Внешнеэкономический потенциал Эфиопии

Внешнеэкономический потенциал Эфиопии

Экономика Эфиопии на протяжении нескольких лет являлась одной из самых быстрорастущих в мире. Страна обладает значительным потенциалом для развития национального хозяйства, в том числе за счет расширения внешнеэкономических связей. В статье рассматриваются совокупные возможности и ресурсы государства по осуществлению внешнеэкономической деятельности. 

Природно-ресурсный потенциал Эфиопии и степень его реализации


Говоря о географическом факторе, в первую очередь следует упомянуть стратегически выгодное расположение этого государства. Эфиопия находится на Африканском Роге – историко-географическом регионе на востоке Африки. Значение его определяется главным образом близостью к странам Ближнего Востока и их рынкам – на юго-западе от Красного моря и Аденского залива, что дает определенные стратегические преимущества и создает объективные условия для формирования здесь важнейшего транспортного хаба, связывающего Африканский континент со странами Персидского залива.

Современная Эфиопия не имеет выхода к морю и уже на протяжении более чем двух десятилетий использует портовую инфраструктуру соседнего государства Джибути для ведения своей внешней торговли. Это в значительной степени ограничивает возможности страны по расширению своих внешнеэкономических связей как внутри региона, так и со странами других континентов. Государства, не имеющие выхода к морю, несут более высокие логистические издержки. Это снижает их конкурентоспособность на мировых и региональных рынках, влияет на объемы экспорта и импорта, и в конечном счете на темпы их экономического развития.


К следующим не менее важным составляющим внешнеэкономического потенциала государства относятся природно-климатический и ресурсно-сырьевой факторы, в том числе степень обеспеченности страны природными ресурсами. В зависимости от региона Эфиопии, природно-климатические условия заметно варьируются. Следует отметить, что для большей части Эфиопского нагорья характерен благоприятный для ведения хозяйственной деятельности умеренный климат, естественное плодородие и разнообразие почв, обильное количество осадков. Все перечисленное позволяет выращивать широкий спектр сельскохозяйственных культур. Около 65 % территории страны пригодно для ведения сельского хозяйства. Именно этим обусловлена многолетняя специализация Эфиопии в международном разделении труда как аграрного государства. В дальнейшем будут более подробно рассмотрены сельскохозяйственные возможности и достижения Эфиопии в рамках описания текущего состояния экономики страны.


По сравнению с некоторыми другими государствами Африки южнее Сахары, Эфиопия обладает небольшими запасами ограниченного набора полезных ископаемых. Среди важнейших полезных ископаемых страны можно выделить драгоценные металлы, в частности платиновые и золотые руды, а также каменную и калийную соли. Наиболее развита добыча золота. Доход от экспорта этого драгоценного металла составляет от $300 млн до $500 млн в год. Кроме того, в стране есть месторождения меди, никеля, железных руд, танталовых, ниобиевых и берилловых руд, залежи бурового угля, гипса и т. д. При этом добыча в промышленных масштабах не ведется.


Согласно проведенным исследованиям наиболее существенным и потенциально значимым ресурсом Эфиопии является природный газ, перспективы добычи которого связывают с разработкой месторождений в районе Огаденского бассейна. На данном этапе возможности развития нефтяной и газовой промышленности страны практически не реализованы – необходимая инфраструктура почти отсутствует, а трубопроводов на территории нет. Поставки углеводородов в страну совершаются по автодорогам и железнодорожным путям, проходящим через Судан и Джибути. Тем не менее в последние годы Эфиопия последовательно предпринимает меры для развития этой отрасли и превращения ее в важнейший сектор экономики. Так, был разработан план сроком до 2023 г., согласно которому предполагается развертывание широкомасштабной деятельности по эксплуатации имеющихся запасов природного газа. Для достижения поставленных целей предусмотрено привлечение большого числа зарубежных частных инвесторов, выдача лицензий на разработку и добычу полезных ископаемых сторонам, заинтересованным в развитии газодобывающей отрасли региона.


Страны Африки к югу от Сахары (АЮС) обладают большим потенциалом ресурсов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Кроме того, у них есть свои веские причины развивать данное направление. Главным фактором для освоения можно назвать дефицит электроэнергии в регионе и низкий уровень доступа населения к ней. Следовательно, освоение этих ресурсов является стратегически важным, необходимым для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. В последнее время в основном только в двух странах АЮС разворачиваются наиболее крупные государственные программы по освоению и использованию возобновляемых источников энергии – в Эфиопии и Кении.


