«За рубежом» продолжает публикацию глав из книги «История российской кинематографии» киноведа, члена Евразийской академии кино и радио, лауреата премии «Лучший кинокритик» Валерия Фомина.
Эта книга прослеживает путь отечественной кинематографии от её зарождения до наших дней, рассматривая кино как сложную и многослойную систему. В центре внимания – всё, что составляет фундамент кинематографа: управление и репертуарная политика, кинопроизводство и техническое оснащение, экономика, международные связи, подготовка кадров и многое другое.
Как только было объявлено о переходе к НЭПу и в кино стали зажигаться первые скромные огоньки частнопредпринимательской деятельности – образовываться всякого рода акционерные общества смешанной формы собственности, – представители самых разных иноземных кинофирм буквально засыпали руководство Госкино своими предложениями о совместной деятельности. Одно было заманчивее другого.
По этому случаю начальник Госкино Л. А. Либерман радостно уведомлял руководство страны: «В последнее время во Всероссийский фотокиноотдел со стороны русских и западных крупных фирм поступили предложения о создании ряда смешанных товариществ по восстановлению фотокинопромышленности и по прокату во всероссийском масштабе.
Наиболее серьёзными являются следующие предложения: во-первых, объединение частной русско-германской промышленности в лице «УФА-Концерн» в Берлине, Павел Тиман (германский представитель Русской Золотой Серии в Берлине), Эмильке-Концерн в Берлине, шведский Биограф Стокгольм, Нордиск в Копенгагене и Берлине, Т-во «Русь» в Москве, для краткости именуемое далее «УФА-Концерн «Русь» со складочным капиталом 5 000 000 золотых рублей.
Во-вторых, предложение кинематографического Т-ва «Факел и Ко» с бывшим русским кинодеятелем А. А. Ханжонковым, опирающимся на группу заграничных капиталистов, со складочным капиталом в 1 000 000 золотых рублей, ставящих своей задачей восстановить кинопромышленность.
В-третьих, Крупп Эрнеман, ставящий своей задачей восстановление фотокинопромышленности в РСФСР и ходатайствующий для этой цели о сдаче единственной в России оборудованной фабрики «Ирис» по выделке фотопластинок.
В-четвёртых, это американское промышленное Т-во с основным капиталом 500 000 долларов, ставящее своей задачей импорт и экспорт фильмов. И в-пятых, бывшего кинодеятеля Ермольева, опирающегося на европейский капитал и стремящегося к восстановлению существующего у него ранее предприятия по изготовлению и эксплуатации кинокартин.
Со всеми этими фирмами в течение трехмесячной моей работы в ВФКО я вёл самые оживленные переговоры, в данный момент подходящие к концу и надлежащие быть практически завершенными. Это завершение должно либо закрепить фотокинодело, являющееся одним из наиболее сильных агитсредств, с возможностями более серьёзными даже, чем печатное слово, в руках советской власти, либо передать его в руки частного капитала, регулировать работу которого крайне трудно, и тем самым выпустить из рук сильное орудие борьбы, агитации и пропаганды.
Первое или второе решение вопроса зависит от тех капиталов, какие НКП сможет вложить в создаваемые предприятия, являющиеся, кстати сказать, исключительно выгодными коммерчески; если Наркомпрос сможет получить в каждом из организуемых предприятий 50 % выпускаемых акций и равное число голосов в Правлении, фотокинопромышленность в значительной степени окажется в руках государства; в противном случае Наркомпрос будет являться лишь контролером и бороться с настроением и тенденциями частных держателей акций едва ли окажется в состоянии.
Накануне решения судьбы русской кинематографии я обращаюсь к Вам, уважаемый Анатолий Васильевич, за компетентными указаниями, на какие суммы можем рассчитывать мы при завершении указанных мною переговоров. <…> Для покрытия нашей части потребуется 2 100 000 рублей золотом, а всего для организации перечисленных обществ нужно будет вложить в качестве вкладочного капитала 4 200 000 рублей золотом, часть каковой суммы может быть покрыта товаром.
