Список должностей Aнгелики Сорроса Альварадо вряд ли уместится в одну строчку: она - куратор, менеджер, гид, администратор, смотритель и уборщица Музея афромексиканской культуры в Куахиникуилапе (Мексика). Музейные залы, похожие на пещеры, женщина гордо называет «одним из самых больших своих достижений». «Но я осталась здесь одна», - добавляет она.
Уникальный в своем роде музей располагается в регионе
Коста-Чика, именно здесь проживает самое большое в
Мексике сообщество афро-мексиканцев. Когда храм африканской истории распахнул свои двери 25 лет назад, для 2,5 миллиона афромексиканцев это стало знаковым событием —
их существование, на которое страна долгое время не обращала внимание, наконец-то было признано.
Но сейчас, похоже, все возвращается на круги своя.
Музею грозит закрытие: специальный комитет, который помог создать его в далеком 1999 году, был упразднён, соответственно, прекратилась и поддержка. 62-летняя
Альварадо работает тут на голом энтузиазме — за работу ей не платят последние 15 лет. Женщина боится, что скоро ей придется уйти на пенсию:
«Все уехали, и теперь я здесь одна, старая и одинокая», - пессимистично заключает она.
Музей — это, по сути своей,
летопись африканской истории в Мексике. Детально выполненные диорамы рассказывают неприглядную историю рабства: на живописных картинах белые мужчины избивают полуобнаженных чернокожих людей —
их поработили и привезли из Африки испанские конкистадоры еще в 16 веке.
На гравюрах изображены сотни африканцев,
работающих на серебряных рудниках и плантациях. Но по мере того, как история движется ко дню настоящему, изображения меняются — и вот уже афромексиканские ковбои верхом на лошадях в окружении дьявольских танцоров в ярких масках,
которые символизируют сопротивление рабов.
Ну и, конечно, куда без портрета
Винсенте Герреро, второго президента
Мексики. Герреро и Хосе Мария Морелос, политический и военный лидер, также были афромексиканцами и сыграли решающую роль в борьбе
за независимость Мексики от Испании во время Мексиканской революции в начале 19 века. Морелос написал доктрину
«Чувства нации», которая среди прочих конституционных положений призывала к искоренению рабства. А Герреро во время своего президентства
отменил рабство в 1829 году – на 36 лет раньше, чем это было сделано в
США. Он же избавился и от расовой кастовой системы, и, по иронии судьбы, ее упразднение может быть одной из причин, по которым в истории
Мексики так мало внимания уделяется чернокожим.
«Двери музея должны оставаться открытыми, потому что в стране растут дети, которые уже не хотят быть черными, – говорит Альварадо. – А эти залы показывают нам, откуда мы пришли, кто мы такие и почему мы должны гордиться своей самобытностью».
Альварадо работает физиотерапевтом, при этом у нее остается достаточно времени, чтобы поддерживать музей в хорошем состоянии. Но женщина потихоньку сдается —
годы берут свое. Прижав руку к груди, Альварадо говорит, что
начинает задыхаться после того, как подметет пол и очистит экспонаты от пыли, которую постоянно заносит с улицы. От физической работы у нее «всю ночь болят кости и мышцы».
«У меня нет никого, кто бы мог поддержать меня в этой борьбе», - говорит Альварадо. – Когда мы только открылись, у нас работали 10 человек на оплачиваемых должностях, и я даже представить себе не могла, что музей будет на грани закрытия. Сейчас я понимаю, что рано или поздно он закроется навсегда».
А ведь как славно все начиналось, каким безоблачным казалось будущее. Когда
Андрес Мансано Аньорве, тогдашний руководитель муниципалитета, официально открыл музей, он сравнил его с «камнем, говорящим о нашем существовании, который посетители будут помнить 2000 лет». В начале 2000-х, вспоминает Альварадо, она чувствовала себя
«увиденной и услышанной», когда приветствовала посетителей из
Африки, США,
Великобритании и Германии. Ведь почти столетие африканцы в Мексике были народом-невидимкой.
После мексиканской революции 1910 года, когда страна объединилась на основе общей национальной идентичности, ее разнообразный этнический состав сильно размылся.
«Участие населения африканского происхождения исключено» из национальной истории», - сказала в 2019 году мексиканский антрополог
Габриэла Итурральде Ньето.
Это нисколько не преувеличение - несмотря на то, что афромексиканцы составляют примерно 2 % населения, их вклад почти полностью исключен из национальной истории Мексики, всех учебников и путеводителей. Даже национальные герои
Висенте Герреро и
Хосе Мария Морелос не признаны выходцами из
Африки. На всех картинках в учебниках их продолжают изображать белыми.
«Как будто нас не существовало как народа», - говорит афромексиканская активистка и политик Роза Мария Кастро. «Тот факт, что нас не признают, только мотивирует добиваться справедливости. Мы хотим, чтобы дети читали о нас в школе».
Такое повальное игнорирование чернокожего населения, причем на государственном уровне, принесло печальные плоды: афромексиканцев чаще, чем других,
останавливают полицейские и задерживают проверяющие на контрольно-пропускных пунктах. В мексиканских судах регулярно наблюдается
дискриминация, а доступ к более высокооплачиваемой работе и возможностям получить жилье
часто ограничен из-за цвета кожи.
«Мексика – страна, которая гордится разнообразием своих народов», - говорит Кастро. – Мы говорим о 68 культурно-дифференцированных народах, каждый – со своим богатством, языком и традициями. Но о черных людях все предпочитают молчать».
Только в 2015 году мексиканцам была предоставлена возможность идентифицировать себя как афромексиканцев в ходе
предварительной национальной переписи. В 2019 году эту этническую группу даже официально внесли в конституцию
Мексики в рамках знаковой поправки, которая должна была увеличить государственное финансирование и улучшить доступ к здравоохранению в афромексиканских общинах.
Но сегодня многие жители
Куахиникуилапы, как и
Альварадо, испытывают то же чувство разочарования, с которым они жили годами до внесения поправок в конституцию.
«Мы потеряем этот музей, потому что скоро я больше не смогу поддерживать его, - говорит Альварадо. – Тогда еще меньше людей будут знать историю нашего народа. Мы все еще находимся на нижней ступени лестницы».
Мария Седнева, по материалам The Guardian
Изображение: скриншоты с сайта https://youtu.be/Rih-EwCPGFg?si=R_YtT2Pf4EYJFjxn
В иллюстрации использовано изображения автора Amos Kofi Commey (CCBY3.0), автора Eucalyp (CCBY3.0) и автора Siipkan Creative (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/, фото с сайта https://unsplash.com/ и фотоматериалы (общественное достояние) с сайта https://commons.wikimedia.org