Вертикальный рост: экономика небоскребов

Вертикальный рост: экономика небоскребов
Темпы строительства небоскребов напрямую связаны с темпами роста экономики: каждый 1 % глобального роста приводит к такому же увеличению числа высоток. Самый первый из известных проектов небоскреба, библейский, провалился: Вавилонскую башню людям не удалось возвести до небес. Строительство небоскребов до сих пор нередко сопряжено с иррациональными мотивами, однако небоскребы являются не только памятником их создателям, но и следствием экономического роста и технологического прогресса.

В 1885 г. архитектор Уильям Ле Барон Дженни построил в Чикаго (США) Home Insurance Building, прототип современного небоскреба высотой всего в 10 этажей, применив технологическую новацию: перенес часть нагрузки с каменной кладки здания на железный каркас, который крепился к стенам. В обычных домах вес здания держат на себе стены, а железная клетка, в которую Дженни заковал здание, в более поздних проектах трансформировалась в прочный стальной каркас, способный выдерживать практически любые нагрузки. Вместе с изобретением электрических лифтов эта новация сняла ограничения на высоту зданий и послужила началом строительного бума, кардинально изменившего облик современной городской среды.


Рост небоскребов

За 100 с лишним лет с момента возведения Дженни первого в мире высотного здания средний «рост» небоскреба увеличился в семь раз. К 2000 г. средняя высота 100 самых высоких зданий мира возросла до 285 метров, а в 2018 г. составляла уже 385 метров: с начала XXI века небоскребы ежегодно становились выше в среднем на 1,8 %.

В последней четверти XX в. количество возводимых небоскребов не превышало 45 в год, но примерно с середины 1990-х гг., начала быстрого роста экономики Китая, это число стало стремительно увеличиваться за счет азиатского региона. В пиковых 2016–2018 гг. в мире ежегодно возводилось более 300 небоскребов высотой от 150 метров и выше. К ноябрю 2020 г., по данным базы Skyscraper Center, зданий высотой от 150 метров насчитывалось более 5300 и еще 740 находятся в стадии строительства. Почти 70 % небоскребов расположены в Азии.


Небоскребы мира

Половина всех небоскребов мира расположены в 17 городах, но хотя бы один небоскреб есть в 315. Из 20 городов с наибольшим количеством небоскребов – 7 городов Китая и Гонконг. По данным Emporis, больше всего высоток – 1712 – в Гонконге, в занимающем второе место по этому показателю Нью-Йорке их вдвое меньше (834). Москва входит в мировой топ-20 городов с самым большим числом небоскребов, а в топ-20 самых высоких зданий мира, введенных в эксплуатацию, 13-ю строчку занимает петербургский «Лахта-центр».

Единого определения того, какой высоты здание считать небоскребом, нет. База Emporis учитывает здания высотой от 100 метров, Skyscraper Center относит к небоскребам здания от 150 метров. Совет по высотным зданиям и городской среде (Council on Tall Buildings and Urban Habitat, CTBUH) – международная некоммерческая организация по обмену информацией между профессионалами в области высотного строительства и разработчик международных стандартов определения высотных зданий – отдельно выделяет супервысокие здания (от 300 метров) и мегавысокие (от 600 метров).

Мегавысоких небоскребов в мире всего три: 828-метровый Burj Khalifa в Дубае, Шанхайская башня в крупнейшем финансовом центре Китая и Королевская часовая башня в Мекке, служащая отелем и рассчитанная на размещение более 100 000 паломников.


Экономика и небоскребы

Чем быстрее развивается город или регион, тем быстрее растет спрос на аренду офисов и жилье в центральных локациях, горизонтальная застройка которых ограниченна. Рост спроса ведет к «битве за место», и стоимость земли здесь возрастает. Вместе со стоимостью земли растет и высота зданий: девелопер максимизирует прибыль, объясняет профессор экономики Ратгерского университета Джейсон Барр, автор книг и десятков экономических исследований о небоскребах.

Два главных фактора, движущих здания вверх, – рост экономики и урбанизация, считает Барр. Первые небоскребы появились в Чикаго и Нью-Йорке в тот момент, когда эти города превратились в центры торговли и коммерции, а рынки акций переживали бум; с конца XX в. лидерство по числу возводимых высоток принадлежит быстрорастущим азиатским странам – более 40 % всех зданий в мире высотой более 150 метров построены в Китае и Гонконге. С 2010-х небоскребы начали появляться в странах Африки.

По оценкам Барра, рост глобального ВВП на каждый 1 % приводит к примерно такому же росту числа небоскребов: «Это означает, что каждый год, когда мир увеличивает свои доходы, будет строиться все больше небоскребов». При этом лишь треть стран в мире имеют хотя бы одно здание высотой более 150 метров. За пределами США первый небоскреб был построен в 1947 г. в Бразилии (Altino Arantes), а в некоторых богатых странах Европы их до сих пор нет (например, в Норвегии и Дании). 

