ЗДОРОВЬЕ ЖИТЕЛЕЙ КОСТА-РИКИ ПОД УГРОЗОЙ ИЗ-ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕРМЕРАМИ ОПАСНЫХ ПЕСТИЦИДОВ
Вот уже более 20 лет дни Лидии Гомес омрачаются гулом самолетов, опрыскивающих посевы. На рассвете и в сумерках небо над столицей провинции Лимон Матиной на Карибском побережье Коста-Рики, заполнено самолетами, распыляющими на банановые плантации вязкий дождь из агрохимикатов. Бескрайнее зеленое море банановых полей, окружающих по-спартански простой деревянный дом Гомес, принадлежит компании Limofrut (Limofrut Sociedad Anonima — компания-экспортер из Коста-Рики - прим. ред.). Она входит в состав крупной корпорации Grupo Acón, являющейся одним из основных игроков в экспортной индустрии.
Мать-одиночка с тремя детьми Лидия Гомес входит в число 451 женщины, участвующей в исследовании Регионального института по изучению токсичных веществ (IRET) при Национальном университете Коста-Рики. В течение 14 лет в рамках этого исследования специалисты изучают воздействие пестицидов на здоровье щитовидной железы и развитие плода у беременных женщин, работающих на банановых плантациях.
«Каждый раз, когда мимо пролетают самолеты, у меня начинают гореть глаза и чесаться руки», - говорит Гомес. Другие распространенные симптомы, возникающие после контакта с пестицидами, - тошнота, рвота, головокружение, обмороки, дерматит и жжение в глазах.
Анализы крови у женщин и детей, в том числе и у 51-летней Гомес и её 14-летнего сына Дэниела, показали наличие в ней опасных пестицидов, таких как хлороталонил и манкоцеб - фунгициды, которые могут обладать канцерогенными свойствами, а также хлорпирифос, оказывающий нейротоксический эффект, особенно вредный для детского организма. Также был обнаружен неоникотиноид - вид инсектицида, который способен замедлять неврологическое развитие.
Многие из этих агрохимикатов запрещены в Европе, но продолжают производиться и экспортироваться в такие страны, как Коста-Рика. Там они помогают выращивать для мирового рынка эстетически совершенные бананы.
Коста-Рика - третий по величине экспортер бананов в мире и ведущий производитель ананасов — плантации занимают 83 000 гектаров земли. В 2023 году компания произвела около 2 млн тонн бананов и 2,5 млн тонн ананасов в основном для экспорта в США и Европу.
В период с 2000 по 2015 год производство ананасов в стране увеличилось на 700 %. Это привело к уничтожению более 5000 гектаров лесов, а применение пестицидов сильно ухудшило здоровье местных жителей. Согласно исследованию ПРООН (Программы развития ООН), проведенному в 2022 году, Коста-Рика — в лидерах по использованию пестицидов. Их ежегодный объём составляет 34,45 кг на гектар.
Интенсивное применение химических веществ позволяет увеличить урожайность и получать фрукты без внешних изъянов, однако такая модель производства имеет прямые негативные последствия для местного населения и окружающей среды. 23 июня 2023 года учащиеся и сотрудники начальной школы IDA La Victoria в Санта-Рита-де-Рио-Куарто пережили настоящую газовую атаку, когда по местности распространился тошнотворный химический запах.
«Это было ужасно. Мы эвакуировали детей, но воздух снаружи был еще хуже, чем внутри. Почти все дети начали задыхаться в течение нескольких минут», — рассказывает директор школы Розалин Сибаха Гомес. Инцидент повторился в августе 2023-го в той же школе, в результате чего 38 детей, а также учителя были госпитализированы.
Изданию The Guardian удалось ознакомиться с документами Центральноамериканского института исследований токсичных веществ (IRET) и министерства здравоохранения. Они показывают, что многие из агрохимикатов, обнаруженных в пробах воздуха возле школы, запрещены в Европе. Среди этих химикатов - аметрин, диазинон, хлорпирифос, оксифлуорфен, тербуфос и кадусафос.