Согласно оценкам Эфиопской электроэнергетической корпорации, которые были произведены при содействии иностранных специалистов, суммарный технический потенциал ВИЭ на территории страны составляет 60 000 МВт. Из них 45 000 МВт приходится на гидроэнергию, 10 000 МВт – на ветроэнергетические и 5000 МВт на геотермальные ресурсы. Из этого следует, что Эфиопия обладает высоким гидроэнергетическим потенциалом. В некоторых источниках ее называют «водонапорной башней» Восточной Африки. Наибольшая концентрация рек сосредоточена на Эфиопском нагорье. В целом в стране около полутора десятков крупных рек, протекающих с высокогорья. Реки запада Эфиопии в основном относятся к бассейну Нила. Голубой Нил (правый приток Нила) берет начало на Эфиопском нагорье, вытекая из крупнейшего озера страны – Тана. На востоке реки менее полноводны, что обусловлено более засушливым климатом.


Гидроэлектростанции (ГЭС) составляют более 90 % в энергобалансе Эфиопии. В стране действует каскад ГЭС на реке Омо – Гильгель Гибе I и II (184 МВт и 420 МВт). В 2016 г. была введена в эксплуатацию ГЭС Гильгель Гибе III (1,87 ГВт). Стоимость строительства оценивается в $1,8 млрд, а главным подрядчиком была итальянская компания Webuild S.p.A. Из 1,87 ГВт 400 МВт планируется поставлять в Кению, 200 МВт в Судан и 200 МВт в Джибути. Однако основная проблема заключается в том, что линии электропередачи (ЛЭП) еще не построены.


Недалеко от озера Тана расположена ГЭС Белэс, установленная мощность которой составляет 460 МВт. На данный момент она является второй по величине электростанцией в стране. Строительство этой ГЭС было негативно воспринято Египтом, который расположен ниже по течению реки Белэс. Следует понимать, что количество плотин и водохранилищ, которые можно построить на реке все-таки ограниченно, и энергия, отбираемая электростанцией у реки, уже не используется ниже по течению. Следовательно, в данной ситуации экономические конфликты, связанные с распределением энергии, практически неминуемы.


В настоящее время ведется строительство на реке Голубой Нил крупнейшей в Африке ГЭС – «Плотина великого возрождения Эфиопии» (Grand Ethiopian Renaissance Dam), установленная мощность которой составляет 6,46 ГВт, а ежегодная генерация – более 16 гигаватт-часов. Подобный прирост генерации позволит Эфиопии удовлетворять не только собственные потребности в электроэнергии, но и экспортировать электроэнергию, прежде всего в Судан. Эфиопия планирует извлечь выгоду из создающегося водохранилища за счет промышленного вылова рыбы и развития туризма. Более того, плотина будет регулировать водный поток в регионе, что создаст более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Проект вызвал значительный общественный резонанс и закономерное недовольство Египта. Голубой Нил является основным источником египетской воды, поэтому эксплуатация гидроэлектростанции и особенно заполнение водохранилища вызывают опасения у страны. Переговоры между Эфиопией, Египтом и Суданом длятся уже несколько лет. Несмотря на это, в феврале 2022 г. была запущена одна из 13 турбин мощностью в 375 МВт. Через несколько месяцев запланирован запуск следующей турбины, а завершение строительства ожидается к 2024 г.


Эфиопия экспортирует сейчас, а после ввода в строй новых энергообъектов будет расширять экспорт электроэнергии в соседние страны Восточной Африки – в Кению, Джибути, Судан, Южный Судан и Эритрею. Страна получила от Африканского банка развития $231 млн на строительство ЛЭП 400 кВ в Судан (212 км) и в Кению (434 км).


Таким образом, много новых возможностей для экономического развития Восточной Африки связывают с использованием природных богатств региона. Недавнее открытие значительных запасов нефти и газа (в Кении, Уганде и Танзании), существующая добыча нефти в Южном Судане, большой гидроэнергетический потенциал Эфиопии и расширение поставок ее электроэнергии в Джибути и Кению, а также строительство нефте- и газопроводов – все это может стать основой для углубления экономической кооперации в регионе, расширения внешнеэкономической деятельности отдельных стран.

