В мастерской «Ювелира короля»

В мастерской «Ювелира короля»

Легендарный Christofle – французский Дом ювелиров и серебряных дел мастеров – раскроет секреты производства драгоценных столовых приборов, интерьерных аксессуаров и украшений, отвечающих самым взыскательным вкусам венценосных особ. Знаменитая на весь мир мануфактура примет участие в Днях наследия, которые пройдут в Париже.


Просветительский проект – Дни европейского наследия – реализуется Министерством культуры и коммуникаций Франции с 1984 года. В третьи выходные сентября для посетителей открывают не только знаменитые музеи. Бесплатные выставки и экскурсии организуют в Елисейском дворце, Сенате, посольстве и префектуре, а также в театрах, больницах, школах и спортивных залах. Открываются для туристов и частные виллы, замки и фабрики.

 

Компания Christofle в этом году снова распахнет свои двери. Знаменитая ювелирная и серебряная мануфактура является воплощением французской элегантности и стиля. Изделия этой марки покоряли королей, императоров и звезд мирового масштаба.

 

История фабрики началась в 1830 году, когда ее возглавил 25-летний ювелир Шарль Кристофль. В течение десяти лет семейная мануфактура выпускала драгоценные украшения и входила в число крупнейших производителей ювелирных изделий во Франции. Но настоящее развитие фабрика получила после покупки патентов у французского виконта-изобретателя Анри де Рюо и бирмингемского инженера Генри Элькингтона. Разработки ученых позволили наносить тончайший слой серебра и золота на изделия - использовался электролиз или гальванический метод. При этом предметы из простого металла с таким покрытием по красоте и качеству не уступали аналогичным изделиям из цельного серебра и золота.

 

Мастера Christofle первыми научились повторять одно изделие по нескольку раз, для чего использовали форму из резины. Так запустили серийное производство и смогли выполнить невероятный по тем временам заказ от императора Наполеона III. В королевский дворец Шато-д'Э на севере Франции потребовался огромный столовый сервиз из 4000 предметов. Приборы, вазы и наборы для украшения интерьера привели монарха в восторг, и вскоре Шарль Кристофль получил титулы «Ювелир короля» и «Поставщик императора». Новые статусы прославили мастера на весь мир. Столовое серебро с клеймом знаменитой фабрики заказывали Российский императорский двор, султан Османской империи Абдулазиз, а позднее - император Мексики Максимилиан.

 

В 1858 году мастера Christofle изготовили элементы декора для вагона папы Пия IX. Через 10 лет компания создала позолоченные статуи для крыши театра Опера Гарнье в Париже. А год спустя – одела в позолоту 9-метровую медную статую Девы Марии с младенцем Христом. Эта скульптура, созданная Эженом Луи Лекеном, по сей день украшает базилику Нотр-дам-де-ла-Гард в Марселе и считается самым крупным арт-объектом в мире, изготовленным при помощи гальванопластики.




После смерти Шарля Кристофля компанию возглавили его сын Поль и племянник Анри Буйе. Оба оказались приверженцами принципов Шарля: сохраняли превосходное качество производства, внедряли прогрессивные технологии и выпускали изделия передового дизайна, сотрудничая с лучшими мастерами и художниками своего времени. Расширили братья и ассортимент продукции. Традиционные тарелки, вазы и столовые приборы дополнили тарелки для яиц, вилки для дыни и тележки для вина. Главными заказчиками стали крупные отели, в том числе Ritz.



 

Но военные конфликты и революции начала XX века поставили под удар экономику предприятия. Спрос в Европе значительно снизился, а экспорт столового серебра в Америку себя не оправдал. Дом Christofle оказался на грани банкротства. Возродить производство и вернуть фабрике былую славу удалось дальним родственникам Шарля Кристофля – Тони Буйе и Карле Борлетти. Супружеская пара сделала ставку на практичность. Безупречные в художественном отношении столовые предметы теперь разрешалось мыть в посудомоечной машине. Такой подход привел на фабрику новых крупных заказчиков – железнодорожные, авиационные и морские транспортные компании.

 

Сотрудничать с Домом Christofle стремились именитые художники своего времени: в период ар-нуво, когда в моду вошли плавные линии и изгибы, Christofle выпустил утонченную коллекцию, созданную по эскизам скульптора Каррье-Беллеза, учителя Родена; торжество эклектики - стиль ар-деко – воплотили совместные проекты с фотографом Маном Рэем и художником Жаном Кокто, а также изделия, разработанные архитектором Джо Понти. В эпоху модернизма 1950-х были реализованы идеи функционального дизайна Лино Сабаттини.

 

Традиция творческих союзов успешно продолжается и сегодня. В портфолио Дома Christofle - проекты с ведущими декораторами и индустриальными дизайнерами – Пегги Хюин Кин, Матильд Бретилло, Андре Птуман, Марселем Вандерсом, Ора-Ито, Каримом Рашидом. Помимо столовых приборов фабрика выпускает фарфоровые изделия, текстиль, декор для дома. А в последние годы коллекцию пополнили и уникальные ювелирные украшения.

 

Утонченные изделия мастера Christofle создают, применяя разные способы обработки металла. Это формовка, ковка, чеканка, гравировка, патинирование и тиснение. Весьма разнообразен и декор. Неизменным в Christofle остается технология серебрения путем гальванопластики и принцип оценки качества, утвержденный основателем фирмы Шарлем Кристофлем: «Есть только один критерий качества: просто лучшее».


Анна Кокорина
В иллюстрации использовано изображение автора Vectors Point (CCBY3.0) и автора Eucalyp (CCBY3.0)  с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
21.08.2023
Важное

Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.

30.11.2023 13:00:00

Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.

30.11.2023 17:00:00

Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.

28.11.2023 13:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.