Земля оцифрованная

ЦИФРОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ И ВСЕ, ЧТО О НЕЙ НУЖНО ЗНАТЬ

В эпоху цифровых технологий понятие «недвижимость» принимает не только физическую форму. Сегодня можно владеть участком земли в виртуальном мире, цифровой концертной площадкой или рекламным щитом в визуализации какого-либо города. С 2021 по 2022 год продажи цифровой недвижимости выросли на 180 %, с $0,5 млрд до $1,4 млрд.

Как и у любых инвестиций, у такого вида вложений есть как перспективы, так и риски. Предприниматель и инвестор, основатель инвестиционной компании Heaven Cliff Дмитрий Федоров рассказал сайту RB.RU, как устроен рынок цифровой недвижимости и для кого подходит такой вид инвестиций.


ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

С развитием технологий VR и AR виртуальные миры становятся частью повседневной жизни все большего числа людей. Спрос на VR-устройства в России в период с января по май 2023 года вырос на 20 %, а на игры — на 83 %. В виртуальных пространствах люди получают возможность взаимодействовать друг с другом и объектами с помощью цифровой версии себя. Сегодня в 3D-мирах есть всё, к чему мы привыкли в физической жизни, в том числе и недвижимость — дома, участки, офисы, инфраструктура развлечений.

недв-3 copy.jpg

Такой вид недвижимости — новый способ инвестиций в виртуальные миры, в каждом из которых своя экономика, правила и ограниченное количество эксклюзивных локаций. И хотя потенциал такого рода вложений еще не раскрыт, становится ясно: чем раньше получится разобраться в этом направлении, тем больший профит возможно получить.

 

КТО И ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ИНВЕСТИРУЕТ В ВИРТУАЛЬНУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

Одной из первых мысль зарабатывать на виртуальном имуществе пришла в голову преподавателю иностранных языков Айлин Греф почти 20 лет назад. Учительница покупала за бесценок невостребованные участки в симуляторе Second Life, затем модернизировала их и создавала новые дома. А спустя время и вовсе открыла свое агентство, сотрудники которого продумывали и оформляли объекты для симулятора.

Однако всплеск интереса к цифровым активам возник в 2021 году, когда произошел ребрендинг Meta*, и компания высказала намерение запустить метавселенную. Крупные бренды и знаменитости с того времени начали активно инвестировать в цифровые земли. Модный дом Gucci к своему 100-летию открыл на платформе Roblox виртуальную выставку Gucci Garden. Компания Procter & Gamble представила отдельный виртуальный мир BeautySphere. Samsung открыл виртуальный магазин 837X. А Omoda в метавселенной W3rlds сделала шоурум и презентовала новую модель автомобиля. В итоге получила десятки заявок на тест-драйв и увеличила вовлеченность клиентов на 20 % по сравнению с традиционными инструментами маркетинга.

Вкладывая в цифровую недвижимость, компании демонстрируют свою технологичность, получают возможность привлечь дополнительное внимание аудитории и решить проблемы бизнеса. Интерес к виртуальным активам проявляют и обычные пользователи, которые верят, что за цифровыми технологиями будущее.

 

КАК ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ПОКУПКЕ ЦИФРОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Возможности заработка на виртуальной недвижимости схожи с заработками на реальной. Но причины вложений могут не ограничиваться только возможностью заработать.

Перепродажа

Самый очевидный вариант: купил дешевле — продал дороже. Только с 2019 по 2022 год цены на объекты в метавселенных выросли на 879 %. Пользователи, которые купили активы в числе первых, спустя годы продавали их в десятки, а иногда и в сотни раз дороже. К примеру, в 2017 году некоторая недвижимость в метавселенной Decentraland стоила около $20. А в 2022 году начальная цена равнялась уже тысячам долларов.

Сдача в аренду

Не все пользователи хотят покупать недвижимость. При этом им интересны метавселенные для размещения рекламы, проведения мероприятий, запуска проектов. Поэтому в метавселенной можно сдать недвижимость в аренду.

Реклама

Если участок находится в популярном или проходимом месте, владелец может размещать свою рекламу. Или поставить на участке щит и сдавать место в аренду компаниям и брендам.

Работа и организация мероприятий

Виртуальную недвижимость можно использовать как виртуальное пространство для проведения встреч и конференций. А также устраивать вечеринки, концерты и продавать на них билеты.

Развлечение и возможность реализовать себя в альтернативном обществе

Геймеры уже сегодня проводят большую часть времени в виртуальной среде. Появление метавселенных позволяет им испытывать эффект присутствия больше, чем когда-либо раньше. А некоторым людям просто нравится посещать виртуальные фестивали, матчи, музеи, ходить в гости. Особенно если нет возможности или желания выходить в общество в реальной жизни. В метавселенных они могут улучшать свою цифровую версию, знакомиться с новыми людьми, реализовываться и завоевывать авторитет.

