Всемирная песочница

Всемирная песочница

В октябре 2023 года продажи Minecraft превысили 300 млн копий — это самая продаваемая игра в истории. Разбираемся, как инди-игра с примитивным дизайном, сложным обучением и множеством механик без конкретных целей оказалась такой популярной.



Из шахты в большой мир

В мае 2009 года на основе открытого кода игры Infiniminer, выложенного разработчиками для создания пользовательских модификаций, шведский гейм-дизайнер Маркус Перссон создал Cave Game. Это игра, визуально схожая с Minecraft, но с гораздо меньшим инструментарием: в ней было всего два вида блоков (трава и булыжники), они были хаотично разбросаны по карте, а игроки не могли их ни убирать, ни ставить. «Это очень ранний тест клона Infiniminer, над которым я сейчас работаю. В нем будет больше менеджмента материалов и ресурсов — если, конечно, я когда-нибудь доберусь до завершения проекта» — так прокомментировал первый геймплейный ролик игры Перссон.


Спустя время в Cave Game появились вода и лава, а разбросанные по игровому миру блоки травы и булыжников превратились в островки с деревьями, лугами и пляжами. Затем Перссон добавил в игру древесину и руды, прописал физику воды, песка и лавы, а главное, разработал NPC (non-player character). Тогда же игра получила свое нынешнее название — Minecraft (mine — «шахта; добывать» и craft — «ремесло; создавать»). 


В 2010 году Перссон основал компанию Mojang, которая и выпустила первую версию игры. Благодаря активному блогингу основателя на сайте TIGSource и YouTube в первые дни после релиза пользователи покупали по 400 копий в день ($6 за загрузку). Всего за год было продано 20 тыс. копий.


Нежеланный хит


В течение первого года после запуска в игре появились биомы — разные типы местности со своими особенностями (пустыни, горы, равнины и болота) — и многопользовательский режим выживания. Игроки теперь не только боролись с монстрами и сражались за территории, но и развивали товарно-денежные отношения, в основе которых были золотые слитки, строили деревни и крепости, прокладывали общественные железные дороги. 


К началу 2011 года Minecraft пробил отметку в 1 млн игроков, а в конце года число зарегистрированных пользователи превысило 16 млн. Этому в том числе способствовали выпуск консольной и мобильной версий и открытость для пользовательских модификаций, которые с самого начала поощрялись разработчиками игры. 

За следующие три года в игру добавили 56 языков, возможность создавать собственный сервер с ограниченным количеством игроков (Minecraft Realms) и новые механизмы — датчики дневного света, активирующиеся рельсы, интерактивные схемы на базе красного камня, одного из основных элементов игры. 


К началу 2014 года ПК-версия Minecraft пробила отметку в 100 млн зарегистрированных пользователей, а ее продажи превысили 15 млн копий. Мобильная версия игры к тому моменту была продана 21 млн раз, для Xbox 360 — 12 млн, а для PlayStation 3 — 1,5 млн. Общие продажи составили 49,5 млн копий. Прибыль компании Mojang приблизилась к $100 млн.


Тот год оказался поворотным для игры. Перссон, как он написал у себя в соцсетях, устал от ответственности, связанной с владением глобальной компанией, и заявил, что хочет ее продать. Соответствующий масштабу игры покупатель нашелся быстро. Им стала Microsoft, которая приобрела разработчика игры Mojang за $2,5 млрд.


Перссон вместе с другими основателями покинул компанию и признался, что создавал игры только потому, что ему это нравилось, а не ради желания сделать хит и изменить мир. Покупка Minecraft давала Microsoft возможность привлечь юных геймеров на свои платформы (Xbox) и вывести хоть на какой-то уровень популярности Windows Phone. При этом Minecraft остался доступен на всех популярных игровых платформах и устройствах. В 2020 году продажи Minecraft принесли Microsoft $1,1 млрд выручки.


Рецепт успеха Minecraft


1. Процедурно генерируемая карта. Когда пользователь начинает играть в Minecraft, игра в случайном порядке создает новый мир для исследования. К тому же игрок может выбрать один из множества уже созданных миров в онлайн-версии.


2. Возможность строить и создавать. Это главная особенность Minecraft. Пользователи используют различные материалы (дерево, камень, руды) и создают всевозможные объекты, от простых домов до полноценных городов. 


3. Игровые режимы. В режиме выживания игрок исследует мир, собирает ресурсы и сражается против враждебных мобов. В режиме творчества он имеет безграничные ресурсы и реализует все свои идеи без ограничений.


4. Противники на любой вкус. Это классические зомби, скелеты, гигантские пауки, драконы. В игре много разных опасностей, с которыми нужно бороться.


5. Дополнения и модификации. У Minecraft огромное активное сообщество, которое создает дополнительные материалы и модификации для игры — от новых блоков и предметов до дополнительных миров и игровых режимов. Так игровой процесс становится еще более разнообразным.