 

Инфраструктурный фактор


Ещё одной характеристикой внешнеэкономического потенциала страны может послужить степень развития производственной инфраструктуры и внутренней транспортной системы, интегрированности региона в мировое логистическое пространство.


Возвращаясь к вопросу использования водных ресурсов Эфиопии, следует отметить, что водные пути сообщения и речной транспорт внутри страны развиты крайне слабо. Это в большей степени обусловлено природными факторами – в период засух речная навигация полностью парализована. Имеющиеся речные пути сообщения используются лишь для перевозок в пределах Эфиопии. В перспективе водный транспорт может развиваться за счёт крупных озер – Тана, Чамо и др. Однако сейчас данные водные артерии также не играют значительной роли: они не являются частью логистических цепочек поставок, не используются для перевозки крупных грузов.


Как уже было сказано выше, у Эфиопии нет своей портовой инфраструктуры, а почти вся ее внешняя торговля осуществляется через порт Джибути и в целом сильно зависит от мощности портов соседних стран. В последние несколько лет на этом направлении наблюдаются некоторые позитивные тенденции, открываются новые перспективы. Так, подписание в 2018 г. мирного соглашения между Эритреей и Эфиопией уже возымело определенный положительный эффект. После подписания соглашения о мире и сотрудничестве страны начали постепенно восстанавливать дипломатические отношения, телекоммуникационные, торговые и транспортные связи. Эритрея также возобновила отношения с Джибути и Сомали. В том же году авиакомпания Ethiopian Airlines сообщила, что ежемесячно смогла экономить до $10 млн, которые ранее выплачивались сопредельным странам за право использования их воздушного пространства. В долгосрочной перспективе ожидается, что мир будет способствовать расширению трансграничной торговли и, как следствие, региональной интеграции. В частности, предоставление Эритреей доступа к своим портам приведет к диверсификации маршрутов поставок эфиопских товаров на мировой рынок и облегчит проблему перегруженности портов Джибути.


В перспективе также рассматривается возможность использования альтернативных вариантов, среди которых порты городов Бербера, Ламу и Порт-Судан. Следует отметить, что близкое географическое расположение Эфиопии к государствам с морским побережьем представляет собой потенциал для повышения конкурентоспособности страны и региона при условии создания эффективных трансграничных транспортных коридоров, обеспечивающих свободный и безопасный доступ к морским портам и соседним рынкам.


Примером может послужить строительство первой современной электрифицированной железнодорожной линии Восточной Африки – Аддис-Абеба - Джибути протяженностью 752,7 км, которая была введена в эксплуатацию в 2018 г. Около 70 % средств на строительство было предоставлено Экспортно-импортным банком Китая. Сооружение линии также осуществлялось силами китайских компаний. В настоящее время по трансграничной железной дороге перевозится более четверти всего объема экспортных и импортных грузов, направляемых в порт Джибути, на который приходится большая часть внешнего товаропотока Эфиопии. С 2015 г. идет строительство еще двух участков железной дороги, которые будут присоединены к железнодорожной линии Аддис-Абеба - Джибути в городе Аваш. В будущем планируется создание национальной сети железных дорог путем реализации проектов по строительству еще пяти железнодорожных веток.


Сейчас более 90 % всех внутренних грузоперевозок приходится на автодороги. По данным на 2016 г. сеть автомобильных дорог Эфиопии состояла из 513 дорог, протяженность которых 28 032 км. Столица Эфиопии, Аддис-Абеба, является центром автодорожной системы страны, крупнейшим транспортным хабом.


В Восточной Африке на стадии строительства находится мультимодальный транспортный коридор, который должен соединить побережье Кении с Южным Суданом, Угандой и Эфиопией – так называемый коридор «Порт Ламу - Южный Судан - Эфиопия» (Lamu Port-South Sudan-Ethiopia-Transport, LAPSSET). Уже была построена базовая инфраструктура будущего транспортного коридора, и сейчас продолжается строительство основных звеньев LAPSSET (порты, трубопроводы, автомобильные и железные дороги). На данный момент неясно, насколько быстро этот проект будет полностью реализован, что во многом связано с вопросами безопасности, политической нестабильностью и напряженностью в регионе, а также с продвижением более коммерчески выгодных альтернативных проектов – прокладывание трубопровода через Танзанию или Эфиопию. В случае завершения строительства этот транспортный коридор станет наглядным примером того, как инвестиции в заброшенные пограничные районы могут не только стимулировать местную экономику, но и интенсифицировать интеграционные процессы в регионе.