 

КАК УСТРОЕН РЫНОК ЦИФРОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Среди основных аспектов рынка можно выделить:

Платформы и метавселенные

Недвижимость существует внутри виртуальных платформ или метавселенных, которые предоставляют пользователю пространство для создания, покупки и продажи цифровых объектов и земель. Например:

Decentraland — виртуальная платформа, на которой пользователи покупают и продают участки земли, строят на них различные объекты. Объекты недвижимости в пространстве представлены в виде невзаимозаменяемых токенов (NFT), что делает каждый объект уникальным;

The Sandbox — еще одна платформа виртуального мира, которая позволяет пользователям создавать и монетизировать их виртуальные опыты и активы с помощью блокчейна. В The Sandbox пользователи могут покупать землю и строить на ней игры или социальные пространства;

Cryptovoxels — виртуальный мир, построенный на блокчейне Ethereum. Cryptovoxels фокусируется на создании, выставлении и продаже цифрового искусства. Здесь пользователи строят на купленных участках дома, арт-галереи, магазины и другие виртуальные пространства;

Uplandиспользует блокчейн для подтверждения собственности на виртуальные объекты, предлагая игрокам экономическую модель, основанную на реальной недвижимости. Это мобильная игра, в которой пользователи могут покупать и продавать виртуальную недвижимость, сопоставленную с реальным миром.

Технология блокчейн

Большинство платформ для торговли цифровой недвижимостью используют блокчейн для обеспечения прозрачности, безопасности и неизменности транзакций. Земельные участки и недвижимость часто представляют собой токены стандарта ERC-721 или ERC-1155 на блокчейне Ethereum. Это делает каждый объект уникальным и владение им верифицированным. Когда человек или компания покупает цифровую недвижимость, то получает «документ» — доказательство владения собственностью. «Документ» хранится в блокчейне. Владельцы цифровой недвижимости затем могут продать свою землю, передав его следующему покупателю.

Рыночные платформы

Продажа и покупка цифровой недвижимости обычно происходит через специализированные платформы и рынки. Транзакции проводят с помощью технологии блокчейна, обеспечивая прозрачность и безопасность сделок. Например, через OpenSea. Такие рынки позволяют продавцам листинговать свои объекты на продажу, устанавливать цены и взаимодействовать с потенциальными покупателями.

Инвестиции и спекуляции

Как и на традиционном рынке недвижимости, инвесторы и спекулянты покупают цифровые участки в надежде на их ценовой рост. Между тем виртуальный рынок бывает очень волатильным, и стоимость цифровой недвижимости может значительно колебаться.

Правовые аспекты

Юридический статус и права собственности на цифровую недвижимость все еще развиваются. И отличаются в зависимости от юрисдикции и конкретной платформы.

 

СКОЛЬКО СТОИТ ЦИФРОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Стоимость собственности варьируется в широких пределах — от нескольких сотен до миллионов долларов. К примеру, одна из самых крупных сделок — покупка недвижимости Atari за $4,3 млн компанией Republic Realm на платформе The Sandbox. Однако такие высокие цены не являются нормой для всего рынка. На менее популярных платформах участки доступны по более низким ценам.

В целом цена варьируется в зависимости от факторов:

-          популярности самой платформы;

-          расположения актива внутри нее: близости к популярным объектам;

-          престижности района;

-          размера участка или строения;

-          иных уникальных характеристик.

Так, например, участок рядом с виртуальным домом Снуп Дога продали за $458 тыс., в то время как на этой же платформе были участки и по $1500.

 

КТО ПРОДАЕТ ЦИФРОВУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

Продажа цифровой недвижимости может осуществляться разными сторонами в зависимости от платформы и формата виртуального пространства. Вот основные категории продавцов цифровой недвижимости:

1. Разработчики платформ

Во многих случаях платформы виртуального мира, такие как Sandbox, Decentraland, Cryptovoxels и Somnium, владеют «землей», которую затем продают покупателям.

2. Частные инвесторы и владельцы

После приобретения участков у разработчиков инвесторы могут перепродавать их на вторичном рынке. Цены могут значительно отличаться от первоначальных в зависимости от развития платформы и спроса.

3. Специализированные компании и фонды

Вкладывают средства в большие портфели участков в разных виртуальных мирах, оптимизируя их для получения прибыли через аренду, рекламу или проведение мероприятий.

4. Создатели контента, разработчики игр, художники

Создают уникальные виртуальные пространства и здания для продажи или аренды внутри этих миров.

 

КАК КУПИТЬ ЦИФРОВУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

Для покупки потребуется:

Завести цифровой кошелек, например, Metamask.

