Визовый лабиринт

ИЗ-ЗА БЮРОКРАТИИ ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТЕРЯЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕСТИ БИЗНЕС В ЯПОНИИ

Прошло уже несколько недель с тех пор, как руководитель стартапа по производству полезных напитков Бо Беккер подал заявление в иммиграционное управление Японии с просьбой продлить его годовую визу для предпринимателей. Он опасается повторения прошлогоднего сценария, когда из-за задержки его банковские счета заблокировали и он не смог отправлять платежи.

«Это был настоящий кошмар. Я могу только молиться, чтобы на этот раз визу продлили без задержек», — делится Беккер.



Это ежегодное испытание — лишь одно из множества разочарований, которые он и другие иностранные предприниматели испытывают от работы в Японии. Страна стремится привлечь больше талантливых стартаперов с помощью специальных виз, но не всегда готова помочь им закрепиться здесь на долгий срок. По словам более чем десятка предпринимателей, живущих в Японии, жесткие правила продления виз, запутанные правила банковской системы и рынка недвижимости, в которых трудно ориентироваться временным резидентам, создают серьезные препятствия для создания устойчивого бизнеса.

На кону — амбициозные планы Японии увеличить объем венчурных инвестиций и восстановить свои утраченные позиции в таких прорывных технологиях, как производство смартфонов, социальные сети и искусственный интеллект. Три года назад тогдашний премьер-министр Японии Фумио Кисида объявил о планах создания 100 000 стартапов и 100 компаний-единорогов (компания-стартап, получившая рыночную оценку стоимости в размере свыше 1 млрд долларов – прим. ред.) к 2027 году. Однако сегодня в стране насчитывается лишь около 10 000 стартапов и всего несколько компаний-единорогов.

Япония понимает важную роль мигрантов в создании и развитии предпринимательской среды, хороший пример тому - США. Поэтому страна намерена усилить свою собственную стартап-экосистему и привлечь талантливых специалистов, предпринимателей и новаторов из других стран, чтобы они могли создавать и развивать стартапы в Японии.


Около 10 лет назад Япония впервые ввела так называемую стартап-визу, пригласив предпринимателей открывать бизнес в стране. По данным Японской организации внешней торговли (JETRO), к маю прошлого года этой возможностью воспользовались более 700 человек. Изначально виза выдавалась на шесть месяцев, но позже срок действия был увеличен до двух лет. Однако продлевать ее все равно необходимо каждые полгода, из-за чего потенциальным предпринимателям сложно арендовать квартиры или открывать банковские счета.

Иностранным стартаперам советуют со временем сменить тип визы, например, оформить визу бизнес-менеджера, которая даёт возможность продлить срок пребывания. Однако даже с такой визой Беккеру приходится обновлять её ежегодно.

Некоторые успешные стартапы, созданные иностранцами, вызвали большой интерес общественности. Один из них — Sakana AI, основанный канадцем Дэвидом Ха и поддерживаемый Nvidia. Этот стартап стремительно развивается, достигнув оценки в 1,5 миллиарда долларов, и сумел привлечь инвестиции от ведущих японских банков и корпораций.

Другой пример — компания Paidy, основанная канадцем Расселом Каммером. Она была приобретена международным платежным сервисом PayPal Holdings Inc. и стала пионером в предоставлении услуг формата «Покупай сейчас, плати позже» в Японии. Однако такие истории успеха скорее исключение. Многие предприниматели, приехавшие в Японию, жалуются на сложные правила, бюрократию и отсутствие четких инструкций.

К примеру, Беккер до сих пор не получил объяснений, почему затягивается процесс продления его визы. Он полагает, что чиновников настораживает отсутствие прибыли у его бизнеса. Согласно новым требованиям иммиграционной службы, заявители на визу бизнес-менеджера должны предоставить доказательства прибыльности или финансовой устойчивости своего бизнеса в течение двух лет после начала деятельности. Для стартапов, начинающих с нуля, это практически невыполнимая задача. «Такие требования делают запуск стартапа в Японии для неграждан страны почти невозможным», — заключает Беккер.