Должен отметить, что, вкладывая эти суммы, помимо процентов от прибылей, получаемых в результате нашего соучастия в акционерных предприятиях, мы также немедленно начнем получать и значительные суммы в результате сдачи в аренду создаваемых предприятий, имеющихся в нашем распоряжении киноателье, а также от проката имущества (мебель, технические приспособления и т. п.) и реализации части имеющегося у нас товара в результате работ по постановкам, которые немедленно начнутся в фотокиноделе».
Однако намеченная свадьба Госкино с забугорными буржуйскими капиталами не состоялась. Скорее всего, это произошло по соображениям политического свойства. Зато был надут большой мыльный пузырь в виде учреждения акционерного общества «Руссфильм». По предложению Либермана – без должной проработки условий предстоящей суперсделки – обществу «Руссфильм» было даровано монопольное право проката по всему СССР как фильмов собственного производства, так и картин, произведенных всеми остальными предприятиями Республики, а также и иностранных. Основной капитал АО составлял 500 000 рублей золотом и состоял из 2500 акций, каждая по 200 рублей номинальной стоимости. Акции эти принадлежали концессионерам, которые предоставили 60 % капитала в собственность правительству. Концессионеры взяли на себя обязательство открыть Обществу под векселя кредит в 1 500 000 рублей золотом в первый год существования Общества и в 5 000 000 рублей золотом во второй год. Правительству была обеспечена прибыль в 50 000 рублей золотом в год. Общество «Руссфильм» гарантировало Госкино в год по крайней мере 20 фильмов, вполне отвечающих современным идеологическим запросам, и добилось того, что правительство отдало ему на 12 лет Первую государственную кино-фабрику (быв. Ханжонкова), а также фабрику фотографических пластинок (бывш. Покорный).
И чем закончилась столь блистательная сделка?
«Кино-газета» поместила на самом видном месте ехидное объявление, окаймленное траурной рамкой: «Убитые горем родители, многочисленные родственники, а также режиссёры, сценаристы, секретари и машинистка сообщают о своевременной смерти горячо любимого шестимесячного младенца РУССФИЛЬМ. Доводя об этом глубоко прискорбном факте до сведения всех знакомых и кредиторов усопшего, а также до сведения контор некоторых дружественных журналов, сообщаем, что после покойного остался только один вагон резиновых изделий, уже переданный в распоряжение Госкино. Вынос тела, в виду полного разложения покойного не состоится». Ниже следовали не менее ехидные комментарии по случаю кончины: «То, что предсказывали наиболее дальновидные из киноработников коммунистов, исполнилось. Смешанное общество «Русс-фильм», организованное несколько месяцев назад и построенное на таких внешне архиневыгодных для частного капитала условиях, что многие товарищи недоуменно вопрошали: что это – колоссальнейшая глупость или хитроумнейшее жульничество? – это самое общество «Русс-фильм» признано Главконцесскомом несостоявшимся и приказало долго жить. Частный «капитал» (Азарх и Ко) потерял на этом некоторую сумму денег, по приблизительным подсчётам <...> около 100 000 рублей золотом. Но то, что потеряло на этом государство, в десятки раз больше, хотя в настоящее время не поддается учёту. <...>
Азарх и Ко, тщетно побившись над получением немецких кредитов и наделав кучу глупостей, вернулись в Москву и ликвидировались. Но их наследство, оставленное ими в Берлине, ещё долго будет сказываться на наших заграничных делах. Трудно будет преодолеть сложившееся у немецких кинокапиталистов предубеждение, которое можно формулировать в трёх заповедях:
- Русским кинематографическим векселям не верь.
- В русскую кинематографию, пока в ней возможны «Русс-фильмы», не суйся.
- От сношений с советской кинематографией, в щелях которой могут гнездиться Азархи, воздержись.
Ещё больше будет помнить об Азархо-советском альянсе наша многострадальная кинематография».
Эта беспомощная попытка создания международного акционерного общества, предпринятая Госкино – главным государственным органом управления киноделом, – окончилась полным и позорным пшиком.
Зато частный капитал и другие киноорганизации с началом НЭПа не дремали. В ту пору фильмы советского и дореволюционного российского производства, в силу их малочисленности, могли заполнить лишь самую ничтожную часть прокатного пространства. И когда всем организациям была предоставлена возможность самим свободно приобретать зарубежные фильмы, советский экран в мгновение ока был заполонен продукцией зарубежных кинофирм.
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney