НОВАЯ ЭЛИТА АФРИКИ ВЕДЕТ СВОИ СТРАНЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОЗНАНИЮ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Когда мы говорим, что весь мир пришёл в движение, что вырабатывается новый мировой порядок, то должны понимать, что меняются, преобразуются все отношения, в том числе и между континентами, регионами, странами. И мы в самом деле видим, например, новую Евразию. Но самые радикальные изменения происходят в Африке и с Африкой. В какой-то степени Африка совершает прямой переход в будущее, которое во многом создаёт сама. Что получится – посмотрим.
В течение последних столетий
Африка в значительной степени была на вторых ролях, выступала в качестве приложения к тем или иным мировым силам, оперирующим на мировой арене. В античности такой силой были, например, римляне, которые активно действовали прежде всего в
Северной Африке. Затем появились исламские страны со своими интересами и идеями. Затем в игру активно включились
европейцы, а чуть позже американцы. И это, конечно, далеко не полный перечень тех, кто так или иначе приходил в
Африку. Африканцы тоже не всегда были безответными жертвами, они и сами часто энергично сотрудничали с пришельцами, в деле торговли рабами, например.
Да и внутри самой
Африки развивались разные цивилизации, строились города, возникали самые различные государственные образования, а
зулусы, например, уверенно завоёвывали юг
Африки и столкнулись с англичанами, устраивавшими свои колонии в тех же краях. Но какую бы оптику мы ни прикладывали к
Африке, всё же надо признать, что, повторю, в последние столетия чаще
инициатива развития исходила снаружи, что колонизаторы самых разных типов с той или иной степенью жестокости использовали
Африку. Сегодня мы видим новую ситуацию.
Прежде всего, похоже, возникает новая
африканская субъектность и/или субъектности.
Африка велика и разнообразна, трудно вообразить, во всяком случае сегодня, что возникнет какое-то единое африканское правительство или что удастся быстро и эффективно согласовывать
общеафриканские интересы. Хотя последнее иногда в той или иной мере удаётся. Но всё же жёстких конфликтов в
Африке много, а этиология их разнообразна. Однако очевиден и общеафриканский тренд на обретение самостоятельности, на осознание собственных интересов, на стремление эти интересы отстаивать. И дело прежде всего в том, что по ряду причин к власти в африканских странах приходит
новая элита, сравнительно молодая, сформировавшаяся уже в современном мире.
В течение последних столетий Африка в значительной степени была на вторых ролях, выступала в качестве приложения к тем или иным мировым силам, оперирующим на мировой арене.
Когда-то, лет 60–70 назад, состязание между
социалистическим блоком и капиталистическим миром, в первую очередь между
СССР и
США, создало для африканских элит удивительную ситуацию относительной
свободы выбора: хочешь, выбирай коммунистическую мечту, хочешь – мир чистогана. Что интересно, правила позволяли осуществлять такой выбор не один раз, что развивало умственные способности элит, тренировало воображение и
чувство собственного достоинства. И вообще, хоть большинство населения
Африки жило крайне бедно, элиты стали
богатеть и
размножаться. Следовательно, стало постепенно расти и число государств: элитам нужны собственные страны с собственной
идентичностью, мифологией и так далее.
Но дело не только и не столько в этом. Постепенно наступила
эпоха новых информационно-коммуникационных технологий. А это означало, что хоть физические границы остались, но в виртуальном пространстве, доступном почти для всех, они исчезли. То есть огромное количество знаний стало доступным. Конечно, значительная часть этих знаний оказалась чушью, а то и опасной, злонамеренной ложью, но вместе с тем
кругозор расширился значительно, ясно стали видны отличия между странами, контрасты при
сравнении образов жизни и прочие вполне впечатляющие факты современной жизни. Понятно, что это повлияло и на население, и на элиты, и на отношения между ними, на народный запрос к элитам, если хотите. Но не только
информационно-коммуникационными технологиями жив человек.
Да и внутри самой Африки развивались разные цивилизации, строились города, возникали самые различные государственные образования, а зулусы, например, уверенно завоёвывали юг Африки и столкнулись с англичанами, устраивавшими свои колонии в тех же краях.
Пришли и новое оружие, и новые методы ведения сельского хозяйства, и многое другое. В общем, у элит континента сформировался устойчивый запрос на достижение достойного места и в мировой иерархии как таковой, и в мировой торговле и общем распределении мировых благ.
Менялся и окружающий мир. Выросли и усилились
Китай и
Индия, многие другие евразийские страны.
Россия, оправившись от коллапса
СССР, стала следовать самостоятельному пути и начала уделять больше внимания
Африке, отчасти создавая новые механизмы взаимодействия, отчасти вспоминая советский опыт (хотя в целом он, конечно, не воспроизводим). В то же время страны
Запада многое делали по старинке, сохраняя уверенность, что старая система связей с
Африкой не подведёт. <…>
В общем, с одной стороны, наступило глубокое разочарование
в способностях Запада, возникли обоснованные подозрения в подлинных желаниях
его элит, а с другой – формировалось совершенно новое поле возможностей:
Африка теперь в состоянии самостоятельно созидать мир вокруг себя, точнее, полноценно участвовать в этом процессе, поскольку он многосторонний.
Россия, как я уже говорил, имеет определённый опыт отношений с
Африкой – как новый, так и прежний, ещё советский.
Россия также интеллектуально и технологически развитая страна. Она имеет совершенно понятные, прозрачные интересы в
Африке и может сотрудничать практически со всеми странами континента.
Африка, её страны желают получить комплексную помощь и комплексные решения для своего развития. Ситуация сейчас такова, что самое время принимать общие решения о развитии всего региона. Естественно, что для развития нужна безопасность, и эта проблема для
Африки важна.
Вот эти и другие вопросы будут обсуждены на II Российско-африканской конференции Валдайского клуба
«Россия – Африка: стратегия сотрудничества в многополярном мире» 24 июля в
Дар-эс-Саламе.
В своё время
Корней Чуковский написал чудесные стихи про
Африку:
«Не ходите, дети, в Африку гулять». Но благодаря – согласно Чуковскому – активности русских детей в
Африке стало столь чудесно, что поэт призвал:
«В Африку – бегом!»
Андрей Быстрицкий, дискуссионный клуб «Валдай»
Иллюстрация: использованы изображения Ben Didier, Made и Lina Loos