В начале XX в. увеличение числа жителей американского города на 10 % повышало вероятность строительства в нем сооружения в 21 этаж или выше на 2,5 п. п., а когда численность перешагивала отметку в 315 000, вероятность оказывалась 100-процентной. Сегодня вероятность появления высоток в городах с населением менее 1 млн невелика, но при превышении этого порога она резко возрастает, рассчитали Барр и его соавтор Габриэль Альфельдт.


Высота тщеславия

В 1900 г. американский архитектор Кэсс Гилберт убеждал, что небоскреб – это инструмент, который заставляет землю платить, и в 1913 г. по его проекту на Манхэттене был построен Woolworth Building, удерживавший титул высочайшего здания мира на протяжении 17 лет. Однако, в отличие от Гилберта, власти Нью-Йорка находили, что хорошую прибыль дают «только некоторые» небоскребы. С появлением самых первых небоскребов появились и их ненавистники, считавшие высотки «удушающими символами деспотизма», уродующими городскую среду и строящимися из тщеславия, а не для экономических целей.

Здание Empire State Building на Манхэттене на полвека стало символом не только небоскреба, но и «белого слона». Завершение строительства башни совпало с началом Великой депрессии, и в 1930-е владельцам удавалось сдавать в аренду лишь немногим более 20 % площадей, служащие вынуждены были включать свет на верхних этажах, чтобы создать иллюзию деловой жизни. Здание было прозвано Empty (пустое) State Building. Оно почти до 1950 г. не приносило прибыли и до сих пор остается не до конца заполненным.


«Белый слон»

Так называют крупные, очень дорогие и зачастую политически значимые проекты, которые сложно окупить. В монархиях Юго-Восточной Азии обладать белым слоном было престижно, но дорого его содержать, а использовать это священное животное для работ запрещалось. Короли дарили белых слонов придворным, которые им не нравились, чтобы разорить получателей.

С момента появления самых высоких проектов зданий к их экономике добавлялся элемент соревнования за высоту, писали в 2008 г. в своей знаменитой работе Роберт Хелсли из Университета Британской Колумбии и Вильям Стрэндж из Университета Торонто. Американский предприниматель Фрэнк Вулворт пересмотрел проект названного его именем нью-йоркского небоскреба только затем, чтобы превзойти Metropolitan Life Building, которое на тот момент было самым высоким зданием мира после Эйфелевой башни, а проектировщики Empire State Building добавили зданию пять этажей и шпиль только для того, чтобы обойти в высоту самое высокое на тот момент здание компании-конкурента – Chrysler Building, которое автомобильный магнат Уолтер Крайслер называл «памятником мне». Небоскребы – скорее воплощение эго их заказчиков и архитекторов, чем проект в обычном понимании этого слова, а само возведение таких сооружений – по сути, гонка за приз, писали Хелсли и Стрэндж.

Политические лидеры, желающие себя увековечить, нередко строят «белых слонов», показало исследование Университета Осло. Высота зданий, сооружаемых в странах с автократическими режимами, выше, чем в демократических государствах, и к тому же часто дополняется «символической высотой» – шпилями и незанятыми помещениями. Например, символическая высота Burj Khalifa в Дубае составляет почти треть (29 %) от всей высоты здания.


Надежная основа

Строительство небоскребов и их высота в большинстве случаев отвечают задаче максимизации прибыли, утверждает Барр. Кривая, отображающая корреляцию между стоимостью строительства небоскребов и их высотой, имеет форму буквы U, то есть до определенного момента увеличение высоты снижает затраты. Вот почему большая часть небоскребов (почти 70 %) в мире не превышает 200 метров. При этом экономически обоснованный предел высоты сильно различается по регионам и зависит от множества факторов, в частности от особенностей местности и стоимости земли, технологий, затрат на материалы и оплату труда. Например, строительство одного этажа второй по высоте в мире Шанхайской башни обошлось вдвое дороже, чем этажа самого высокого здания мира – Burj Khalifa, – но вдвое дешевле, чем одного этажа Башни Банка Америки, которая в 1,4 раза ниже. В США снижение затрат в результате технического прогресса компенсируется ростом стоимости рабочей силы и материалов, в Азии быстрый экономический рост и интенсивная урбанизация в сочетании с более низкими затратами на строительство и использованием инноваций приводят к строительному буму.

В июне 2020 г. правительство Китая запретило строительство зданий высотой 500 метров и более. В последние годы строительство новых высоток в Китае сокращалось: многие проекты реализовывались с высоким уровнем долгового финансирования, и правительство пыталось обуздать спекулятивное строительство, отмечает в обзоре CTBUH.