Помимо автодорожного транспорта достаточно развитой считается авиационно-транспортная инфраструктура Эфиопии. При этом ее распространение неравномерно и зависит от региона. Так, наибольшее число аэропортов сконцентрировано в двух крупнейших административных регионах – Оромия и Амхара. Примечательно, что в некоторые точки страны можно попасть только по воздуху. Авиационная сфера находится под контролем государства. Главным авиаперевозчиком Эфиопии является государственная компания Ethiopian Airlines. Кроме того, на рынке авиаперевозок страны представлены крупные европейские и африканские компании. Эфиопия, в том числе благодаря выгодному географическому положению, уже сейчас является крупнейшим транспортным хабом для авиаперевозок между странами Африки южнее Сахары и государствами других континентов, в частности Европы.


Из всего вышесказанного относительно значения инфраструктурного фактора в реализации внешнеэкономического потенциала Эфиопии следует, что неразвитая во многих аспектах инфраструктура значительно ограничивает возможности страны по расширению внешней торговли. По этой причине в дальнейшем политика страны в области транспортной инфраструктуры по-прежнему будет нацелена на строительство национальной железнодорожной сети и развитие автомобильных дорог при непосредственном участии зарубежных компаний (главным образом КНР и стран Европейского союза). В этом процессе теоретически может принять активное участие и Российская Федерация, поставляя продукцию своей тяжелой машиностроительной промышленности или же выступая в качестве подрядчика при возведении инфраструктурных объектов.


Экономика Эфиопии на современном этапе развития


Для наиболее полного раскрытия внешнеэкономического потенциала Эфиопии представляется целесообразным рассмотрение основных макроэкономических показателей, текущего состояния экономики страны, недавних тенденций и т. д. За последние годы Эфиопии удалось стать одной из стран с самыми быстрыми темпами роста экономики. В 2018 г. Международный Валютный Фонд (МВФ) охарактеризовал экономику Эфиопии, как самую быстроразвивающуюся в Африке. За период с 2010/11–2019/20 гг. рост ВВП в среднем составлял 9,4 % в год. Среди прочих факторов существенную роль в достижении такого результата сыграло, в частности, увеличение государственных инвестиций в развитие инфраструктуры, привлечение иностранной помощи и зарубежных инвесторов.


В 2019/20 финансовом году из-за пандемии COVID-19 рост реального ВВП Эфиопии замедлился с 8,4 % (в предыдущем году) до 6,1 %. Тем не менее Эфиопия все еще остается одной из самых быстрорастущих экономик региона. В основном рост приходился на сектор услуг и промышленность, при этом гостиничный бизнес и транспортный сектор сильно пострадали от пандемии и связанных с ней мер по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции.


Кроме того, на фоне пандемии увеличился дефицит государственного бюджета, а инфляция в 2020 г. достигла 20,6 %, что в значительной степени связано со сбоями в цепочках поставок. Среди других показателей можно также отметить размеры государственного долга, который по состоянию на февраль 2022 г. составляет около 50 % от ВВП (из которых примерно половина – внешний долг).


Стабильно высокие темпы экономического роста в течение последнего десятилетия в некоторой степени способствовали появлению положительной тенденции сокращения бедности как в городских, так и сельских районах страны. Об этом свидетельствует уровень бедности за разные годы. Так, в 2000 г. более 50 % населения Эфиопии находилось за чертой бедности. В 2011 г. этот показатель был уже на уровне 30 %, а в 2016 г. сократился до 24 %. Несмотря на это, Эфиопия остается одной из самых бедных стран с доходом на душу населения в размере $890. Правительство страны выделяет значительную часть государственного бюджета на реализацию программ по сокращению уровня бедности, а также стремится привлечь для их финансирования помощь со стороны других государств, международных организаций (таких как МВФ и ВБ). В 2018 г. Эфиопия получила порядка $5 млрд на реализацию целей развития, из которых $846 млн предоставили США.


