Угандийский архитектор Джонатан Нсубуга принял участие в восстановлении Захоронения королей Буганды, расположенного в центре страны и пострадавшего от пожара в 2010 году. В ходе воссоздания этого объекта, полностью выполненного из традиционных материалов, пришлось преодолеть целый ряд препятствий. Большое внимание при этом уделялось духовной составляющей священного места, служащего для общения с духами.
Конструкция здания, носящего название
«Музибу-Азала-Мпанга», представляет собой выдающийся образец традиционного угандийского зодчества. В чем его уникальность?
Объект «Захоронение королей Буганды» включает в себя несколько построек: дом сторожа, здание круглой формы, служащее для хранения барабанов, и дома супруг покойных королей.
«Музибу-Азала-Мпанга» — это главное и самое примечательное здание комплекса.
Благодаря своим размерам, архитектурным особенностям, природным материалам, из которых оно построено, и уровню ремесленного мастерства оно является бесспорным шедевром угандийского зодчества. Однако для жителей региона прежде всего важен его духовный характер. В «Музибу-Азала-Мпанга» захоронены четыре правителя Буганды, именуемые «кабака». Для нас это место общения с миром духов.
По древнему обычаю после рождения король присоединяется к клану своей матери. По этой причине все жители
Буганды чувствуют тесную связь с королевством. Король принадлежит всем, потому что исторически все кланы связаны с «кабака» кровными узами. Это часть нематериальной культуры нашей страны, ее извечной истории.
По традиции этим местом заведуют наследные жены королей. Вечером, после 18 часов, входить на его территорию мужчинам запрещено. Женщины являются движущей силой королевства, они олицетворяют собой преемственность поколений. Они же ухаживают за украшенными статуями правителей, называемыми «близнецы», внутри которых хранятся пуповины покойных королей.
Мастера укрепляют соломенную крышу одного из зданий комплекса кольцами из тростника.
© UNESCO / Thomas Mallard
КАК СИЛЬНО ОБЪЕКТ ПОСТРАДАЛ ОТ ПОЖАРА В 2010 ГОДУ?
Сами гробницы не пострадали, однако остальная часть главного здания сгорела. Это стало для нас настоящей трагедией. Люди больше не могли совершать здесь ритуалы и церемонии, что привело к образованию духовной пустоты. Кроме того, исчез источник дохода от посещений объекта туристами.
Трагедия привлекла внимание местных жителей к ценностям, воплощенным в этом комплексе.
Таким образом, пожар причинил значительный ущерб, но он возродил интерес молодого поколения к «кабака». В этом положительная сторона трагедии: она привлекла внимание местных жителей к ценностям, воплощенным в этом комплексе, и поставила перед ними конкретные вопросы: кто и почему должен совершать ритуалы, кто должен отвечать за убранство помещений, где взять древесину для реконструкции. Все это свидетельствует о том, что комплекс представляет собой живое, динамичное место, а не сугубо музейный объект.
Здания комплекса построены из традиционных материалов, таких как древесина, солома, тростник и штукатурка. Насколько сложно было возводить их заново с точки зрения доступности ресурсов и технологий?
Изменение климата отразилось на состоянии болот, озер и других водоемов, откуда поступила большая часть растительных материалов, использовавшихся для возведения изначальных построек. Солома для кровли была собрана на соседних полях, однако многие из них сегодня полями не являются, и нам пришлось заказывать солому в других областях
Уганды. Тростник также прибыл из других мест. Найти подходящую древесину тоже было непросто. Кровельные балки выполнены из твердой породы дерева, редкого и охраняемого ресурса, а для опорных столбов использовался особый, очень прочный вид древесины, который не могут источить муравьи.
В результате реконструкция этого объекта также стала толчком к принятию мер по охране наших лугов и водно-болотных угодий, необходимых для производства традиционных строительных материалов. Отдельной проблемой было найти мастеров с нужными навыками.
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ МЕСТ, ИГРАЮЩИХ СТОЛЬ БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ?
Мы построили сооружение заново, опираясь на старые фотографии со всего мира. В целях обеспечения целостности объекта также были обнаружены и отреставрированы поврежденные элементы наследия. Здание для меня подобно сосуду. В воссоздании его физических компонентов нет смысла, если не брать в расчет его духовную составляющую.
Я лично прикоснулся к духовности этого места. Например, я советовался с медиумом — духовным представителем священных зданий и посредником между людьми и душами усопших королей, — чтобы получать указания относительно дальнейших действий. Мы также обсуждали, сколько столбов нужно установить в главном здании, — каждый столб символизирует тот или иной клан.
Думаю, что в реализации этого проекта мне очень помогло то, что мне одновременно знакомы и местная культура, и нормы и требования международных учреждений. До учебы в Великобритании я часто бывал здесь по выходным. К тому моменту, как здание сгорело, я уже очень хорошо его знал. Кроме того, когда возникали разногласия, я понимал язык местных жителей.
КАК МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ УЧАСТВОВАЛО В ВОССТАНОВЛЕНИИ?
Местные жители проводили на объекте собрания, обменивались информацией, делились своим мнением. Они также приходили сюда с проверкой. Это их проект — я лишь исполнитель. Жены, на которых возложено совершение ритуалов, сыграли важную роль в предоставлении моральной поддержки.
Мы также организовали для молодых людей учебные курсы, чтобы они могли работать на строительстве. Последняя реставрация здесь проводилась в 1938 году, и несколько мужчин, которые в ней участвовали, еще живы и смогли поделиться с молодежью своим опытом. Во избежание подобных трагедий в будущем в рамках комплексной противопожарной подготовки мы также обучаем соседей, охранный персонал объекта и сотрудников полиции, чтобы они были полностью готовы реагировать в случае нового пожара.
КАКОВА СИТУАЦИЯ НА ЭТОМ ОБЪЕКТЕ НАСЛЕДИЯ СЕГОДНЯ?
Сейчас, спустя 15 лет после пожара, захоронение вновь посещают туристы. Среди посетителей были также президенты и короли. Но наша работа еще не окончена. В ближайшие месяцы должно состояться официальное открытие главного здания, и сейчас мы исправляем и дорабатываем некоторые детали.
Я чувствую, что на меня смотрит весь мир в надежде, что я найду правильный подход к этому объекту и он будет спасен. И хотя работа подчас крайне напряженная, все были чрезвычайно рады, когда в 2023 году он был исключен из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Беседу провела Анулийна Саволайнен
ЮНЕСКО
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai