулось: жить на самом верху стало подобно тому, как обитать на античном Олимпе из древнегреческих мифов.
Инженерная мысль и технологии строительства развивались, обеспеченных горожан становилось всё больше и больше. Крыши тоже постепенно облагораживались. Технические помещения старались архитектурно обыграть и закрыть от посторонних взглядов или, как прачечные, перенести в подвалы. Постепенно приходило понимание, что высота дарит свои несравненные преимущества: виды на город и некую удаленность от суеты. И чем больше ее становилось, тем больше хотелось подняться над земным.
При планировании новых зданий, на крыше стали предусматривать технические помещения и квартиры для персонала вместо предшествующих им временных построек. Например, апарт-отель по адресу
60-66 West Sixty-eighth Street объявил о новой услуге, которая будет предоставляться после завершения строительства:
«На крыше здания будет пентхаус, в котором будут помещения для прислуги, что станет чем-то новым в квартирах этого класса. Мистер Аксельрод объявляет, что услуги горничной будут предоставляться проживающим в доме ...» — писал
New York Tribune 4 июля 1919 г.
Со временем на крышах появилась и коммерческая инфраструктура, например фотостудия, спортзал, офисы, но это все еще не добавляло шарма и статуса. Приобретать его пентхаусы начали благодаря нестандартному мышлению некоторых богатых горожан, которые создавали на крышах по-настоящему комфортную среду.
В 1923 году пионером шикарной жизни среди облаков стал издатель
Конде Монтроз Наст. Он купил помещения еще в строящемся кооперативном доме на северо-западном углу 86-й улицы и Парк-авеню и распорядился перепроектировать верхний этаж. Так, помещения, изначально предназначенные для прислуги, стали одной из самых необычных на тот момент квартир. Это был дуплекс — угловая квартира с шестью спальнями на нижнем уровне и огромное помещение площадью более 5100 квадратных футов на верхнем. Здесь была кухня и служебные помещения, столовая, гостиная, библиотека и бальный зал.
Конде Наст был не первым богатым человеком, выбравшим жизнь на крыше, но он, безусловно, был самым влиятельным. Его издательство
Conde Nast было основано в 1909 году и известно до сих пор такими журналами, как Vanity Fair, Vogue и The New Yorker.
Роскошный дуплекс привлекал внимание бомонда, а благодаря шикарным вечеринкам на крыше у элиты появилось понимание, что
верхние этажи могут быть первоклассной недвижимостью.
Большой вклад в развитие жизни на высоте внес архитектор
Эмери Рот, начавший проектировать полноценные жилые квартиры на верхних этажах с террасами в Нью-Йорке. В 1922-23 годах он построил 15-этажные башни-близнецы Myron Arms и Jerome Palace на Бродвее и 82-й улице, и именно для их обозначения биограф Рота в своей книге впервые ввел термин «пентхаус».
Позже, в 1925 году, Рот построил башню Ритц с ее многочисленными террасами среди облаков, и это стало переломным моментом, заставившим жителей Нью-Йорка в восторге обратить свои взоры к небу. Наконец это были комфортабельные квартиры с высокими потолками и панорамными окнами. Даже отделка по качеству и стоимости была значительно лучше, чем в остальных квартирах в этом же комплексе. Такое жилье на крыше под термином «пентхаус» уже позиционировалось как элитное,
возносящее состоятельных граждан над суетой и шумом города.
Биограф Рота также цитирует
Стивена Раттенбаума («История пентхаусов: от нежелательных до привилегированных»):
«Наряду с быстрым совершенствованием лифтовых систем архитекторы использовали возможность улучшить пространство верхних этажей зданий: они построили красивые квартиры с огромными окнами, выходящими по сторонам света, с террасами, разбитыми садами, которые, казалось, изолировали весь шум и суету улиц внизу. Подобные помещения больше не предназначались для рабочих и подсобных помещений: это было место, о котором мечтали художники, а также богатые и знаменитые, которые до этого предпочитали первый этаж, поскольку у них был выход на улицу и экономился один или несколько пролетов вверх по лестнице».
Сегодня пентхаусы в разных странах могут отличаться: не везде есть террасы и полная изоляция от соседей. Но такие квартиры всегда большой площади и с панорамными окнами. Качество воздуха тоже является значимым фактором. В
Европе, где много внимания уделяют экологии и качеству воздуха, вполне можно жить и поближе к земле. А вот в
Гонконге воздух настолько плох, что выбирать пентхаус ниже 20-го этажа просто нет смысла. При этом в той же
Москве в квартиры, расположенные выше 16 этажа, уже не попадает ни смог, ни дым от заводов.
При этом не в каждой высотке есть пентхаусы. Дом должен находиться в престижном районе и относиться к сегменту «премиум». Пентхаус доступен только для избранных, не только из-за своего расположения, но и из-за высокой стоимости квадратного метра и ограниченного количества свободных лотов на рынке.
Волкова Светлана, ведущий специалист Дизайн-студии интерьерных и архитектурных решений Prism of Life https://pldesign.ru/
В иллюстрации использовано изображение авторов bsd studio и Georgiana Ionescu (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/