Получивший повсеместное распространение бетон постепенно вытеснил приемы народного архитектурного творчества. Однако сегодня все больше архитекторов осознают их преимущества и обращаются к местным традициям, чтобы строить дома, устойчивые к изменению климата.
В 1964 году в нью-йоркском
Музее современного искусства (MoMA) прошла фотовыставка
«Архитектура без архитекторов», организованная австрийско-американским писателем и архитектором
Бернардом Рудофским и ставшая одним из самых ярких культурных событий того времени. На ней можно было видеть традиционные дома из разных стран, каждый из которых воплощал в себе коллективный опыт местного населения, передающийся из поколения в поколение в ходе совместной деятельности. Успех этой выставки, за 11 лет побывавшей в 80 музеях мира, говорит сам за себя:
архитектура без архитекторов по праву заслуживает внимания.
Примеров народного зодчества множество: это и деревянные мёкки в
Финляндии, и скальные жилища, и входящие в Список всемирного наследия
ЮНЕСКО глинобитные постройки догонов в
Мали и каменные дома, сооруженные методом сухой кладки в районе
Чинкве-Терре в
Италии. При этом у всех них есть нечто общее: отточенное веками мастерство, простые материалы, безопасность для окружающей среды и рациональность конструкции.
Выставка
Бернарда Рудофского не только позволила по достоинству оценить традиционные постройки, но и способствовала развитию мировой архитектурной мысли и практики. Архитекторы из разных уголков планеты, среди которых Алвар Аалто из
Финляндии, Чарльз Корреа из
Индии и Джеффри Бава из
Шри-Ланки, стали черпать вдохновение в традициях народного зодчества своих стран.
Железобетонный ад
Чемпионом по архитектуре без архитекторов может считаться египтянин
Хасан Фатхи. Его имя прославилось на весь мир после выхода книги
«Проектировать вместе с народом» (фр. Construire avec le peuple, 1970), где он описал строительство деревни Новая Курна напротив Луксора. Будучи ярым приверженцем вековых традиций своего народа, Хасан Фатхи пошел по следу Хатшепсут, вошедшей в историю как фараон-строитель, и возродил использование кирпича-сырца — дешевого материала, благодаря которому жители
Верхнего Египта смогли сами выстроить себе дома.
В сатирической пьесе
«Железобетонный ад» (1964) он критикует глобализацию архитектуры и градостроительства и противоречащее здравому смыслу применение железобетона в жарком климате
Сахары. Построенный из него новый район поселка Барис подобен раскаленному жерлу печи без намека на гостеприимство. В противоположность ему
Хасан Фатхи положительно отзывается о старом квартале Бариса с плотно стоящими вдоль узких, укрытых навесами улиц глинобитными домами, защищающими своих обитателей от зноя и песчаных бурь. По мнению архитектора, необходимость возвращения к традициям очевидна.
Толстые каменные и глинобитные стены отличаются большей теплоизоляцией,
чем тонкие стены из железобетона. А такие элементы традиционной архитектуры, как
машрабия (ажурные деревянные решетки для оконных и дверных проемов) и
малькаф (или бадгир), что в переводе означает
«ветролов», позволяют проветривать помещение и поддерживать в нем прохладу естественным образом, представляя собой более эффективную и экономичную в плане энергопотребления альтернативу кондиционерам.
Характерная для арабо-мусульманской архитектуры планировка домов с окнами и дверями, выходящими в затененный внутренний двор с садом, вдохновила
Хасана Фатхи на строительство загородных домов на юге
Каира. Эти здания, в частности резиденция «Мит-Рихан», воплощают собой его концепцию рациональной архитектуры. В 1980 году
Хасан Фатхи был удостоен премии
Ага Хана в области архитектуры, а его подход переняли многие архитекторы региона, такие как
Рамзес Висса Вассеф, Абдель Вахид эль-Вакиль и Омар эль-Фаррух.
Начиная с 1960-х годов эксперименты по возрождению глинобитного строительства стали проводиться к западу и востоку от
Египта и привели к созданию организации
«Нубийский свод» (La Voûte nubienne), помогающей малоимущему населению стран
Африки к югу от
Сахары самостоятельно строить себе глинобитные дома.
Интерес к глинобитной архитектуре возрос и за пределами региона. В 1979 году в
Гренобле (Франция) был основан центр глинобитного зодчества
CraTerre, содействующий его распространению по всему миру. Число его адептов растет и в наши дни. Например, немецкий архитектор
Анна Херингер представила на
Венецианской архитектурной биеннале 2016 года яйцеобразную хижину в стиле глиняных построек с соломенной крышей, которые можно встретить в индийском штате
Махараштра. А молодая женевская компания
Terrabloc разработала технологию изготовления глиняных блоков с добавлением цемента, позволяющего привести этот материал в соответствие со швейцарскими нормами и повысить его прочность и долговечность.
Каркас из бамбука
Популярность вновь набирают и другие традиционные материалы, в частности
древесина. Сегодня она представляет особый интерес, поскольку деревянное здание способно улавливать из атмосферы углекислый газ. К древесине обращаются даже крупные архитектурные бюро, которые возводят в том числе высотные здания. Так, в 2019 году архитектор
Ёйстейн Эльгсос построил в городе
Брумунддал (Норвегия) деревянный 18-этажный дом.
Переживают расцвет и традиционные дома с несущими конструкциями из бамбука, типичные для
Азии и Америки. Например, большой поклонник «растительной стали» колумбиец
Симон Велес сочетает каркас из бамбука с принципами современной архитектуры для постройки легких и экологичных сооружений, таких как
«Безымянная церковь» в Картахене (Колумбия). Его примеру следуют и другие архитекторы.
Нынешний
сдвиг в сторону заботы об экологии вынуждает архитекторов более ответственно подходить как к проектированию, так и к строительству зданий. Если мы посмотрим на опыт наших предков через призму устойчивого развития, мы увидим, что мы можем многому у них научиться: выбирать место для возведения здания и располагать его по сторонам света таким образом, чтобы эффективнее использовать
естественное освещение и направление господствующих ветров; применять в строительстве
натуральные материалы местного происхождения; делать выбор в пользу
технически простых решений и традиционных ремесленных технологий; подходить к проектированию рационально, принимая во внимание специфику местности и изучая особенности старинных сооружений.
Более того, приоритетом во всех областях, в том числе в строительстве, должно стать
повторное использование, причем не только материалов, но и зданий. Такой подход может показаться менее творческим, однако чтобы избежать немыслимого в прошлом расточительства природных ресурсов, мы должны продолжать использовать уже существующие постройки, адаптируя их к новой функции и
новым потребностям.
Лейла эль-Вакиль, египетско-швейцарский историк искусства и архитектор, бывший преподаватель филологического факультета и Института архитектуры Женевского университета, журнал «Курьер ЮНЕСКО»
В иллюстрации использовано изображение автора GreenHill (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/, фото автора NinaRundsveen (CC BY-SA 4.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=89316966 и фото автора Vegard Gran (CC BY-SA 4.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=121588467