Приобрести криптовалюту в зависимости от платформы. К примеру, через криптобиржу Bybit, Binance, OKX. Это может быть ETH для платформ на Ethereum, SAND для The Sandbox или, к примеру, TON для TON Earth.

Изучить доступные объекты внутри платформы. Или на вторичных рынках и торговых площадках, таких как OpenSea или Getgems.

Совершить сделку, следуя инструкциям на платформе. Например, покупка может производиться через участие в аукционе или напрямую по фиксированной цене.


КОМУ ПОДХОДИТ ТАКОЙ ВИД ВЛОЖЕНИЙ

Такие вложения подходят не всем и требуют определенного профиля инвестора. 

Характеристики, которые могут определять более подходящего инвестора в цифровую недвижимость:

Технологически осведомленные. Хорошо разбираются в технологиях блокчейна, криптовалютах и виртуальных мирах. Лучше понимают рынок цифровой недвижимости и могут делать более обоснованные инвестиционные решения.

Готовые к риску. Люди с высокой толерантностью к риску, поскольку рынок цифровой недвижимости может быть очень волатильным и непредсказуемым.

Ищущие диверсификацию. Заинтересованные в расширении инвестиционного портфеля за пределы традиционных активов, таких как акции, облигации и физическая недвижимость.

Долгосрочные инвесторы. Те, кто готов держать свои инвестиции на протяжении длительного времени, могут лучше пережить краткосрочные колебания рынка. И в итоге извлечь выгоду из роста метавселенных.

Открытые к новым идеям. Интересуются новейшими технологиями и инновациями и видят потенциал в новых формах экономики.

Энтузиасты метавселенной и геймеры. Люди, участвующие в виртуальных мирах и понимающие их динамику.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЦИФРОВУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

Перед тем как вкладывать средства, важно учитывать несколько ключевых аспектов, поскольку цифровая недвижимость, как и любая инновационная инвестиционная возможность, имеет как перспективы, так и немало рисков.

РИСКИ

Волатильность

Рынок цифровой недвижимости может быть чрезвычайно волатилен с резкими колебаниями цен, что увеличивает риск потерь.

Технологические и правовые риски

Изменения в технологии блокчейна, регулирование криптовалют и метавселенных, а также правовая неопределенность могут повлиять на стоимость и ликвидность цифровой недвижимости.

Зависимость от платформы

Стоимость цифровой недвижимости тесно связана с популярностью и успехом платформы, на которой она расположена. Проблемы с платформой могут негативно сказаться на инвестициях.

Конкуренция и насыщение рынка

По мере того как все больше инвесторов входит в рынок, может возникнуть насыщение, что уменьшит потенциал роста стоимости цифровой недвижимости.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Новые формы дохода

Цифровая недвижимость может генерировать доход через перепродажу, аренду, проведение мероприятий, рекламу и другие виртуальные предприятия.

Инновационные инвестиции.

Вложения в цифровую недвижимость могут стать частью диверсифицированного инвестиционного портфеля, предлагая уникальные возможности за пределами традиционных рынков.

Рост метавселенных

Сегодня маловероятно получить большую прибыль на цифровой недвижимости за короткое время. Однако у такого вида вложений есть потенциал. Хотя рынок переживает временный спад, высока вероятность, что цены восстановятся в ближайшие годы.

Так, развитие оборудования для виртуальной реальности может спровоцировать новый всплеск интереса к метавселенным, соответственно и к объектам в них. Исследовательская компания Gartner прогнозирует, что к 2026 году около 25 % населения Земли станут проводить в метавселенных не менее часа в день, а 30 % организаций — предоставлять услуги и продукты в виртуальной среде.

Кроме того, метавселенные пользуются популярностью у молодого поколения. Это уже сейчас формирует их мышление и мировоззрение. А значит, перспективные участки на востребованных платформах с большой вероятностью со временем будут дорожать.

При рассмотрении инвестиций в цифровую недвижимость важно провести тщательный анализ рынка, включая текущие тенденции спроса и предложения, потенциальное развитие выбранной платформы и возможные риски. Основной вопрос, как и в рынке реальной недвижимости, — это выбор верной локации, перспективной метавселенной. И понимание того, что такие вложения рассчитаны на долгий срок, поэтому инвестировать в него последние деньги точно не стоит.


*признана экстремистской организацией и запрещена в России, внесена в перечень террористов.

Не является инвестиционной рекомендацией.

Иллюстрация: использованы изображения Supanut Piyakanont и freepik.

04.06.2024
Важное

Дональд Трамп объявил о введении 25-процентных пошлин на импорт автомобилей.

28.03.2025 13:00:00

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00
Другие Статьи

Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.

Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.