Даже самым известным стартапам Кремниевой долины, таким как Uber Technologies Inc. и Airbnb Inc., потребовалось более десяти лет, прежде чем они начали приносить хоть какую-то прибыль. Инвесторы хорошо знают, что большинство стартапов терпят неудачу, и это считается нормой в мире венчурного бизнеса. Однако в Японии, как отмечает Еситаке Нагаока, иммиграционный юрист из юридической фирмы Bright, специализирующейся на визовых вопросах, власти устанавливают по-настоящему жесткие условия для новых стартапов, поскольку плохо понимают их специфику.

«Безусловно, им важно подтвердить, что ваш бизнес действительно существует. При этом такая чрезмерно тщательная проверка его успешности — это действительно перебор. Нет необходимости в столь жесткой системе оценки стартапов», — считает Нагаока.

Иммиграционное управление Японии отказалось комментировать отдельные случаи задержки продления виз, заявив, что решение о выдаче виз бизнес-менеджеров и их продлении зависит от состояния дел каждого заявителя. А банки утверждают, что они просто стараются соблюдать правила по борьбе с отмыванием денег, которые ограничивают доступ к счетам для законных резидентов.


Амарсанаа Цембел переехал в Японию в 2019 году, после того как успешно создал крупнейшую в Монголии компанию по подбору персонала. Он стремился выйти на более крупный рынок и рассчитывал на благоприятную среду. Но из-за годичной визы он не мог получить жилищный кредит. Его жена и две дочери получили визы как иждивенцы, но, не зная, сколько времени им разрешат оставаться в стране, решили вернуться в Монголию.

«Мой бизнес успешен, я уже вложил в него шесть лет своей жизни. При этом взамен я не могу даже купить iPhone в рассрочку на 12 месяцев. Мне отказывают в жилищном кредите и получении кредитной карты только потому, что у меня краткосрочная виза», — говорит Цембел.

Многие предприниматели сталкиваются с аналогичными проблемами. Для открытия банковского счета или аренды офисного помещения часто требуется поддержка японского гаранта — чего нет на других крупных рынках. Компании, выпускающие кредитные карты, нередко отказывают иностранцам в открытии счетов.

«Это как смерть от тысячи бумажных порезов. Я не думаю, что причина кроется в чём-то одном. В целом можно сказать, что нежелание идти на риск — это специфичная черта японского общества», — отмечает Джордан Фишер, венчурный партнер компании Antler, помогающий иностранным предпринимателям находить бизнес-партнеров в Японии.

Управляющий бизнесом по разработке игр в Киото Фарид Бен Амор считает, что доброжелательная позиция правительства и жесткая иммиграционная система находятся в явном противоречии. «Все очень вежливые и извиняющиеся, - рассказывает Фарид. - Тем не менее их действия совершенно не соответствуют тому, что нужно для развития стартапов. Существует явный разрыв между иммиграционной политикой и реальными потребностями бизнеса», - резюмирует он.

Несмотря на эти трудности, а также относительно небольшой размер местного рынка венчурного капитала, многие предприниматели по-прежнему видят в Японии привлекательное направление. Страна предлагает социальную стабильность, высокообразованные кадры и высокий спрос на инновационные продукты и услуги. Местный рынок венчурного капитала также растет, хоть и скромными темпами: согласно данным компании Initial, в 2023 году в Японии было создано 118 новых венчурных фондов, что в три раза больше, чем десять лет назад.

Тем временем Беккер морально готовится к «бонусам» от задержки визы. Замороженный банковский счёт грозит проблемами с оплатой аренды, кредитов и даже финансированием собственного бизнеса. Больше всего его раздражает не сам бюрократический хаос, а то, что он мог бы приносить экономике пользу — если бы ему просто дали возможность работать, а не бороться с бумажной волокитой.


«Мы нанимаем местных сотрудников, работаем с японскими производителями и продаём товары онлайн, через интернет. Мы действительно стараемся сделать Японию лучше», - резюмирует Беккер.
Bloomberg
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
06.03.2025
Важное

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00

Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?

27.03.2025 17:00:00
Другие Статьи

Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.

Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.