Миры на любой вкус

Ключевое условие со стороны Перссона в сделке с Microsoft заключалось в том, чтобы сохранить поддержку модификаций в игре. Несмотря на все опасения майнкрафтеров, его соблюли. 


Сейчас доступно больше 100 тыс. модификаций. Они привносят в игру самые разные изменения: от улучшений графики и добавлений новых опций в интерфейс до создания миров с собственными правилами и физикой. 


Сильные пользовательские изменения обычно ломают задумку автора игры, и из-за этого разработчики их не любят. Но не в случае с Minecraft — просто потому, что в нем нет никаких указаний, как играть. Пользователь просто оказывается в небольшом мире, состоящем из разного цвета кубиков (воды, деревьев, земли — как выясняется позднее), и сам решает, как проводить в нем свое время: ловить коров, собирать ресурсы, пытаться что-то построить, убегать от враждебных мобов или просто гулять, исследуя мир.


Сегодня Minecraft содержит в себе множество разных микромиров. Пользователи могут играть на картах на основе фильмов — это, например, Хогвартс из «Гарри Поттера», планета Титан из «Мстителей», Средиземье из «Властелина колец». Есть и оригинальные авторские творения: миры Zombie Apocalypse, классический зомби-шутер, и Kingdom of the Sky, действия в котором разворачивается на островах в небе. Из-за такого разнообразия миров и действий Minecraft даже считают одной из наиболее перспективных метавселенных.



Сила сообщества


С первых же дней майнкрафтеры активно делятся друг с другом опытом и собирают базы знаний на сайтах, которые часто обозначаются как википедии для Minecraft. Например, на сайте The Minecraft Wiki доступно 8 тыс. статей для изучения и 90 тыс. связанных с игрой файлов. На базе этих ресурсов даже создаются полноценные печатные руководства, которые потом продаются по миру миллионными тиражами. Одно из таких можно, например, купить как на Amazon, так и на российском Ozon. Оно, к слову, насчитает 416 страниц в русской версии.


Видеоблоги о Minecraft (как правило, с записью процесса игры) собирают миллиарды просмотров, и это целый сегмент на YouTube. На топ-10 YouTube-каналов, посвященных игре, подписано больше 80 млн пользователей. Один из известных видеоблогеров о Minecraft Даниэль Миддлтон (DanTDM) запустил свой блог еще в 2012 году. Он записывал свои приключения в игре и попытки что-либо построить. Эта простая концепция позволила ему собрать миллионы зрителей. Сейчас на его канал подписано 28 млн аккаунтов.


Блоги по Minecraft неизменно держатся в топе YouTube (EdisonPts, «Компот», «ЕвгенБро» и многие другие). В роликах блогеры устраивают внутриигровые тусовки, обозревают игровые модификации, создают свои миры и даже запускают сам Minecraft в Minecraft — то есть делают практически все что угодно. А их популярность не оставляет равнодушной молодую аудиторию, желающую повторить успех своих кумиров. Как следствие, количество подобных каналов растет с каждым днем.


Компания-разработчик Mojang тоже не стоит в стороне и постоянно контактирует со своей аудиторией. Ежегодное собрание фанатов Minecraft, на котором проводится голосование за новых мобов в игре, анонсируются обновления игры и грядущие проекты — Minecon, — появилось в год запуска игры. Тогда в нем приняли участие около 30 человек, приглашенных Маркусом Перссоном. Последнее очное собрание Minecon, прошедшее в 2016 году, посетили уже 12 тыс. человек.


Сегодня в Minecraft каждый месяц заходят 170 млн игроков. Совместные с Minecraft коллекции одежды есть, например, у Puma, Burberry, Lacoste, Crocs. Примечательно, что в 2016 году Mojang даже выпустила образовательную версию Minecraft, в которой учитель может играть вместе с учениками, регулируя процесс игры. Все это лишний раз доказывает, что Minecraft — это уже не просто игра, а целая субкультура, ставшая частью нашей реальности.


Даниил Лапин, setters.media

В иллюстрации использовано изображение автора   Alvaro Cabrera (CCBY3.0) и изображение автора Alice Noir(CCBY3.0)  с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
24.11.2023
Важное

Путь гения: Эрнест Долфи и революция джаза в нью-йоркских клубах 1960-х.

29.02.2024 09:00:00

ФРС - центральный банк США, созданный в 1913 году для обеспечения стабильности финансовой системы.

28.02.2024 19:00:00

Как изменилась культура маори из-за попыток ассимиляции европейцами и распространения «западного» образа жизни.

28.02.2024 17:00:00

Автопроизводители США требуют запретить ввоз китайских машин из Мексики.

28.02.2024 15:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.