Не выше дерева

Реализация возможности «вертикального роста» нередко сдерживается неоднозначным отношением к высотному строительству. Многие города ограничивают высоту зданий, стремясь сохранить историческую застройку и изначальный архитектурный облик. Например, на Бали (Индонезия) дом не должен превышать высоту кокосового дерева (15 метров), в Афинах (Греция) здание не может быть выше Парфенона, а в центре Рима (Италия) нельзя строить здания выше собора Святого Петра. По данным базы Emporis, самый дорогой в мире небоскреб – построенный в 2014 г. в Нью-Йорке 541-метровый One World Trade Center стоимостью $3,9 млрд. Строительство самого высокого в мире здания Burj Khalifa обошлось в $1,5 млрд.

Небоскребы позволяют реализовать амбиции не только архитекторам и девелоперам, но и арендаторам, которые готовы платить дополнительную премию за локацию выше конкурентов. Самые высокие и дорогие этажи в небоскребах занимают наиболее продуктивные и крупные компании, для которых центральная локация – часть имиджа, показало исследование на данных об аренде в знаковых американских небоскребах.

В городах Китая экономические основы строительства небоскребов сопряжены с неэкономическими, например стремлением чиновников к продвижению по службе. Исследование показало, что там, где работают более молодые чиновники, стремящиеся к общественному одобрению, строят более высокие небоскребы, которые зачастую становятся предметом национальной гордости.

Empire State Building девять десятилетий спустя остается одной из самых популярных туристических достопримечательностей и частью идентичности Нью-Йорка, а среднегодовые темпы роста его стоимости на всем горизонте составили около 5 %, защищает небоскреб Барр. Да и само решение о его строительстве вряд ли можно назвать иррациональным, считает он: расчеты показывают, что на момент планирования оно могло приносить 10 % годовых, а Великая депрессия оказалась цунами, которого никто не ожидал.


«Индекс небоскреба»

В 1999 г. экономист Dresdner Kleinwort Benson Эндрю Лоуренс создал «индекс небоскреба», который сигнализирует, что возведение очередного здания-гиганта может предсказывать экономические кризисы. Банковской панике 1907 г. в США предшествовало начало строительства на Манхэттене небоскреба Singer Building, который на тот момент был самым высоким зданием в мире. Церемония закладки камня Chrysler Building, также ставшего на время самым высоким зданием мира, прошла в Нью-Йорке в сентябре 1928 г., а через год, в октябре 1929 г., произошел крах Уолл-стрит, ставший началом Великой депрессии.

Рост индекса небоскреба совпал и с другими событиями: например, завершение строительства зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 1972 и 1973 гг. и Sears Tower в Чикаго в 1974 г. сопровождалось коллапсом Бреттон-Вудской системы и началом очередной рецессии. «Нездоровую корреляцию» между строительством небоскребов и кризисами Лоуренс связал с избыточным инвестированием и ростом объемов спекулятивных операций в периоды бумов, на которые, как правило, приходится большинство решений о строительстве самых амбициозных зданий.

В 2012 г. Barclays дополнил список Лоуренса новыми примерами, в число которых, например, вошло строительство Burj Khalifa, начатое за несколько лет до глобального экономического кризиса. Возведение зданий рекордной высоты совпадает с пиком строительного бума, который характеризуется нерациональным использованием капитала, объясняли аналитики. Строительство начинается на поздней фазе экономического подъема, а завершается на этапе экономической коррекции, если только вхождение в нее не заставило заказчиков вовремя изменить планы. Правда, индекс небоскребов не предсказал серьезные экономические спады в 1920-х, конце 1930-х и начале 1980-х.

В 2011 г. Барр и его коллеги из Ратгерского университета сравнили даты принятия решений о крупнейших проектах «вертикального роста» и показали, что они далеко не всегда приходились на пик бизнес-цикла, но строительство небоскребов коррелирует с ростом ВВП: появление экстремально высоких зданий в той или иной стране поддержано фундаментальным фактором – повышением уровня ВВП. Строительство небоскребов действительно чувствительно к бизнес-циклу: его объемы и сама высота зданий растут в ответ на ускорение экономики и снижаются в ответ на рецессии, но с временным лагом в 3–5 лет, что обусловлено достаточно большим временем, необходимым для планирования такого строительства, пишут Барро и Альфельдт. Но это не имеет ничего общего с убеждением, что появление очередной мегавысотки служит индикатором пузыря, который скоро лопнет, убеждены они.

Власта Демьяненко, Денис Касянчук, «Эконс»

В иллюстрации использовано изображение автора ani (CCBY3.0) и изображение автора Gregor Cresnar (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
 
09.04.2024
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.