Для поддержания экономического роста, достигнутого за предыдущее десятилетие в рамках Планов роста и трансформации, правительство Эфиопии разработало новый 10-летний План развития, рассчитанный на период с 2020/21 по 2029/30 гг. Помимо поддержания достигнутых результатов, план предполагает последовательное увеличение роли частного сектора в экономике страны. Кроме того, к 2025 г. Эфиопия рассчитывает перейти в категорию стран со средним уровнем дохода. С 2018 г., с момента вступления премьер-министра Эфиопии Абий Ахмеда в должность, страна постепенно переходит на путь к большей либерализации экономики: для зарубежных инвесторов частично открываются традиционно государственные сферы влияния – энергетика, телекоммуникации и авиаперевозки. При этом крупные отрасли промышленности все еще остаются под контролем государства.


По данным Всемирного банка в 2020 г. ВВП Эфиопии (номинальный, т. е. в текущих ценах) составил $107,6 млрд. Эфиопия традиционно считается аграрной страной. Однако в последние годы наблюдается заметное сокращение доли сельского хозяйства в национальной экономике, постепенное возрастание роли промышленности и сектора услуг. В 2020 г. структура ВВП по отраслям экономики выглядела следующим образом: сельское хозяйство – 35,5 %; промышленность – 23,1 %, из которых 5,3 % приходится на обрабатывающую промышленность; сектор услуг – 36,8 %.


Хотя доля аграрного сектора в структуре ВВП страны постепенно сокращается, товары сельскохозяйственного производства все еще составляют основную статью экспорта. Так, 70 % валовых поступлений – доходы от продажи продуктов сельского хозяйства. Приблизительно 3/4 обрабатывающей промышленности страны приходится на переработку сельскохозяйственного сырья. По данным на 2020 г., число занятых в сельском хозяйстве составляло 65 % от общей занятости. Примечательно, что пандемия коронавируса не оказала существенного влияния на этот сектор экономики. Более того, в 2019/20 финансовом году наблюдалось увеличение его вклада в экономический рост.


По данным Всемирного банка на 2020 г., экспорт товаров и услуг Эфиопии составил $3,5 млрд, а импорт – $11,1 млрд, что говорит о наличии отрицательного сальдо торгового баланса. В том же году на торговлю товарами приходилось 15,21 % ВВП страны. По сравнению с предыдущим годом доходы от экспорта увеличились на 12 % (за счет увеличения экспорта золота, цветов, кофе и ката), а импорт сократился на 8,1 %. Это способствовало уменьшению дефицита счета текущих операции с 5,3 % до 4,4 %. В секторе услуг наблюдалось существенное сокращение экспорта – 6 %, что главным образом связано со снижением доходов авиакомпании Ethiopian Airlines.


К основным статьям экспорта Эфиопии относятся продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукция текстильной промышленности, драгоценные металлы, а также электрические машины и оборудование. По доле в общем объеме экспорта можно выделить наиболее значимые товары: кофе (24,6 %), масличные культуры (11 %), золото (5,55 %), цветы (5,45 %), бобовые (5,32 %), мясо и пищевые мясные субпродукты (2,6 %). На кофе приходилось порядка $860 млн от экспорта страны. Однако на мировом рынке доля эфиопского кофе составляет не более 3 %.


Примечательно развитие цветочной индустрии Эфиопии, появившейся в 1990-х гг. при поддержке прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Она представляет собой яркий пример диверсификации экспорта – появление совершенно нового нетрадиционного экспортного товара. Изначально движущей силой развития этой отрасли были ПИИ. Иностранные инвесторы (в основном голландские) привнесли этот бизнес в Эфиопию. Они участвовали в формировании цепочки создания стоимости цветочной продукции. Позднее многие отечественные и иностранные инвесторы вошли в эту отрасль, способствовали развитию конкуренции. Сейчас производители цветов в Эфиопии пользуются различными сравнительными преимуществами: благоприятный климат и почва, дешевая рабочая сила, налоговые льготы, предоставляемые правительством для развития эффективной и прибыльной отрасли, создающей рабочие места и обеспечивающей экспортные поступления в страну.


В 2020 г. главными направлениями экспорта Эфиопии были США (11,7 %), Сомали (8,4 %), Гонконг (7,23 %), ОАЭ (7,05 %), Саудовская Аравия (5,78 %), Нидерланды (5,07 %), Германия (4,81 %), Швейцария (4,67 %), Сингапур (4,42 %) и Китай (3,49 %).


