«Здесь есть дети, которые не хотят быть черными»

«Здесь есть дети, которые не хотят быть черными»
Список должностей Aнгелики Сорроса Альварадо вряд ли уместится в одну строчку: она - куратор, менеджер, гид, администратор, смотритель и уборщица Музея афромексиканской культуры в Куахиникуилапе (Мексика). Музейные залы, похожие на пещеры, женщина  гордо называет «одним из самых больших своих достижений». «Но я осталась здесь одна», - добавляет она.

Уникальный в своем роде музей располагается в регионе Коста-Чика, именно здесь проживает самое большое в Мексике сообщество афро-мексиканцев.  Когда храм африканской истории распахнул свои двери 25 лет назад, для 2,5 миллиона афромексиканцев это стало знаковым событием — их существование, на которое страна долгое время не обращала внимание, наконец-то было признано.  

Но сейчас, похоже, все возвращается на круги своя. Музею грозит закрытие: специальный комитет, который помог создать его в далеком 1999 году, был упразднён, соответственно, прекратилась и поддержка. 62-летняя Альварадо работает тут на голом энтузиазме — за работу ей не платят последние 15 лет. Женщина боится, что скоро ей придется уйти на пенсию: «Все уехали, и теперь я здесь одна, старая и одинокая», - пессимистично заключает она.



Музей — это, по сути своей, летопись африканской истории в Мексике. Детально выполненные диорамы рассказывают неприглядную историю рабства: на живописных картинах белые мужчины избивают полуобнаженных чернокожих людей — их поработили и привезли из Африки испанские конкистадоры еще в 16 веке.

На гравюрах изображены сотни африканцев, работающих на серебряных рудниках и плантациях.  Но по мере того, как история движется ко дню настоящему, изображения меняются — и вот уже афромексиканские ковбои верхом на лошадях в окружении дьявольских танцоров в ярких масках, которые символизируют сопротивление рабов.



Ну и, конечно, куда без портрета Винсенте Герреро, второго президента Мексики. Герреро и Хосе Мария Морелос, политический и военный лидер, также были афромексиканцами и сыграли решающую роль в борьбе за независимость Мексики от Испании во время Мексиканской революции в начале 19 века. Морелос написал доктрину «Чувства нации», которая среди прочих конституционных положений призывала к искоренению рабства. А Герреро во время своего президентства отменил рабство в 1829 году – на 36 лет раньше, чем это было сделано в США. Он же избавился и от расовой кастовой системы, и, по иронии судьбы, ее упразднение может быть одной из причин, по которым в истории Мексики так мало внимания уделяется чернокожим.

«Двери музея должны оставаться открытыми, потому что в стране растут дети, которые уже не хотят быть черными, – говорит Альварадо. – А эти залы показывают нам, откуда мы пришли, кто мы такие и почему мы должны гордиться своей самобытностью».

Альварадо работает физиотерапевтом, при этом у нее остается достаточно времени, чтобы поддерживать музей в хорошем состоянии. Но женщина потихоньку сдается — годы берут свое. Прижав руку к груди, Альварадо говорит, что начинает задыхаться после того, как подметет пол и очистит экспонаты от пыли, которую постоянно заносит с улицы. От физической работы у нее «всю ночь болят кости и мышцы».



«У меня нет никого, кто бы мог поддержать меня в этой борьбе», - говорит Альварадо. – Когда мы только открылись, у нас работали 10 человек на оплачиваемых должностях, и я даже представить себе не могла, что музей будет на грани закрытия. Сейчас я понимаю, что рано или поздно он закроется навсегда».

А ведь как славно все начиналось, каким безоблачным казалось будущее. Когда Андрес Мансано Аньорве, тогдашний руководитель  муниципалитета, официально открыл музей, он сравнил его с «камнем, говорящим о нашем существовании, который посетители будут помнить 2000 лет». В начале 2000-х, вспоминает Альварадо, она чувствовала себя «увиденной и услышанной», когда приветствовала посетителей из Африки, США, Великобритании и Германии. Ведь почти столетие африканцы в Мексике были народом-невидимкой.

После мексиканской революции 1910 года, когда страна объединилась на основе общей национальной идентичности, ее разнообразный этнический состав сильно размылся. «Участие населения африканского происхождения исключено» из национальной истории», - сказала в 2019 году мексиканский антрополог Габриэла Итурральде Ньето.



Это нисколько не преувеличение - несмотря на то, что афромексиканцы составляют примерно 2 % населения, их вклад почти полностью исключен из национальной истории Мексики, всех учебников и путеводителей. Даже национальные герои Висенте Герреро и Хосе Мария Морелос не признаны выходцами из Африки. На всех картинках в учебниках их продолжают изображать белыми. «Как будто нас не существовало как народа», - говорит афромексиканская активистка и политик Роза Мария Кастро. «Тот факт, что нас не признают, только мотивирует добиваться справедливости. Мы хотим, чтобы дети читали о нас в школе».

Такое повальное игнорирование чернокожего населения, причем на государственном уровне, принесло печальные плоды: афромексиканцев чаще, чем других, останавливают полицейские и задерживают проверяющие на контрольно-пропускных пунктах. В мексиканских судах регулярно наблюдается дискриминация, а доступ к более высокооплачиваемой работе и возможностям получить жилье часто ограничен из-за цвета кожи. «Мексика – страна, которая гордится разнообразием своих народов», - говорит Кастро. – Мы говорим о 68 культурно-дифференцированных народах, каждый – со своим богатством, языком и традициями. Но о черных людях все предпочитают молчать».



Только в 2015 году мексиканцам была предоставлена возможность идентифицировать себя как афромексиканцев в ходе предварительной национальной переписи. В 2019 году эту этническую группу даже официально внесли в конституцию Мексики в рамках знаковой поправки, которая должна была увеличить государственное финансирование и улучшить доступ к здравоохранению в афромексиканских общинах.

Но сегодня многие жители Куахиникуилапы, как и Альварадо, испытывают то же чувство разочарования, с которым они жили годами до внесения поправок в конституцию. «Мы потеряем этот музей, потому что скоро я больше не смогу поддерживать его, - говорит Альварадо. – Тогда еще меньше людей будут знать историю нашего народа. Мы все еще находимся на нижней ступени лестницы».

Мария Седнева, по материалам The Guardian

Изображение: скриншоты с сайта https://youtu.be/Rih-EwCPGFg?si=R_YtT2Pf4EYJFjxn 

В иллюстрации использовано изображения автора Amos Kofi Commey (CCBY3.0), автора Eucalyp (CCBY3.0) и автора Siipkan Creative (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/, фото с сайта https://unsplash.com/ и фотоматериалы (общественное достояние) с сайта https://commons.wikimedia.org
03.04.2024
Важное

Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.

18.04.2025 09:00:00

Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.

17.04.2025 17:00:00
Другие Статьи

Цены на золото превысили $3000 за унцию, поскольку инвесторы, опасаясь глобальной экономической нестабильности, переходят на более надежные активы.

За добычу критически важного для современных технологий кобальта Демократической Республике Конго приходится платить высокую цену.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Доллар продолжает оставаться основной валютой для привлечения займов в большинстве государств мира и играет главную роль в развитии мировой энергетики.