Занимающаяся опрыскиванием плантаций компания Agroindustrial RyB несколько раз получала запросы по этому поводу, но так и не ответила.
Инцидент в Санта-Рита-де-Рио-Куарто - далеко не единичный. В нескольких других школах региона также произошли похожие серьезные случаи, связанные с применением пестицидов.
В воздухе рядом со школой Alfredo Miranda García стоит едкий запах, поля обожжены, а почва усыпана обугленными остатками ананасов. Банановая плантация компании Agroindustrial Piñas del Bosque – Finca La Virgen площадью 600 гектаров номинально принадлежит американской транснациональной корпорации Dole, крупнейшему в мире производителю свежих продуктов.
«Они используют агрохимикат паракват для сушки и сжигания растений. Таким образом, этот процесс происходит быстрее», - говорит работник ананасовых полей и член Национального союза работников сельского хозяйства (Sintraac) Эктор Давила.
Возмущенные местные жители собрали доказательства, фотографии и видеозаписи, свидетельствующие о регулярном использовании параквата. «Они всегда распыляют химикат днем или ночью. На следующий день запах становится просто невыносимым», - говорит директор начальной школы Мариза Гарсия Миранца.
«Мы неоднократно сообщали об этой проблеме местным властям, но в данном случае мы против них – это все равно что Давид против Голиафа», - говорит Миранца.
41-летняя Масиот Роблес Падилья, мать троих детей, которая живет недалеко от школы, говорит, что члены ее семьи постоянно болеют: «Мы все страдаем астмой, кашлем и аллергией».
«Они видят в нас ресурс, который можно эксплуатировать. Какая тут польза для общества? Никакой. В результате остаются только разрушения и больные люди», - возмущается Мариза Гарсия Миранца.
На рассвете в принадлежащей компании Dole усадьбе Banadosmil Dos рабочие распыляют смесь гербицидов вокруг корневищ бананов. В это же время самолет, предназначенный для опыления урожая, накрывает все липким одеялом из агрохимикатов. Другие рабочие, преимущественно никарагуанцы, быстро перемещаются от одного дерева к другому, покрывая грозди бананов синими пластиковыми пакетами, пропитанными хлорпирифосом и другими инсектицидами.
«Во время работы мы всегда подвергаемся воздействию яда. Я уже написал жалобу в компанию, но это оказалось бесполезным», - говорит 51-летний Герман Хименес. Ему платят 18 000 колонов (около 33 долларов) в день за то, что он распыляет гербицид на плантациях с 4.30 до 11.30 утра. Он живет со своими четырьмя детьми на территории плантации в хижине из дерева и металла. Там нет ни питьевой воды, ни электричества.
Профсоюз работников сельскохозяйственных плантаций (Sitrap) прекрасно осведомлён о последствиях применения пестицидов для здоровья 2500 своих членов. Долгие годы генеральный секретарь профсоюза Дидье Лейтон Вальверде трудился на плантациях компании United Fruit (ныне Chiquita International), где использовался Немагон – это высокотоксичный пестицид, вызывающий тяжелые проблемы со здоровьем, среди которых есть и бесплодие.
«Мы не хотим, чтобы фруктовые транснациональные корпорации перестали покупать бананы из Коста-Рики. Но при этом мы требуем соблюдения прав человека для наших рабочих», - объясняет Вальверде.
Компания Dole опровергла обвинения в использовании параквата и заявила: «La Virgen — это органическая ферма, при работе на которой не используются синтетические химикаты». Представители компании добавили: «Dole прекратила использование параквата на всех своих ананасовых фермах в феврале 2008 года».
Компания никак не прокомментировала заявления работников, утверждающих, что у них есть фотографии и видеозаписи, которые доказывают, что компания продолжает использовать эти пестициды.
В свою очередь, компания Chiquita International заявила: «Все используемые нами продукты соответствуют стандартам безопасности и качества, предусмотренным действующим законодательством. Мы также действуем в соответствии с местными законами о защите прав трудящихся».