Среди основных категорий товаров, импортируемых Эфиопией, можно назвать машины и оборудование (16,1 %), электротехнические товары (7,45 %), минеральное топливо и продукты его переработки (12,3 %), металл и металлопродукция (около 8 %), средства наземного транспорта (7 %), лекарственные препараты (3,92 %), удобрения (3,7 %), зерновые (4,13 %), пластмассы и изделия из них (4 %). Главными поставщиками в 2020 году были следующие страны: Китай (24,9 %), Индия (8,17 %), ОАЭ (7,22 %), США (5,1 %), Кувейт (4,8 %), Франция (4,71 %), Великобритания (3,58 %), Турция (2,72 %).


Из приведенных выше статистических данных следует, что основным торговым партнером Эфиопии выступает Азия, за ней следуют страны Европы, Северной и Южной Америки, а потом уже другие страны Африканского континента. Подобная структура характерна для большинства государств региона. На континенте зафиксирован один из самых низких показателей внутрирегиональной торговли в мире. Так, в 2019 г. лишь 15 % африканского экспорта приходилось на торговых партнеров континента, тем временем в Европе этот же показатель достигал 68 %, а в Азии – 60 %. Несмотря на то что в рамках различных интеграционных группировок континента действует более низкая импортная пошлина, ряд нормативных ограничений и нетарифных барьеров все еще повышает трансакционные издержки, ограничивая движение факторов производства, товаров и услуг через границы. Также сказываются ограничения со стороны предложения и колониальное прошлое континента, а именно географическая структура торговли. В таких условиях торговые связи африканских стран с государствами других регионов являются более эффективными, чем внутрирегиональные, что в равной степени свойственно и странам, не имеющим выхода к морю. Это в том числе связано с проблемами инфраструктуры и однотипностью структуры хозяйства интеграционных группировок. Африканским странам предстоит преодолеть еще множество препятствий на пути к более интегрированному региональному рынку.

 

Иностранные инвестиции как фактор реализации внешнеэкономического потенциала


В качестве одного из катализаторов роста экономики часто рассматривают иностранные инвестиции. За 2017/18 финансовый год Эфиопия получила в качестве прямых иностранных инвестиций (ПИИ) около $4 млрд на реализацию различных отечественных и иностранных проектов. В 2019 году чистый приток прямых иностранных инвестиций составлял $2,5 млрд. Согласно данным Всемирного банка, начиная с 2012 г. заметно увеличивается приток ПИИ в Эфиопию, в первую очередь из таких стран как Китай, Саудовская Аравия, Турция и Индия, а также из стран Европейского союза. В 2018 г. Эфиопия вошла в топ-5 стран Африки - реципиентов ПИИ. Основные направления иностранных инвестиций: обрабатывающая промышленность, сектор услуг и сельское хозяйство – 46 %, 39 % и 15 % соответственно.


Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед после вступления в должность в 2018 г. пообещал в течение нескольких лет значительно повысить инвестиционную привлекательность страны за счет улучшения инвестиционного климата. Политика по привлечению ПИИ является важной частью государственной политики экономического развития Эфиопии. Сейчас страна продолжает открывать экономику для иностранного капитала. Среди основных государственных мер, направленных на привлечение инвестиций, можно выделить введение различных стимулов (к примеру, освобождение от уплаты налогов на прибыль на период от 2 до 6 лет, отсутствие контроля над экспортными ценами со стороны Национального банка Эфиопии, упрощенные и ускоренные процедуры получения лицензий), развитие инфраструктуры и строительство индустриальных парков.


По данным на 2020 г., Эфиопия занимала 159 место (из 190) в оценивающем бизнес-среду рейтинге Doing Business Всемирного банка. Руководство страны решительно настроено повысить ее позицию в данном списке. Для этого был создан специальный комитет во главе с премьер-министром, разрабатывающий варианты изменений в конкретных областях с целью облегчения предпринимательской деятельности. Согласно данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), основными проблемами для малых и средних предприятий в Эфиопии являются обременительные административные процедуры, высокая стоимость затрат на логистику, сложности, связанные с получением кредитов и доступом к иностранной валюте.


Потенциально ПИИ могут сыграть значительную роль в повышении уровня благосостояния принимающей страны, так как сопровождаются внедрением новых технологий и методов управления, созданием рабочих мест, улучшением условий труда работников, подготовкой квалифицированных кадров, развитием промышленности и т. д. Так, в Эфиопии за период 1992–2016 гг. в рамках проектов ПИИ возникло в общей сложности 586 842 рабочих места. При этом около 41 % новых постоянных рабочих мест приходится на проекты в обрабатывающей отрасли промышленности. Иностранные инвестиции могут оказать влияние на экономику страны в том числе за счет организации экспортного производства и продаж товаров на мировой рынок. Примером может послужить цветочный бизнес в Эфиопии.


