Легендарный Christofle – французский Дом ювелиров и серебряных дел мастеров – раскроет секреты производства драгоценных столовых приборов, интерьерных аксессуаров и украшений, отвечающих самым взыскательным вкусам венценосных особ. Знаменитая на весь мир мануфактура примет участие в Днях наследия, которые пройдут в Париже.
Просветительский проект – Дни европейского наследия – реализуется Министерством культуры и коммуникаций Франции с 1984 года. В третьи выходные сентября для посетителей открывают не только знаменитые музеи. Бесплатные выставки и экскурсии организуют в Елисейском дворце, Сенате, посольстве и префектуре, а также в театрах, больницах, школах и спортивных залах. Открываются для туристов и частные виллы, замки и фабрики.
Компания Christofle в этом году снова распахнет свои двери. Знаменитая ювелирная и серебряная мануфактура является воплощением французской элегантности и стиля. Изделия этой марки покоряли королей, императоров и звезд мирового масштаба.
История фабрики началась в 1830 году, когда ее возглавил 25-летний ювелир Шарль Кристофль. В течение десяти лет семейная мануфактура выпускала драгоценные украшения и входила в число крупнейших производителей ювелирных изделий во Франции. Но настоящее развитие фабрика получила после покупки патентов у французского виконта-изобретателя Анри де Рюо и бирмингемского инженера Генри Элькингтона. Разработки ученых позволили наносить тончайший слой серебра и золота на изделия - использовался электролиз или гальванический метод. При этом предметы из простого металла с таким покрытием по красоте и качеству не уступали аналогичным изделиям из цельного серебра и золота.
Мастера Christofle первыми научились повторять одно изделие по нескольку раз, для чего использовали форму из резины. Так запустили серийное производство и смогли выполнить невероятный по тем временам заказ от императора Наполеона III. В королевский дворец Шато-д'Э на севере Франции потребовался огромный столовый сервиз из 4000 предметов. Приборы, вазы и наборы для украшения интерьера привели монарха в восторг, и вскоре Шарль Кристофль получил титулы «Ювелир короля» и «Поставщик императора». Новые статусы прославили мастера на весь мир. Столовое серебро с клеймом знаменитой фабрики заказывали Российский императорский двор, султан Османской империи Абдулазиз, а позднее - император Мексики Максимилиан.
В 1858 году мастера Christofle изготовили элементы декора для вагона папы Пия IX. Через 10 лет компания создала позолоченные статуи для крыши театра Опера Гарнье в Париже. А год спустя – одела в позолоту 9-метровую медную статую Девы Марии с младенцем Христом. Эта скульптура, созданная Эженом Луи Лекеном, по сей день украшает базилику Нотр-дам-де-ла-Гард в Марселе и считается самым крупным арт-объектом в мире, изготовленным при помощи гальванопластики.
После смерти Шарля Кристофля компанию возглавили его сын Поль и племянник Анри Буйе. Оба оказались приверженцами принципов Шарля: сохраняли превосходное качество производства, внедряли прогрессивные технологии и выпускали изделия передового дизайна, сотрудничая с лучшими мастерами и художниками своего времени. Расширили братья и ассортимент продукции. Традиционные тарелки, вазы и столовые приборы дополнили тарелки для яиц, вилки для дыни и тележки для вина. Главными заказчиками стали крупные отели, в том числе Ritz.
Но военные конфликты и революции начала XX века поставили под удар экономику предприятия. Спрос в Европе значительно снизился, а экспорт столового серебра в Америку себя не оправдал. Дом Christofle оказался на грани банкротства. Возродить производство и вернуть фабрике былую славу удалось дальним родственникам Шарля Кристофля – Тони Буйе и Карле Борлетти. Супружеская пара сделала ставку на практичность. Безупречные в художественном отношении столовые предметы теперь разрешалось мыть в посудомоечной машине. Такой подход привел на фабрику новых крупных заказчиков – железнодорожные, авиационные и морские транспортные компании.
Сотрудничать с Домом Christofle стремились именитые художники своего времени: в период ар-нуво, когда в моду вошли плавные линии и изгибы, Christofle выпустил утонченную коллекцию, созданную по эскизам скульптора Каррье-Беллеза, учителя Родена; торжество эклектики - стиль ар-деко – воплотили совместные проекты с фотографом Маном Рэем и художником Жаном Кокто, а также изделия, разработанные архитектором Джо Понти. В эпоху модернизма 1950-х были реализованы идеи функционального дизайна Лино Сабаттини.
Традиция творческих союзов успешно продолжается и сегодня. В портфолио Дома Christofle - проекты с ведущими декораторами и индустриальными дизайнерами – Пегги Хюин Кин, Матильд Бретилло, Андре Птуман, Марселем Вандерсом, Ора-Ито, Каримом Рашидом. Помимо столовых приборов фабрика выпускает фарфоровые изделия, текстиль, декор для дома. А в последние годы коллекцию пополнили и уникальные ювелирные украшения.
Утонченные изделия мастера Christofle создают, применяя разные способы обработки металла. Это формовка, ковка, чеканка, гравировка, патинирование и тиснение. Весьма разнообразен и декор. Неизменным в Christofle остается технология серебрения путем гальванопластики и принцип оценки качества, утвержденный основателем фирмы Шарлем Кристофлем: «Есть только один критерий качества: просто лучшее».
Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.
Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.
Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.
Продолжение материала театроведа Екатерины Поляковой о наследии великого английского драматурга.
В аргентинской провинции Ла-Риоха ввели собственную валюту в ответ на антикризисные меры президента Аргентины Хавьера Милея.
Продолжение книги российского историка-американиста Владимира Согрина.
Ключевой альбом культовой группы Марка Сэндмана.