Материнская компания (компания, которая владеет контрольным пакетом акций другой компании - прим. ред.) Finca Limofrut, Grupo Acón, не ответила на запросы.
С 2019 по 2021 год Евросоюз запретил использование ряда пестицидов в сельском хозяйстве своих стран-участниц из-за их потенциальной канцерогенности, способности нарушать работу эндокринной системы, наносить вред мозгу детей, а также негативного влияния на экосистемы и водные организмы.
Тем не менее документ Министерства сельского хозяйства Коста-Рики (данные Государственной фитосанитарной службы Коста-Рики) подтверждает, что запрещенные в Европе продукты, среди которых хлорпирифос (импортируемый из Бельгии), манкоцеб (импортируемый из Италии) и диазинон (импортируется из Испании через Китай), продолжают активно использоваться на фермах в этой стране Центральной Америки.
Экспорт опасных веществ и пестицидов регулируется на международном уровне Роттердамской конвенцией, позволяющей странам самостоятельно решать вопросы их импорта. А положение о предварительном информированном согласии ЕС регулирует их экспорт в страны, не входящие в ЕС и импорт в страны Евросоюза.
«Запрет экспорта пестицидов из ЕС автоматически не означает, что третьи страны прекращают их использовать. Поэтому убедить эти страны не использовать такие пестициды остается крайне важным», - говорит представитель Европейской комиссии по окружающей среде Адальберт Янц.
Исследователь из IRET Фернандо Рамирес Муньос назвал европейскую практику невмешательства в экспорт запрещенных пестицидов как «химический колониализм».
«Несправедливо, что в менее развитых странах здоровье большинства людей, водные экосистемы, микроорганизмы и состояние почвы подвергаются риску ради бизнеса нескольких компаний», - считает он.
«Даже если бы был введен запрет на экспорт пестицидов из ЕС, цепочка их поставок останется очень сложной и будет контролироваться несколькими крупными транснациональными корпорациями», - объясняет эксперт по продовольствию и сельскому хозяйству из швейцарской правозащитной организации Public Eye Лоран Габерелл.
«Необходим более широкий систематический подход к этой проблеме. Эти химические продукты имеют очень сильное влияние на окружающую среду. Они остаются в воде и почве в течение десятилетий, загрязняя все вокруг», - резюмирует Габерелл.
Эколог-эпидемиолог из IRET Берендина ван Вендель де Юде видит здесь явные двойные стандарты. Говоря об агропромышленной системе, она подчеркивает: «Здоровье детей и граждан Коста-Рики не ценится на том же уровне, что здоровье детей и граждан Европы».
Хотя в Коста-Рике нет никаких ограничений на производство, экспорт или импорт агрохимикатов и пестицидов, некоторые граждане страны всё же предпочитают заниматься органическим земледелием. Они ценят биоразнообразие растений и основываются в своей работе на традициях своих предков и коренных народов.
Марина Лопес - представительница общины брибри. Она живет в Уаци, примерно в шести милях от Пуэрто-Вьехо-де-Таламанка. Это место было воротами для испанских колонизаторов и является портом, откуда бананы и другие фрукты на протяжении веков отправлялись в Европу и США.
Лопес выращивает бананы, кофе, какао и другие растения на своей ферме, расположенной среди густого леса. Продает их через магазины справедливой торговли или напрямую небольшим группам туристов. Вместе с сыном проводит для туристов экскурсии по лесу, чтобы те смогли узнать больше о лекарственных травах и растениях.
«Здесь все органическое. Наши предки никогда не использовали агрохимикаты, и я тоже решила этого не делать. Я могла бы производить больше продуктов, но это означало бы уничтожение других форм жизни», - поясняет она.
«Голубые пластиковые пакеты, наполненные пестицидами, которые используются на плантациях, попадают в реки, почву и в нашу пищу. Я не верю, что так выглядит какое-либо развитие. Настоящее развитие — это защита существующего биоразнообразия».
Сара Манисера, The Guardian
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения Sonal Nagwani, Rutmer Zijlstra, bsd studio, Elianna Gill