Тем не менее в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса, нарастания напряженности и начала вооруженного конфликта на севере страны ПИИ сократились на 20 %. Несмотря на усиление роли определенных факторов, в значительной мере ухудшающих инвестиционный климат в стране, инвестиционная привлекательность некоторых отраслей экономики Эфиопии сохраняется. Среди факторов привлечения ПИИ, помимо перечисленных в начале статьи географических, можно также сформулировать следующий тезис: Эфиопия – быстрорастущая экономика с населением более 100 млн человек, формирующимся средним классом и дешевой рабочей силой.


Действительно, демографический фактор как в вопросе привлечения инвестиций, так и в целом для реализации внешнеэкономического потенциала может иметь решающее значение. Эфиопия является самым населенным государством в мире (115 млн человек по данным на 2020 г.), не имеющим выхода к морю. По состоянию на начало 2020 г., население Эфиопии имело следующее распределение по возрасту: 46,3 % – люди младше 15 лет, 51 % – люди в возрасте от 15 до 64 лет, 2,7 % – люди старше 65 лет. Как следует из этих данных, трудоспособное население практически равно численности населения нетрудоспособного возраста. В связи с этим в Эфиопии зафиксирован большой коэффициент общей демографической нагрузки (95,9 %), свидетельствующий о крайне высокой социальной нагрузке для общества.


Около 70 % населения страны – люди в возрасте до 30 лет, при этом половина населения – дети в возрасте до 15 лет. Несмотря на существенные трудности, связанные с серьезной демографической нагрузкой, сложившаяся возрастная структура населения представляет собой огромный демографический потенциал, реализация которого зависит от политики государства в сфере образования.


Согласно отчету Всемирного банка за 2017 год, с 2005 г. число учащихся в высших учебных заведениях Эфиопии увеличилось в 5 раз, а количество государственных образовательных учреждений возросло с 8 до 36. Кроме того, в высших учебных заведениях страны был введен принцип 70/30: 70 % студентов получают образование в сфере технологий и естественных наук, 30 % – в области социальных и гуманитарных наук. Подобное соотношение отвечает как запросам изменяющегося глобального контекста, так и повышенному спросу на определенные специальности на рынке труда. Будущее технологических и наукоемких отраслей часто связывают с развитием человеческого капитала. При условии повышения его качества путем создания возможностей для получения профессиональных навыков огромный социальный потенциал молодежи может стать ключевым активом, стимулирующим социально-экономическое развитие страны.


Что касается роли ПИИ в повышении качества человеческого капитала, то в Эфиопии активно реализуются программы подготовки квалифицированных специалистов, а также обучения в процессе деятельности (learning-by-doing). Однако усилий иностранных инвесторов на уровне компаний недостаточно. Необходима целенаправленная государственная политика, в рамках которой будет осуществляться взаимодействие иностранных компаний с местными и международными учебными заведениями.


Таким образом, из всего вышесказанного следует, что на основании имеющихся субъективных и объективных условий в Эфиопии была создана определенная материальная база, обеспечивающая активное ведение внешнеэкономической деятельности. При этом пока нельзя сказать, что ВЭД страны определяет социально-экономическое развитие или играет определяющую роль в структурной трансформации экономики, так как существенный потенциал в этой области остается нереализованным. Многие перспективные направления развития находятся пока на стадии разработки и представляют лишь гипотетическую возможность, практическая реализация которой зависит как от самого государства и его политики в той или иной сфере, так и от различных региональных и глобальных факторов.


М. Конохова, журнал «Ученые записки Института Африки РАН»

В иллюстрации использовано изображение автора Alena Artemova (CCBY3.0) и изображение автора Srinivas Agra (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
01.11.2023
Важное

Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.

08.09.2024 13:00:00

Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.

08.09.2024 09:00:00

Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.

07.09.2024 13:00:00
Другие Статьи

Продолжение материала театроведа Екатерины Поляковой о наследии великого английского драматурга.

В аргентинской провинции Ла-Риоха ввели собственную валюту в ответ на антикризисные меры президента Аргентины Хавьера Милея.

Продолжение книги российского историка-американиста Владимира Согрина.

Ключевой альбом культовой группы Марка Сэндмана.